Напоминание

"Наша планета – наше здоровье!"

Автор: Михайлова Татьяна Александровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 г. Шебекино Белгородской области"
Населённый пункт: город Шебекино, Белгородская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие – экологическая игра
Тема: "Наша планета – наше здоровье!"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Михайлова

Татьяна

Александровна

,
учитель химии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 города Шебекино Белгородской области»
Внеклассное мероприятие – экологическая игра «Наша планета – наше здоровье!»

(для учащихся 6-9 классов)


Цель: воспитание экологической культуры учащихся. Задачи: - расширить и углубить знания учащихся по вопросам охраны природы, познакомить с статьями 9 и 36 Конституции РФ, привлечь их внимание к природоохранительной тематике, - развивать интерес к школьным предметам, изучающим окружающую среду, - воспитывать потребность в экологических знаниях и применении их в повседневной жизни.

Оборудование: вопросы на листах бумаги, жетоны разных цветов, плакаты, рисунки по природоохранной тематике, компьютер, проектор, экран, электронные материалы «Наша Конституция».

План проведения игры. 1. Вступление (Сценическая композиция). 2. Игровая часть: - представление команд, - сообщение ведущего о задачах, целях игры, - знакомство с правилами игры, - проведение игры. 3. Заключительная часть. Подведение итогов. Оборудование и оформление класса. В центре класса организуется игровое поле, на котором располагаются 6 столов для участников команд. На одном из столов находятся таблички с названием команд: «Эколог», «Зеленый патруль», «Водный патруль», «Чистый воздух», на остальных – тематические вопросники по секторам игры. На стенах развешиваются плакаты, рисунки, выполненные учащимися, по природоохранной тематике. На доске лозунги:
«
Думай глобально - действуй локально!», «Наша планета - наше здоровье!», презентация, компьютер, проектор. Правила игры. В игре участвуют 4 команды. Игровое поле – свободная часть класса - делится на 7 секторов: 1. «Химическая безопасность», 2. «Кров и жилищные условия», 3. «Воздух», 4. «Радиация», 5. «Безопасность пищи», 6. «Вода», 7. «Литературно – художественный». Участники каждой команды, во главе с капитаном, поочередно проходят все сектора и, взяв вопрос па выбор (вопросы расположены не по порядку, обратной стороной текста как на устном экзамене или зачете), отвечают на него. Жюри оценивают правильность ответа. Время прохождения командой игрового поля (все 6 секторов) фиксируется и учитывается при подведении итогов. Задание в 7-ом секторе выполняется одновременно всеми командами. Набор и количество вопросов можно менять, в зависимости от возраста участников игры.
Ход мероприятия
1

Вступление

Первый чтец
Возле речки в тумане Чуть звенят тополя. Может ими и манит Человека земля?
Второй чтец
Иль березкой кудрявой, Нескупой на слова? Или Явором - дубом? Дуб - всем лесам голова!
Первый чтец
Иль плясуньей калиной, Что сережкой трясет? Или первой травинкой, Пробивающий лед?
Второй чтец
Что ж земля привлекает или этим, иль тем. В суть вопроса вникая, я так думаю - всем.
Первый чтец
И родными местами, где ты жил, где ты был, И цветами, цветами - чуть о них не забыл...
Второй чтец
Манят волею реки И раздольем поля. Не обманет вовеки Человека Земля!
Учитель,
обращаясь к учащимся: а как мы, люди, должны взаимодействовать с Землей?
I ученик:
" Я - Небо, я - Земля, я - Океан. Я люблю вас всех! Горящий лес и горящая жизнь - совесть человека! Почему не все это знают?"
Ведущий:
Как поступить, чтобы у каждого человека появилось цивилизованное отношение к природе, миру, жизни, как реализовать его право на здоровые условия существования?
II ученик:
В настоящее время становится все очевиднее тот факт, что все большее количество болезней возникает в результате разрушения человеком окружающей его среды. Разрушение озонового слоя, кислотные дожди, изменение климата, химическое загрязнение - вот некоторые примеры ран, наносимых человеком нашей планете. Мы должны предупредить каждого о вредном воздействии нездоровой окружающей среды и поговорить о том, что можно сделать, чтобы предотвратить это воздействие. Мы выбрали следующие лозунги: «Наша планета - наше здоровье!» «Думай глобально - действуй локально!»
III ученик:
Если мы не остановимся в своем варварском истреблении природы, наши дети и внуки никогда не услышат соловьиную трель, не увидят живую стрекозу, плещущуюся в воде рыбу, вьющую гнездо птицу. Пепел сожженной природы стучит в наши сердца. Нужно беречь и охранять природу. До 2025 года мир должен остановить экологический кризис. 2

IV ученик:
Новое экологическое мышление - это юноша XXI века, который увидел мазутные пятна на реке и, не обнаружив поблизости людей, вылавливает пятна своей рубашкой или еще чем-либо. Только такое осознание взаимодействия с природой может спасти нас, реставрировать синее небо, зеленые луга и леса, отмыть облака, вернуть свежесть нашим городам, возродить радостные запахи трав и живой воды.
V ученик
: Экологические беды не знают границ. Независимо от идеологических и религиозных различий все мы граждане загрязненной планеты Земля. И все волей - неволей оказались в состоянии войны с природой. Никто из нас эту войну не объявлял. Фабричные трубы символизировали прогресс, а мы не видели, какие ядовитые вещества прячутся в этом дыму.
VI ученик:
Предприятия и домашние хозяйства сливают в природные источники воды отходы, а мы и не думали о том, куда они исчезают. Пестициды и горы минеральных удобрений высыпались на поля во имя увеличения урожая, а мы не увидели в этом подрыва не только нашего здоровья, но и здоровья будущих поколений.
Учитель:
Ребята, давайте посмотрим, что об охране природы говорится в нашей Конституции (демонстрация содержание текстов статей №9, №36 Конституции РФ).
Игровая часть

Ведущий:
Итак, что же сегодня нам грозит? Не думать о будущем нельзя! Неведение не может служить оправданием! Осознание экологической угрозы - одна из основ нового экологического мышления, которым должен проникнуться каждый. О некоторых экологических проблемах расскажут нам участники команд: «Чистый воздух», «Эколог», «Зеленый патруль», «Водный патруль». Капитаны команд, представьте, пожалуйста, свои команды. Представление команды «Чистый воздух». Одной из самых острых экологических проблем является загрязнение атмосферного воздуха, которое ведет к негативным последствиям. Результатом загрязнения атмосферы является увеличение заболеваемости населения, снижение производительности труда, урожайности сельскохозяйственных культур, гибели лесных массивов. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 200 млн. тонн твердых частиц, 200 млн. тонн сернистого газа, 700 млн. тонн оксидов углерода, 150 млн. тонн оксидов азота. Осаждаясь на земную поверхность, эти вещества заражают речки, озера, почву, некоторые из них попадают в пищевые цепи, нанося огромный ущерб здоровью людей. Даже если не стучит топор дровосека, не работает бульдозер, не летают самолеты, воздух несет в себе химические частицы уже содеянного нами где-то и когда-то. Представление команды «Эколог». А как мы спасем животных, микроорганизмов растения? Если мы хотим выжить, то должны стать экологами. Задумывались ли вы, чем грозит нам химизация хозяйства? В биосфере уже находится более 85 тыс. новых химических веществ, которые ранее в природе никогда не встречались. Свыше 400 таких чужеродных веществ обнаружено в организме человека. В материнском молоке, например, обнаружены диоксиды, полихлорвинилы. За последние годы в ряде продуктов питания обнаружились пестициды – яды для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, в опасных для здоровья количествах. Они подавляют иммунную систему, организм становится мало защищенным от самых различных болезней. Сейчас химическое загрязнение уже таково, что буквально в каждом глотке воздуха в любой точке Земли содержатся те или иные загрязнители. Это означает, что нет в мире ни одного укромного уголка, не затронутого цивилизацией. Все это отражается на животных, при этом нарастает процесс их гибели, 3
падает устойчивость экосистем. Точные масштабы бедствия не известны. Ученые не успели описать все виды, населявшие нашу планету в конце XX века. Представление команды: «Зеленый патруль». В настоящее время необходимо резко менять характер природопользования. Оно должно стать эффективным и экономным. Сейчас во всем мире нарастает вал "зеленого" движения. Площадь охраняемых заповедных территорий составляет 3 % от поверхности планеты. Люди научились спасать от вымирания некоторые виды растений и животных. Человек может сохранить природу! Каждая страна несет ответственность перед другими за сохранение того природного разнообразия, которым она владеет. Пришло время экологической зари! От наших конкретных дел зависит судьба человечества. Представление команды «Водный патруль». В последнее время водные объекты всего мира все в большей части испытывают антропогенное воздействие, отражающееся на количестве и качестве их вод. Вода представляет собой один из наиболее существенных природных компонентов большого биологического круговорота. Если нарушается это динамическое равновесие, то произойдут необратимые процессы в гидросфере, возникнет цепная реакция, распространяющаяся не только на окружающую среду, но и на человека. Запасы питьевой воды в мире не бесконечны. Ежегодно потребность в питьевой воде в мире возрастает на 4 %. В результате усиленной эксплуатации подземных вод их уровень смещается на все большую глубину, ухудшается биологическая ценность водных ресурсов. В водоемах можно увидеть пену, плавающую на поверхности воды. Это биоактивные соединения, которые затрудняют вентиляцию водоема. Ухудшению качества воды так же способствуют промышленные стоки, нефтепроводы. Так 1 литр нефти может сделать непригодной 1 млн. литров воды. Другая причина ухудшения биологической ценности воды все возрастающие сбросы подогретых вод тепловых и атомных электростанций и других теплоэнергетических предприятий. Под влиянием этих сборов температура воды в реках некоторых районов нашей страны повысилась на 8-12 °С. Это привело к полному отсутствию ледяного покрова на многих небольших реках и нарушению экологического баланса водоемов, резкому ухудшению микроклимата в прилегающих регионах, что сказывается на здоровье людей, отрицательно влияя на органы дыхания и сердечно - сосудистую систему.
Ведущий.
Конечно, вряд ли кто-нибудь согласится отказаться от достигнутого уровня материального благополучия. Но планировать рост народонаселения, развивать культуру взаимодействия с природой, резко менять характер природопользования надо безотлагательно. Человек сможет сохранить природу! Было бы желание! Еще более 100 лет назад американский философ Генри Тору справедливо заметил: «Встает только та заря, к которой мы пробудились сами». Пришло время экологической зари! От наших конкретных дел зависит судьба человечества на Земле! Наше мероприятие разработано также с учетом рекомендаций ведения здорового образа жизни. Приняв участие в этой игре, вы обнаружите, насколько больше стали знать о своем здоровье и о том, как его состояние связано с окружающей средой. Итак, пожалуйста, на игровое поле! Сектор № 1 «Химическая безопасность» 1. Правильно ли, натуральные химические вещества безопасны, а синтетические очень опасны? 2. Кислород абсолютно необходим для жизни, а потому он не может быть ядовитым. Так ли это? 4
3. В повседневной жизни мы сплошь и рядом используем огромное количество химических веществ. Назовите правила хранения и использования химических веществ в домашних условиях. 4. Каким путем химические вещества могут проникнуть в организм? 5. Каковы основные «за» и «против» использования пестицидов (ядохимикатов)? 6. Назовите пути отравления свинцом окружающей нас среды. 7. Какие химические вещества наиболее часто становятся причиной отравления у детей? ДДТ теперь не применяется в борьбе с насекомыми. Почему? Сектор № 2 «Кров и жилищные условия» 1. Существуют ли опасные для здоровья строительные материалы? Назовите. 2. Каковы основные источники шума в городе? 3. Назовите наиболее опасные для здоровья проблемы, вызванные антисанитарным состоянием канализации. 4. Могут ли высотные здания представлять собой опасность для физического и психического здоровья? 5. Какие группы граждан подвержены особому риску? 6. Назовите способы безопасного хранения мусора? 7. Могут ли жилищные условия быть причиной заболевания органов дыхания? 8. Назовите 10 городов мира, население которых в ближайшее время вырастает до 20-30 миллионов? Сектор № 3 «Воздух» 1. Какова основная причина парникового эффекта? 2. Назовите два - три опасных вещества, выделяемых в окружающую среду автомобилем, работающим на бензине. 3. Назовите основные источники загрязнения воздуха. 4. Назовите болезни, вызываемые загрязнением воздуха. 5. Что произойдет, если исчезнет озоновый слой Земли? 6. Каковы основные последствия парникового эффекта 7. Что вызывает наибольшее загрязнение воздуха в жилище человека? 8. Какой источник загрязнения воздуха убивает ежегодно около 2 миллионов людей, преимущественно мужчин? Сектор № 4 «Радиация» 1. Верно ли, что проживание на высоких широтах увеличивает дозу радиации от космических лучей? 2. Действительно ли, что в отличие от тепловых электростанций атомные не усугубляют парниковый эффект путем выделения окиси углерода? 3. Правильно ли, что телевизоры и визуальные дисплеи - источники опасного рентгеновского излучения? 4. Одной из опасностей разрушения озонового слоя атмосферы является увеличение ультрафиолетовой радиации, что может привести к заболеванию раком кожи, особенно у людей со светлой кожей. Правильно ли это? 5. Какие из ниже названных сооружений могут излучать радиоактивные элементы: а) атомные электростанции; б) тепловые электростанции; в) гидроэлектростанции. 6. Естественные радиоактивные элементы существуют везде, даже в нашем организме. Так ли это? 7. Табачный дым - бытовой источник радона? Так ли это? 8. Какой наиболее распространенный прибор для измерения уровня радиации вы знаете? Сектор № 5 «Безопасность пищи» 1. При какой температуре бактерии размножаются особенно быстро? 2. Почему для хранения скоропортящихся продуктов необходимы холодильники? 5
3. Назовите три вида сырых продуктов, которые при неправильном хранении быстро портятся? 4. Какое насекомое чаще всего переносит микробы на своих лапах? 5. Бактерии сальмонеллы могут содержатся в сырых продуктах. Если в пищу неправильно готовят (например, недожаривают мясо), то можно заболеть. Так ли это? 6. Мытье рук - основная гигиена. Назовите 5 случаев, когда необходимо это делать? 7. Пища может стать источником заболевания, если при ее приготовления не соблюдается основные правила предосторожности. Какие? 8. Одна клетка бактерии при благоприятных условиях дает в течение 12 часов жизнь 7000 миллионов клеток. Назовите эти условие. Сектор № 6 «Вода» 1. Назовите заболевания, которых можно избежать путем обеспечения населения доброкачественной питьевой водой и соблюдением санитарных норм. 2. Какое химическое вещество наиболее часто используют для дезинфекции водопроводной воды? 3. Справедливо ли утверждение, что "читая" на вид питьевой вода не содержит никаких химических веществ? 4. Какое химическое вещество, содержащееся в воде, может эффективно предотвратить кариес? 5. Какой самый простой способ обеззараживания воды? 6. Сколько воды содержится в организме человека: 25 %, 65 %, 85 %? 7. Какие химические вещества способствуют превращению осадков в кислотный дождь? 8. Вода покрывает 3/4 всей поверхности Земли. Какой процент от этого составляет пресная вода? Сектор № 7 «Литературно – художественный» Командам предлагается творческое задание: за 5 -7 минут составить экологические памятки (или экологические плакаты) с целью распространения их в микрорайоне.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Подсчитывается количество баллов, объявляются результаты. Победители награждаются
Библиографический список
1. Ахмадулина Л.Г. Биология с основами экологии: уч. пособие / Л.Г Ахмадулина. М.: РИОР, 2006. -127 с. 2. Биология с основами экологии: Метод. указания/ сост.: Т.П. Платонова, А.Б. Козлова, М.Ф. Царькова; ДальГАУ ИАЭ.Благовещенск, ДальГАУ, 2007.50 с. 6