"Россия на рубеже XIX-начала ХХ века"

Автор: Михайлов Максим Викторович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №97 г. Ельца"
Населённый пункт: город Елец
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Россия на рубеже XIX-начала ХХ века"
Дата публикации: 29.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект урока по истории России на тему: Россия на рубеже XIX-XXвеков учитель Михайлов М.В. Елец - 2012 Тема : Россия на рубеже XIX-XX веков
Раздел: Российская империя в первые десятилетия ХХ века Урок № 21 Класс: 11 Тип урока: изучение нового материала. Цели: - образовательные: а)мотивировать учеников на изучение отече - ственной истории ХХ века; б) сформировать представление об осо - бенностях развития Российской империи на рубеже XIX-XX вв; - практические: а) выработать у учащихся умения и навыки заполне- ния сравнительной таблицы; б) сформировать умение сравнивать отдельные события, выявлять общее и особенное; - методические: а) сформировать умение анализировать текст учеб - ника, извлекать из него необходимую информацию; б) развить способность обобщать исторические факты, делать конкретные вы - воды; - воспитывающие: а) воспитать уважение учащихся к историческо - му прошлому своей страны; б) сформировать ценностные ориента - ции и нравственные убеждения на основе исторического опыта. Оборудование: учебник Загладин Н.В., Минаков С.Т., История Отчества ХХ – начало ХХ I века: Учебник для 11 класса основной школы. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2009. – 400 с. Ил. сравнительная таблица на доске; карта «Российская империя в начале ХХ века»;
План урока.
I. Организационный момент (2 мин.) II. Переход к изучению нового материала (2 мин.) III. Изучение нового материала (25 мин.) IV. Закрепление изученного материала (7 мин.) V. Домашнее задание (2 мин.) VI. Подведение итогов. Оценка знаний и умений учащихся (7 мин.) Ключевые понятия: империя; русификация; промышленный переворот; наци- ональный доход государства; национальный доход на душу населения; само- державная (абсолютная) монархия; сословный строй.
Ход урока.
2
I. Организационный момент. (Молитва в начале урока) Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель проверяет присутствие учащихся на уроке и наличие необходи - мых предметов на парте. II. Переход к изучению нового материала. Вступительное слово учителя: Последнее столетие нашей истории богато самыми разнообразными со - бытиями — взлетами и падениями, великими достижениями и тяжкими ис - пытаниями, героическими подвигами и трагическими катастрофами. Две мировых войны, революции и Гражданская война, первый полет человека в космос, выдающиеся научные открытия и произведения искусства — все это и многое другое принес нашей Родине XX век. Не раз кардинальным образом менялся весь строй жизни наших соотечественников, экономическое и поли - тическое устройство страны. Даже название государства Российская империя, менялось трижды; РСФСР, СССР, Российская Федерация... Если сравнить историю России в XX в. с книгой, то ее страницы будут вызывать разное ощущение. Одни стра ницы будут страшными, другие — ро - мантически-возвышенными; некоторые страницы вызовут у нас чувство сты- да; другие — чувство законной гордости своей Отчизной. И большинство этих страниц окажется очень неоднозначными. Многие события XX в. вызы- вают и сейчас острые споры, противоречивые оценки, и не только среди про - фессиональных историков, но и во всем российском обществе. Не будем забывать и о том, что многие наши нынешние проблемы «вы - росли» из XX в. Поэтому без внимательного и изучения недавнего прошлого нам вряд ли удастся понять настоящее, в котором мы с вами находимся. III. Изучение нового материала. На доске учитель заранее пишет название новой темы и план ее изуче - ния. План изучения нового материала. 1. Российская империя территория и население. 2. Особенности социально-экономического развития России. 3. Политическое развитие российского общества. 3

1.
Задание для активизации учеников : сравнить две карты – «Российская им - перия в начале ХХ века» (первый форзац учебника) и «Российская Федерация в начале ХХI века» (второй форзац). Ученики выделяют: границы Российской империи были значительно шире, чем современной России и включали в себя страны, ныне являющиеся независимыми. Учитель просит записать учеников в тетради: К началу XX в. по численности населения (около 130 млн. человек) Рос - сия занимала третье место в мире, уступая лишь Китаю и Британ ской импе- рии, т.е. Англии со всеми ее колониями, вместе взятыми. Важной особенностью Российской империи была крайняя нерав - номерность развития входящих в ее состав территорий. Большая часть насе - ления (примерно 3 / 4 ) проживала в европейской части стра ны (около Уз ее пло- щади). Обширные земли в Азии — за Уралом, территории Сибири и Дальнего Востока, отличающиеся суровыми климатическими условиями, были мало освоены. Вплоть до начала XX в. путешествие по суше из Петербурга, столицы империи, на ее восточные окраины занимало несколь ко месяцев. Лишь после завершения в 1903 г. строительства Транссибирской магистрали (оно было начато в 1891) южные районы Сибири и Дальнего Востока стали более до - ступны. Другой характерной чертой Российской империи было ее нацио нальное и ре- лигиозное многообразие. По данным переписи 1897 г., в стране проживало 146 народов и народностей. Самыми многочисленными были русские (44,3 % населения). На втором ме - сте находились украинцы (17,8 %), на третьем — поляки (6,3 %). Далее шли белорусы (4,7 %), евреи (4,2 %), казахи (3 %), финны (2,1 %), татары (1,7 %), немцы (1,4 %), узбеки (1,3 %), литовцы (1,3 %), грузины (1,1 %), латыши (1,1 %), башкиры (1 %). Приверженцы большинства других вероисповеданий (мусульманства, ка - толичества, лютеранства, буддизма) в местах их проживания сохраняли свои национальные черты и конфессиональные традиции Учитель отмечает, что жесткий контроль властей над жизнью общества в конце XIX –начала ХХ в. Исключал возможность возникновения открытых конфликтов на межнациональной основе. 4
Управление Российской империей носило централизованный характер. Она была разделена на 81 губернию и 22 области. Наиболее значимые и при - граничные губернии объединялись в генерал-губернаторства – Московское, Киевское, Варшавское , Финляндское, Степное, Иркутское, Приамурское, Туркестанское. Вопросы классу: 1) какие ещё империи существовали в начале ХХ века? (Британская, Османская, Германская, Австро-Венгерская); 2) В чем сходство и в чем различие таких империй, как Россия, Австро-Вен - грия, Турция, от колониальных империй Англии или Франции?
2.
Для систематизации и закрепления по ходу изучения материала заполняет - ся таблица учителе вместе с классом: Социально-экономическое развитие России к началу ХХ века
Отрасль

ДОСТИЖЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ
Развитие промышленно- сти 1) Промышленный и эко - номический подъем: на чинается в легкой (в пер вую очередь текстильной) промышленности, к концу XIX в. охватыва ет тяже - лую промышлен ность и транс - порт. 2) Россия входит в чис ло веду - щих стран по объемам про - мышленного производства. 3) Быстрые темпы эко - номического роста. 1) Позднее (в сравнении со странами Западной и Цен - тральной Европы) на чало про- мышленного переворота. 2) Значительное отста вание от наиболее развитых стран Запа- да по уровню национального дохода на душу населения. 3) Сохранение ремеслен но- кустарного уклада (наряду с крупной промышленностью). Развитее сельского хо- зяйства 1 ) Первое место в миро вом производстве пшеницы» ржи, яч - 1) Бедность, малоземе лье, бес- правное положе ние 5
меня, вто рое — картофеля и са - харной свеклы, а также по пого - ловью скота. 2) Ведущая роль в миро вой тор - говле пшеницей (37% мирового рынка). большинства крестьян. 2) Низкий уровень про - изводительности труда: как в крестьянских, так и в помещи - чьих хозяйствах. 3) Продолжающееся ухудше - ние материально го положения крестьян; голодные годы. 4) Рост напряженности в аграрном вопросе. Положение фабричных рабочих 1) Принятие законов, ре - гулировавших трудовые отно - шения. 2) Инициативы части предпри - нимателей в об ласти улучшения быта и медицинского обслужи - вания рабочих. 1) Концентрация в го родах крупных масс неимущих и безработных (особенно в пери- од экономических кризисов). 2)Низкая заработная плата. 3) Нарушение промыш - ленниками трудового за - конодательства. 4) Высокий уровень недо - вольства своим положе нием в среде наемных работников, приводивший к забастовкам (в том числе с политиче скими требованиями) Учащиеся записывают: Национальный доход государства

суммарная стоимость продукции всех отраслей экономики государства, включая сельское хозяйство, за выче - том издержек производства. Национальный доход на душу населения
-
является важ нейшим показа - телем уровня развития государства. Низкий уровень этого показателя свиде - тельствует о существовании в стране большого количества бедных, малоиму - щих граждан.
3.
Учитель просит записать учащихся в тетради: Абсолютная монархия — форма правления, при которой власть монарха никем и ничем не ограничивается. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословного строя характерна иерархия, выраженная в неравенстве правового положения сословий и их привилегий. Классический образец сословного строя — феодальная Франция, где с XIV— ХV вв. общество делилось на выс- шие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье со - словие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. утвердилось деление на сословия привилегированные (дворянство, 6
духовенство), полупривилегированные (купечество, мещанство, казачество) и податные крестьянство). Целесообразно подчеркнуть, что абсолютистский режим (отсутствие конституции, гражданских свобод, представительных органов власти) отли - чал политическое устройство России рубежа XIX—XX вв. не только от США, Англии, Франции, но и от таких стран, как Германия и Япония. Православное составляющее Во второй половине XIX века в широких кругах русского общества рас - пространяется все больше антицерковных настроений
.
На рубеже XIX—XX вв. от демократически и революционно настроенной части на рода исходят требования ликвидации церковной собственности. В Думе все чаще высказы - ваются мнения о ненужности монастырей, о не обходимости раздать их земли крестьянам. Переход от слов к делу на чал осуществляться в 1905 г., когда происходили массовые захваты зе мельной собственности духовенства. В це - лом в российском обществе начала XX века господствовало безразличие к во- просам веры и церкви. Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федчен - кова): «Духовная жизнь и религиозное горение к тому времени начали па дать и сла- беть. Вера становилась лишь долгом и традицией, молитва —холодным обрядом по привычке. Огня не было в нас [в духовенстве] и в ок ружающих. Пример о. Иоанна Кронштадтского был исключением, но он увлекал преиму - щественно простой народ. А «высшие» круги ~ придвор ные, аристократы, архиереи, духовенство, богословы, интеллигенты -не знали и не видели рели - гиозного воодушевления. Как-то все у нас «опреснилось», или, по выражению Спасителя, соль в нас потеряла свою силу, мы перестали быть «солью земли и светом мира». Нисколько не удивляло меня ни тогда, ни теперь, что мы никого не увлекали за собою: как мы могли зажигать души, когда не горели сами?.. И приходится еще дивиться, как верующие держались в храмах и с нами ? Но они были прос ты душою, не требовательны к нам, а еще важнее, они сами носили в себе живой дух веры и религиозной жизни и им жили, хотя вокруг все уже стыло, деревенело». Однако именно в начале XX столетия в России реставрируются древние храмы, возвращается интерес к иконописи. В 1913 г. в Моск ве с большим успехом проходит выставка монастырских работ. Во время царствования Ни - колая II в Российской империи и за ее преде лами открыли более двухсот мо - настырей и построили около восьми тысяч церквей. На рубеже веков было канонизировано больше святых чем в течение всего XIX столетия - преп. Се - рафим Саровский, свят. Гермоген, патриарх Московский, свят. Феодосии Чер - ниговский, свят. Иоасаф Белгородский; восстановлено почитание благовер - ной княгини Анны Кашинской. Перед революционными потрясениями через заблуждения марксизма на- роднической идеологии и разнообразных западных учении русская философ - ская мысль в лице своих лучших представителей - Франка, Булгакова, Бердяе- 7
ва, Соловьева, Флоренского - возвращается к своему первоначальному истоку - к православной вере. В 1905 г. в среде русской духовной иерархии вновь встал вопрос о восстановлении патриаршества. Эта полузапретная тема никогда не за - бывалась и периодически возникала перед правительством и Синодом при императорах Петре И, Елизавете Петровне, Павле I, Николае I. В неспокой - ные дни первой русской революции архиереи обратились к государю Нико - лаю II с просьбой рассмотреть вопрос об избрании пат риарха и о созыве По - местного собора, который не собирался в течение всего синодального перио - да, на что царь отвечал: «Признаю невозмож ным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело требующее и спокойствия и обду - манности, какого является созвание Поместного собора». Началась очень тщательная подготовка к созыву Собора, которую прервала Первая мировая война. В годы войны 1914-1918 гг. православное духовенство еще раз показало, что Церковь и народ в России друг от друга неотделимы. На фронте в поход - ных церквях служили, исповедовали, причащали, утешали воинов православ - ные священнослужители. Велик был ежедневный подвиг сестер милосердия, среди которых находилось множество монахинь. Приходы, монастыри, ар - хиерейские кафедры, духовные учебные заведения содержали госпитали, по - могали фронту вещами и продуктами. IV Закрепление изученного материала: выполнение заданий: 1) Какое место в мире начала ХХ века занимала Российская империя? 2) Почему проблемы аграрных отношений приобрели в Российской империи особую остроту? В чем состояли причины бедности крестьянского населе - ния? 3) Почему города оказались центрами острых социальных противоречий. V. Домашнее задание: § 1-2. Вопросы и задания. Сообщения: «Николай II», «Столыпин», «Витте», «Плеве». VI. Российская империя к началу ХХ века оставалась абсолютной монар - хией. Вся власть была сосредоточена в руках императора Николая II. Единственным коллегиальным совещательным органом при императоре был Государственный совет. Продолжал в России сохраняться, также сословной строй. Российская империя занимало третье место в мире по численности на - селения в начале ХХ века. В экономическом развитие России приходилось догонять ведущие европейские страны: США, Великобританию, Германию, Францию. 8