"Роль сказки в экологическом воспитании детей"

Автор: Черепанова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС №32"
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль сказки в экологическом воспитании детей"
Дата публикации: 28.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Л.И. Черепанова МБДОУ "ЦРР Д/с №32" г. Братск
"Роль сказки в экологическом воспитании детей"
Одной их приоритетных задач в современном обществе является воспитание человека, ориентированного на гуманистические ценности к окружающей среде, не потребительское, а охранное отношение к миру природы. Ряд документов международного и государственного значения (Закон "Об охране окружающей среды", Указ президента Российской Федерации "По охране окружающей среды, обеспечивающей устойчи - вое развитие" и Концепция непрерывного экологического образования и др.) определяют экологическое образование приоритетным, главной целью которого выступает воспитание экологически культурного чело- века. Дошкольный возраст является важным этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Ребенка манит таинственность и за - гадочность явлений природы. Он чувствует свою общность с предме - тами и явлениями окружающего мира и одушевляет их. Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее?.. Художественная литература, а в особенности сказки, вводят детей в сложный мир добра и зла, человеческих взаимоотношений. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Дети с большим удовольствием погружаются в сказочную ситуацию похожую на нашу жизнь, с большим желанием стремятся помочь ска - зочным героям попавшим в трудную ситуацию, найти причины и ис - править их. Сюжеты сказок и сказочные персонажи помогают детям другими глазами посмотреть на мир растений и животных. У детей, да и взрослых, существует множество стереотипов по отношению к окру- жающей среде: человек – мера всех вещей, "властелин и хозяин" при - роды, имеющий право изменять ее для своих потребностей. Известный итальянский писатель Джанни Родари писал: "Воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника – вниманию, запоминанию, отдается куда большее предпочтение". Ребенок приходит в детский сад, школу с
большим творческим потенциалом, реализация которого, во многом зависит от педагогов и методов обучения. Развить фантазию ребенка и сделать учебу привлекательным и интересным процессом могут по - мочь сказки. Сказок придумано и написано очень много. По сюжетам сказки различают на бытовые и волшебные, авторские и народные. Задачи пе- дагога-эколога использовать в своей работе сказки с позиции есте - ственно-научных представлений, с учетом взаимосвязи человека и природы. Сказки показывают, насколько широко их можно использо - вать в работе по экологическому воспитанию и образованию детей до - школьного возраста: в совместной и в самостоятельной игровой дея - тельности, при проведении экологических мероприятий. Чтение сказок и анализ их сюжетов с интересом воспринимается всеми детьми от детского сада до школы. Поэтому в работе очень важ - но бережно относиться к сказочному сюжету. Подрастая, дети посте - пенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Они смотрят на сказку как бы со стороны. Важная особенность сказки состоит в том, что она представляет собой не просто вымысел, а осуществляемый с ее помощью особый прием раскрытия реальных жизненных тем. Именно такое понимание сказки позволяет анализировать ее с помо - щью взаимоотношений человека и природы. Целенаправленное изменение сюжетной линии при внесении ре - чевых элементов и бытовых деталей из современной жизни способны сделать сказку более привлекательной. Народные сказки во многом экологичны, в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотноше - ний людей со средой обитания. В течение долгого времени человек воспринимал природу как нечто враждебное, таящее опасность, неопознанное. В мифах и сказках народов мира леса, болота обычно заселены злыми духами и прочими отрицательными персонажами. Со временем природа становилась все более понятной человеку, он постигал ее законы, учился использовать ее ресурсы. Теперь он выра - жал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природы. Например, земля называется "матерью-корми- лицей". Бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же, удовлетворит его потребности в пище, крове. Чем старше становилось человечество, тем активнее оно стреми - лось покорить природу, взять у нее как можно больше богатств. Сказки впитали исторический опыт всего человечества.
В сказках, как правило, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные культурные традиции. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования. Во многих народных сказках, природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека. Часто спастись геро - ям помогают широкие реки, дремучие леса, дикие животные. Особое внимание уделяется животным – помощникам человека. Дикие живот - ные начинают помогать людям только в определенных условиях, в ко - торые их поставил сам человек. Например, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих детей: "не ешь меня, я тебе пригожусь". Анализируя сказки, можно выделить группу животных, которую люди считали своими врагами. Это, как правило, хищные звери. Например, во многих народных сказках волк злой, явно отрицатель - ный персонаж. Это связано с опасностью, которую он представляет для людей и их хозяйства. В то же время большинство травоядных жи- вотных, особенно если они симпатичные, пушистые - вызывают со - чувствие, наделяются положительными чертами. У многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные – плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей помощи и защите. В формирование такого отношения вносят вклад и сказки. Такое мнение не вполне грамотно с точки зрения экологии. Через сказки дети хорошо усваивают характеристики животных – героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень ча - сто такое представление остается на всю жизнь. Поэтому важно по - нять, что в таких характеристиках нашли взаимоотношения людей с животными. Конечно у человека более теплое отношение к корове, да - ющей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову. Г.Х. Андерсен в сказке "Дюймовочка" дал отрицательную характеристику жабе и кроту. Такое отношение автора к персонажам передается и де - тям. А.Э. Успенский сделал обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвав тем самым у детей доброе отношение к животным. Ав - торские сказки отражают взгляды авторов на окружающую среду и че - ловека. Таким образом, выбирая сказки для занятий с детьми, необхо - димо внимательно вдумываться в их содержание. Выразительное чтение сказки оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей. Поэтому важно, чтобы ребята имели возмож - ность сразу же высказаться по поводу услышанного. Многие экологи - ческие и биологические понятия помогут объяснить такие авторы как
Б. Захадер, В. Бианки, В. Сладков. Их сказки и рассказы написаны именно на основе экологических позиций. Так сказка Б.Захадера "Кит и кот" дает представление о разнообразии сред обитания и приспособ - ленности к ним животных. В младшем возрасте дети легко восприни - мают объекты природы, наделяют их чувствами, мышлением и жела - ниями. Это очень важно с точки зрения эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать и сопереживать. Детям можно предложить представить, что они превратились в деревья, камни, капельки воды, животных, попросить рассказать, как они чувствуют себя в том или ином образе, в той или иной ситуации, о чем могли бы попросить людей. Например, ребенок представив себя елочкой, к которой вот-вот подойдет лесоруб, рассказывает о своих чувствах, старается пропустить через себя все ощущения деревца. При наблюдении на прогулке за зимующим деревом, можно сочинить не - большую сказку "Зимний сон. Такой прием глубоко воздействует на чувства детей и поэтому его можно включать в разные виды деятель - ности. Интересен прием, как написание писем, телеграмм к жи - вотным нашей планеты. Ребенок, написавший слова "дорогой ежик", "дорогой червячок", станет бережнее относиться к миру животных. Очень интересен прием перевирания сказок. Можно предложить детям вспомнить одну из известных сказок и попытаться рассказать ее по-новому. Например к сказке про "красную шапочку" появляется представитель Общества защиты сказочных животных, а Серый волк – один из немногочисленных оставшихся в лесу охраняемых видов. Можно изменить сюжет сказки. Например, объявить лес, где живет волк заповедником, а вход разрешить только по специальным пропус - кам. Также Красная шапочка прошла специальный экзамен по охране окружающей среды. Задать вопросы: почему нельзя рвать цветы? Ло - вить беззащитных животных? Лес таит в себе много загадок и о том, как поступить в той или иной ситуации, ребята вместе с Красной ша - почкой учатся находить ответы. А такой сказочный герой как доктор Айболит помогает проводить опыты, эксперименты, которые развива - ют у детей логическое мышление и самостоятельно делать выводы. Целенаправленное изменение сюжетной линии при внесении речевых элементов и бытовых деталей из современной жизни способны сде - лать сказку более привлекательной. В дидактической игре "Салат из сказок" можно предложить пред- ставить, что в одной сказке объединились все волки, которые в разных
сказках терпели неудачу ("Волк и семеро козлят", "Три поросенка", "Лиса и волк"). Как такое изменение популяции скажется на обстанов - ке в лесу. Например, объединившись, волки ушли из леса. Поначалу, все было хорошо, но со временем в лесу начали происходить разные неприятности. Лес стал грязным, неухоженным. Но как бывает в сказках, все заканчивается хорошо. Так сказка помогла сделать вывод, что волки – санитары леса. В дидактической игре "Ты начни, а я закончу", задача детей при - думать ее продолжение сюжета так, чтобы сказка имела отношение к изучаемой теме. Сказки без окончания Дж.Радари назвал открытыми. Одна группа детей придумывает счастливый конец, а другая – печаль - ный. В таком приеме как "сказка в задуманном ключе", сказочные ге - рои попадают и переносятся в другое время или пространство. Напри - мер, Баба-яга или Леший попадают в современный мир, окруженный разными машинами и заводами. как приходится жить в нелегких усло - виях сказочным героям, какие трудности и опасности их подстерегают. От жалоб героев сказок переходят к конкретным просьбам о помощи, обращенным к детям. Дети же на основе полученных знаний и опыта находят выход из сложной ситуации. Такой прием как "сказки на изнанку" помогает изменить сказку, поменять героев местами. В такой сказке добрые герои становятся злыми и наоборот. В новой сказке "Про Красную шапочку" можно сде- лать Волка добрым, а девочку злой. Лес – это место обитания волка, он стремится сохранить его в первозданном виде, оберегает от влия - ния людей, он знает, что Красная шапочка по дороге к дому бабушки рвет цветы, которых остается все меньше и меньше. Поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка. При этом он советует девочке выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны. Отчаявшись переубедить бабушку и внучку в необходимости бережного отношения к лесу, волк вместе с детьми учит правильному поведению в лесу. Маленькие дети очень эмоционально воспринимают все, что происходит в сказках, особенно если в них отражены события, в кото - рых ребенок когда-то участвовал. Интерес к сказке повышается в том случае, когда дети сами становятся сказочными персонажами. Личное отношение к происходящему повышает эффективность обучения. Ре - бенок попадает в условия, где он должен правильно спланировать свои действия по отношению к природе. Таким образом, ценность использования сказок в экологическом воспитании заключается в формировании у детей дошкольного возрас-
та четкой нравственной позиции восприятия природных и культурных объектов, оказывает формирующее воздействие на развитие экологи - ческой воспитанности и целостности мировоззрения дошкольников. Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том доме светлом ты И все твои друзья. Дайнеко