"Взаимодействие педагогов группы для детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе реализации индивидуального и дифференцированного подходов (из опыта работы)"

Автор: Ессина Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: г. Снежинск Челябинской области
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Взаимодействие педагогов группы для детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе реализации индивидуального и дифференцированного подходов (из опыта работы)"
Дата публикации: 28.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХОДЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ИДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

ПОДХОДОВ (из опыта работы)
Е.В. Ессина, учитель-дефектолог, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1», г. Снежинск Мы согласны с утверждением Н.Ю. Боряковой о том, что «Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступенькам развития», раскрывая потенциальные возможности маленького человека». Основным фактором, обусловливающим развитие психики ребенка с ограниченными возможностями, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие. В нашем учреждении накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) в условиях специальной группы детского сада, который позволяет выделить основные пути и средства реализации индивидуального и дифференцированного подходов в ходе коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ЗПР. Одно из средств решения этой проблемы – тесное взаимодействие педагогов группы (учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателей). Сотрудничество педагогов группы осуществляется как на этапе планирования, подготовки к мероприятиям, так и на этапах проведения и анализа коррекционно-образовательного процесса. Формы и характер взаимодействия зависят от направления и содержания работы. Направления в работе педагогов: I. Адаптация; II. Диагностика. III. Коррекционно-образовательная работа с детьми. IV. Работа с родителями. V. Повышение квалификации педагогов. В начале учебного года задачей педагогов группы является:
1. Установление эмоционального контакта с каждым ребенком, начиная с периода адаптации. 2. Организация коррекционно-развивающей среды для самостоятельной деятельности ребенка и общения с ним. 3. Выработка единства требований среди педагогического коллектива группы для организации работы с детьми с учетом состояния их нервно- психического здоровья. 4. Установление тесной связи педагогов группы с родителями, с учетом их социально-образовательного статуса. В период адаптации воспитатели, учитель-дефектолог и учитель-логопед присматриваются к детям, наблюдают, ближе знакомятся с ними и родителями, выясняют особенности, склонности характера каждого ребенка в свободной и совместной деятельности, в беседах. Во время диагностики учитель-дефектолог и учитель-логопед изучают уровень индивидуального развития каждого ребенка путем обследования психических процессов по специальным методикам. Воспитатели заняты изучением уровня развития изобразительных, трудовых, культурно- гигиенических навыков и умений каждого воспитанника. На консилиумах совместно с администрацией детского сада, всеми специалистами, воспитателями группы обсуждаются итоги первичного обследования детей, вырабатываются рекомендации по осуществлению коррекционно- образовательной работы с каждым ребенком. В средней группе диагностика и консилиумы проводятся трижды в год (сентябрь, январь и апрель), а в старшей и подготовительной к школе группах дважды (сентябрь и апрель). После проведения консилиумов в начале каждого учебного года, опираясь на результаты диагностики, рекомендации врача-психоневролога, психолога, совместно всеми педагогами группы намечаются индивидуальные для каждого ребенка и общие задачи коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с учетом основных линий развития ребенка. Осуществление коррекционно-образовательной работы с детьми,
включает в себя: •Перспективное и календарное планирование коррекционно- образовательной работы. •Коррекционное воспитание и обучение по индивидуальным программам развития ребенка; •Учет охранительного режима по отношению к каждому ребенку. Ежедневно утро начинается с индивидуальной коррекционной работы воспитателя с детьми, предложенной учителем-дефектологом и учителем- логопедом в «Тетради взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателей». В ней разрабатывается комплекс рекомендаций для проведения индивидуальной и подгрупповой работы в течение дня, недели в соответствии с лексической темой. Накануне проводится совместное обсуждение предлагаемых заданий, воспитателям даются рекомендации по их выполнению
.
Коррекционные игры и упражнения по заданию специалистов проводятся в течение всего дня с теми детьми, которые наиболее нуждаются в повторении, закреплении и предупредительной помощи. Во время этой работы воспитатель занимается с ребенком индивидуально, либо микрогруппами (2-3 человека). Некоторые задания предполагают фронтальную и подгрупповую работу с детьми между занятиями, во время прогулки. Вся коррекционная работа строится гибко, с учетом детских возможностей, их физического самочувствия и психического состояния, строго соблюдается охранительный режим. Учитель-дефектолог проводит непосредственно организованную деятельность (НОД) по ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой, развитию связной речи, обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений, учитель-логопед работает над коррекцией нарушенного звукопроизношения и фонематического слуха у детей. Воспитателями осуществляется НОД из области «художественно- эстетическое развитие» (лепка, аппликация, рисование, а также по
конструктивная деятельность и ручной труд). Опыт в работе группы для детей с ЗПР показал, что необходимо учитывать не только особенности развития детей, но и предпочтения и склонности педагогов в выборе занятий и совместной деятельности с детьми. Например, воспитатель, которому лучше удается учить детей лепить и рисовать, проводит лепку и рисование, а педагог, предпочитающий аппликацию и конструирование, ведет этот раздел. Занятия и совместная деятельность носят коррекционную направленность. Особое место в сетке совместной деятельности воспитателя и детей занимает игровая, театрализованная и трудовая деятельность. Учитель-дефектолог (учитель-логопед) и воспитатель проводят НОД параллельно. Дети с ЗПР в силу своих особенностей не могут овладеть учебным материалом на фронтальных занятиях. Анализ результатов обследования позволяет условно сформировать «сильную» и «слабую» подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные «уровневые» программы обучения, воспитания, развития. Состав этих подгрупп меняется в зависимости от вида занятий. Дети, слабо усваивающие программу, отличающиеся резким снижением работоспособности, на начальных этапах обучения не включаются в подгруппы. С ними работа ведется индивидуально или в небольших подгруппах. Подбор детей в микрогруппы или в подгруппу зависит от сходного состояния развития высших психических функций, в том числе речи, темпа деятельности, уровня знаний и умений. В нашей группе в организации и проведении совместной деятельности детей активно участвует младший воспитатель. Когда часть детей находится на индивидуальных занятиях со специалистами и воспитателями, с остальными воспитанниками взаимодействует няня. С целью профилактики переутомления и нарушения осанки, на каждом занятии обязательно проводятся физминутки, используется частая смена видов деятельности. Во время релаксационных пауз между занятиями
быстроутомляемые дети могут отдохнуть под музыку на ковре с закрытыми глазами, посидеть в кресле. Если педагог видит, что дальнейшая деятельность ребенка на занятии бесполезна или даже вредна с точки зрения охранительного режима, ему предлагается сменить обстановку, отдохнуть. Бывает так, что ребенок приходит в детский сад рано, не выспавшись, в плохом настроении и не в состоянии заниматься, он может спокойно отдохнуть в тишине, поспать на своей кровати, а потом учитель-дефектолог, учитель-логопед и воспитатели берут его на индивидуальную работу. Практикуется и такой метод: если ребенок устает, отключается и не может дальше присутствовать на занятии вместе со всеми, ему предлагается закончить занятие раньше и покинуть кабинет или групповую комнату вместе с младшим воспитателем или психологом, которые своевременно приходят на помощь специалистам и занимают ребенка другим интересующим его видом деятельности. Таким образом, достигается наилучший для всех выход из сложной ситуации: мы соблюдаем охранительный режим для этого ребенка, не допускаем неадекватных реакций в поведении с его стороны и ограждаем других детей от недостаточного усвоения материала на занятии. С этой целью проводится обсуждение каждого подобного случая на ПМП консилиуме. Составляется план действий всех специалистов детского сада, отрабатываются особые пути реализации индивидуального подхода к ребенку. Музыкальные и физкультурные занятия проводятся фронтально. Обязательно на этих занятиях присутствуют не только воспитатель, но и учитель-дефектолог с учителем-логопедом. Цели таких посещений разные: 1.Анализ деятельности сложных детей на фронтальных занятиях; 2.Определение содержания индивидуальной работы с ребенком, у которого есть нарушения общей, мелкой моторики, чувства ритма и т.д. 3.Оказание своевременной помощи ребенку, испытующему затруднения в освоении материала, быстро утомляющимся детям и др. 4.Подготовка к индивидуальным занятиям, праздникам, развлечениям и др.
Каждый специалист в детском саду проводит индивидуальные занятия с детьми. Мы постоянно помним о нервно-психической нагрузке на ребенка в ходе организованных занятий и совместной деятельности коррекционной направленности. Стараемся равномерно распределить ее в течение дня. Осуществляется преемственность всех педагогов, работающих с детьми. С этой целью были разработаны - Сетка распределения деятельности ребенка в детском саду. - Сетка занятости детей на индивидуальных и подгрупповых занятиях всех специалистов, позволяющие отслеживать, как распределена деятельность каждого ребенка в течение недели, нет ли накладок, не слишком ли загружен ребенок. Неотъемлемой и важной частью работы педагогов группы, является совместная индивидуально-дифференцированная работа с родителями. Мы считаем, что обучение и воспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. С этой целью в начале работы с родителями мы проводим анализ социально-образовательного статуса родителей воспитанников группы. В средней группе в начале учебного года после общего собрания ПМП консилиума педагогами группы совместно проводится организационное родительское собрание, на котором родителей знакомим с особенностями психофизического развития детей данного возраста, общими задачами их воспитания и обучения. Затем родители приглашаются учителем-дефектологом на индивидуальные консультации по итогам обследования детей. Консультации для родителей проводят как специалисты, так и воспитатели, каждый по своему направлению, но накануне учителем-дефектологом и воспитателями совместно обсуждаются темы бесед. Родители вовлекаются и в практическую деятельность: специалистами и воспитателями детского учреждения проводятся тренинги, обучающие игры в рамках «Школы для родителей». С целью информирования родителей по той или иной проблеме на протяжении всего учебного года учитель-дефектолог и
воспитатели проводят плановые фронтальные, подгрупповые и индивидуальные консультации по различным темам и консультации по запросам родителей. Также в уголке для родителей под названием «Советует учитель- дефектолог», «Советует учитель-логопед» и «Советуют воспитатели» помещаются различные памятки и рекомендации дефектологической, психологической, логопедической и медицинской направленности. Особенно эффективной формой взаимодействия явилось участие родителей в индивидуальных занятиях с ребенком с показом для родителей, на которых мама или папа могут увидеть своего ребенка в работе, познакомиться с методами и приемами обучения, получить конкретные рекомендации для занятий с ребенком дома. Интересно проходят «Дни открытых дверей» для родителей с посещением подгрупповых и фронтальных занятий, праздников, утренников и других мероприятий. Для наилучшего закрепления изучаемого материала были разработаны рекомендации для родителей к занятиям с ребенком дома «Домашняя игралочка». Еженедельно эти рекомендации помещаются в уголке для родителей на стенде «Советует дефектолог». В группе существует папка- передвижка «Пропущенная тема», в которой родители могут найти материал с прошлой недели, по каким-либо причинам пропущенный ими. Для записи рекомендаций заводятся индивидуальные «Тетради взаимодействия учителя- дефектолога, учителя-логопеда и родителей», которые помещаются в индивидуальную ячейку в специальном ящичке, находящемся в приемной, что позволяет бережно их хранить и удобно использовать в работе. Педагогам группы удалось сделать большинство родителей своими союзниками и помощниками в деле воспитания детей, донести мысль о том, что «проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем- то занимаются вместе».Такое взаимодействие педагогов и семьи пошло детям с ограниченными возможностями здоровья на пользу и приводит к положительным результатам.
Не менее важным направлением в работе педагогов группы является повышение профессиональной квалификации. Ежедневно между воспитателями и специалистами в группе происходит общение, обсуждение форм и методов коррекционной работы, практикуются взаимопосещения и анализ мероприятий. Также учителем-дефектологом, учителем-логопедом осуществляется помощь в аттестации воспитателей, для них проводятся консультации, при этом учитывается профессиональный опыт и образование педагогов. Таким образом, благодаря взаимодействию педагогов группы для детей с ЗПР, удается достигать:  быстрой адаптации детей в группе;  успешной комплексной диагностики, мониторинга, своевременного отслеживания динамики всех детей;  качественной коррекционно-образовательной работы;  тесного сотрудничества с родителями;  выработки единства требований, своей технологии в коррекционно- образовательном воздействии на детей;  повышение профессиональной компетенции всех педагогов группы.
Литература
1.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 1999. 2.Дефектология: Словарь-справочник /Под ред. Б.П. Пузанова. М.: Новая школа, 1996. 3.Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск: Университет, 1997. 4.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей:Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/Под ред.С.Г.Шевченко. – М.:АРКТИ,2001. 5. Забрамная С.Д. Развитие ребенка –в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа
для всех». –М.: Новая школа, 2000.