"Разработка и апробация модели взаимодействия семьи, школы и Русской православной Церкви по духовному, культурному, нравственному воспитанию младших школьников в рамках преподавания курса ОРКСЭ"
Автор: Игнатова Анжела Алексеевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №879
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Разработка и апробация модели взаимодействия семьи, школы и Русской православной Церкви по духовному, культурному, нравственному воспитанию младших школьников в рамках преподавания курса ОРКСЭ"
Из опыта работы по теме: « Разработка и апробация модели взаимодействия
семьи, школы и Русской православной Церкви по духовному, культурному,
нравственному воспитанию младших школьников в рамках преподавания курса
ОРКСЭ»
«Современное образование должно обрести духовный стержень.
Поэтому так важно, чтобы высшая и средняя школа не только
давали молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и
карьерного роста, но и воспитывали его как личность, прививали
любовь и уважение к семье, учили любить свое Отечество и
заботиться о его благополучии»
Кирилл, патриарх Московский и всея Руси
Тема методической разработки посвящена, на мой взгляд,
важной проблеме: разработке модели взаимодействия семьи,
школы и Русской православной Церкви по духовному,
культурному, нравственному воспитанию младших школьников
в рамках преподавания курса ОРКСЭ».
С 1 сентября 2012 г. в учебный план школ Российской
Федерации в соответствии с Поручением Президента России
введён новый предмет: «Основы религиозных культур и светской этики». Главной
целью комплексного курса является формирование у школьников (младших
подростков) мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Интеграция учащихся в национальную и мировую культуру — одна из
важнейших задач образования. Кроме того, на обеспечение духовно-нравственного
развития и воспитания учащихся, становление их гражданской идентичности
направлен Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Задачи и результаты обучения, сформулированные в ФГОС показали, возможность
их достижения в рамках комплексного курса ОРКСЭ. Этот учебный курс позволяет
решать не только конкретные задачи духовно-нравственного воспитания личности, но
и выстраивать межпредметные связи между дисциплинами гуманитарного цикла
(таких, как обществознание, изобразительное искусство, музыка, литературное
чтение). Умения и навыки, приобретенные в рамках курса ОРКСЭ, станут прочной
образовательной платформой для ученика старшей школы.
Преподавание основ религиозных культур и светской этики осуществляется с
учётом интересов, культурных особенностей и потребностей его семьи.
Учебный модуль «ОРКСЭ» предоставляет большие возможности для вовлечения
родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса,
оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия
сохранению и упрочению семьи. Кроме того, включение родителей в школьную
жизнь становится для ребёнка доказательством значимости его учебной
деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать
трудности и стремиться к успеху. Модель взаимодействия семьи и школы в рамках
преподавания курса предполагает новое качество связей семьи и школы, более тесное
их сотрудничество.
Ключевая цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который
диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и
технологий, нацеленных на организацию живого диалога, деятельное участие
учащихся в самом учебном процессе. Педагогу, преподающему ОРКСЭ, необходимо
будет обращаться к проблемам нравственности, вести с детьми нелегкий разговор и
диалог о сложных этических и моральных категориях, поступках, деяниях человека
(«хорошо-плохо», «добро-зло», «добродетель-порок», «морально-аморально»,
«свобода-ответственность» и т.п.).
Уроки-диалоги, уроки-размышления, уроки
творчества в рамках ОРКСЭ могут быть успешны только на основе доверии ребят к
учителю, на его моральном авторитете. Некорректное отношение учителя ОРКСЭ к
коллеге или ученику, сквернословие, вредные привычки сразу могут вызвать у ребят
недоверие, которое преодолеть будет сложно или невозможно.
Учителю требуется не только знание предмета и методика преподавания, но и
умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.
Для эффективного ведения ОРКСЭ необходимо методическое сопровождение
практической деятельности педагогов со стороны РПЦ.
В настоящее время развитие духовно-нравственной культуры является одной из
первостепенных задач, стоящих перед Русской православной церковью. В
современном обществе все более очевидной становится потребность в одухотворении
образования.
Специфика Московской региональной модели взаимодействия школы, семьи и
Русской православной церкви заключается, прежде всего, в том, что основной упор в
ней сделан на комплексное и непрерывное методическое сопровождение
практической деятельности педагогов, преподающих модуль «Основы православной
культуры».
При столичных храмах идет целенаправленный процесс формирования и
развития методических служб. Они работают в постоянном контакте с общегородской
методической службой
и оказывают
организационно-методическую помощь
школьным учителям в преподавании основ православной культуры, других модулей
курса «ОРКСЭ». Участвуют в разработке и реализации программ дополнительного
образования в области духовно-нравственного воспитания школьников разного
возраста.
Образовать – это значит, как говорили наши предки, помочь восстановить в
себе Образ Божий, личность, для которой духовно-нравственные приоритеты
бесспорны.
Актуальность темы моей работы заключается в ее направленности на духовное
воспитание нравственно здравой, во всех отношениях личности, знающей и
уважающей духовно-культурные ценности своей страны.
Главная задача:
- искать новые формы работы, новые направления в работе с детьми и
родителями в духовно-нравственном воспитании детей, продолжать восстанавливать
отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса - педагогом
- детьми – родителями;
Главные задач модели взаимодействия:
Сохранять, укреплять духовно-нравственное здоровье семьи, приобщать к
нравственным ценностям православной культуры.
Организовать активное сотрудничество между всеми участниками
педагогического процесса «родитель – ребенок – учитель - представитель Русской
православной Церкви».
Использовать инновационные технологии в работе с детьми и родителями по
духовно-нравственному воспитанию.
Решение задач осуществляется посредством следующих форм работы:
•
Анкетирование и тестирование родителей.
•
День открытых дверей
•
Совместные творческие занятия с родителями
•
Обучение родителей активным формам по системе «Моя семья»
•
Создание информационного листка «Наши истоки» с рекомендациями для
родителей;
•
Работа в семье с православной литературой
•
Совместные мероприятия:
- открытые уроки в школе и Храме Живоначальной Троицы в Чертаново,
- городской конкурс проектных работ «Князь Владимир- креститель Руси»,
- окружной конкурс проектных работ «Истоки»,
- творческие выставки,
- праздники (Пасха, Масленица, Рождество),
- Московские фестивали «Свет Рождественской звезды», «Пасха Красная»,
- паломнические экскурсии дети-родители-учителя (Сергиев Посад, Иосифо-
Волоцкий монастырь, Данилова Пустынь, Псков)
- олимпиады по ОРКСЭ.
•
Изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
Родительские собрания в классе стали проходить в нетрадиционной форме.
Родители обмениваются опытом воспитания детей, представляют генеалогические
древа, презентуют семейные проекты по теме « История моей семьи- в истории
России».
Программа « Апробация модели взаимодействия семьи, школы и Русской
православной церкви по духовному, культурному, нравственному воспитанию
младших школьников» помогла нам наладить более тесный контакт с Русской
православной церковью через:
Выступление на родительских собраниях
Присутствие на православных праздниках
Участие в занятиях с родителями
Совместные районные и городские проекты
Экскурсии и уроки в Храме
Православное просвещение
На родительских собраниях присутствует батюшка, который выступает с беседами,
благословляет детей и родителей.
Самые любимые детские праздники: Пасха, Рождество проходят совместно с
родителями, батюшкой. Предварительная подготовка к праздникам, изготовление
костюмов, разучивание стихотворений, участие в инсценировках, приготовление
угощений для стола - все это объединяет детей, педагогов, родителей, Церковь.
Традицией стало проведение в нашей школе ярмарки «Масленица». Учащиеся
совместно с родителями принимает в ней активное участие, занимает призовые места
во многих номинациях: «Традиции народной кухни», «Мои семейные истоки»,
«Русские игры». В ходе проведения Масленицы ярко проявляются творческие
способности семей, происходит объединение семей по интересам.
Работая по программе духовно-нравственного воспитания, мы добились
практических результатов:
Разработаны серии родительских собраний с представителями Русской
православной церкви;
Разработаны памятки для учеников и родителей;
Подготовлены методические разработки по проведению уроков в Храмах;
Наблюдается положительная динамика роста воспитанности младших
школьников.
В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток
продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что
ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской
среде и ослабляет воспитательную деятельность.
А Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно
настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который
определит их жизнь.
В результате сложившейся работы появился педагогический опыт для
распространения. Кроме того, я была общественным методистом по курсу ОРКСЭ
в Чертаново-Центральном ЮАО г. Москва. Осуществлялась связь с
образовательными организациями района Чертаново-Центральное и Храмом
Живоначальной Троицы в Чертаново.
В феврале 2014 года представила свой опыт работы
«Апробация модели
взаимодействия семьи, школы и Русской православной церкви по
школьников»
на городском мастер – классе «Организация и содержание
урочной деятельности педагогов курса ОРКСЭ» по теме «
Организация и
содержание духовно-нравственного развития и воспитания школьников во
внеурочной деятельности средствами курса ОРКСЭ»
В апреле 2014 года выступила на городском круглом столе « Духовно-
нравственное воспитание школьников в рамках изучения курса ОРКСЭ»
по теме «Духовно-нравственное развитие и воспитание на уроках ОРКСЭ».
В сентябре 2014 года представила свою работу на окружной конференции
«Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики»
В апреле 2015 года выступала в Московском городском Доме учителя на
круглом столе « Роль и значимость ОПК в воспитании детей и молодёжи » по
теме «Система духовно-нравственного воспитания младших школьников».
21-23 января 2015 года от Рождества в Москве под председательством
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись XXIII
Международные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир.
Цивилизационный выбор Руси» (Принимала участие-сертификат)
Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей
обусловлено усилиями каждой стороны. Это свободное, добровольное
взаимодействие, основанное на доверии, уважении и любви.