"Разработка и апробация модели взаимодействия семьи, школы и Русской православной Церкви по духовному, культурному, нравственному воспитанию младших школьников в рамках преподавания курса ОРКСЭ"

Автор: Игнатова Анжела Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №879
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Разработка и апробация модели взаимодействия семьи, школы и Русской православной Церкви по духовному, культурному, нравственному воспитанию младших школьников в рамках преподавания курса ОРКСЭ"
Дата публикации: 26.08.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Из опыта работы по теме: «
Разработка и апробация модели взаимодействия

семьи, школы и Русской православной Церкви по духовному, культурному,

нравственному воспитанию младших школьников в рамках преподавания курса

ОРКСЭ»

«Современное образование должно обрести духовный стержень.

Поэтому так важно, чтобы высшая и средняя школа не только

давали молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и

карьерного роста, но и воспитывали его как личность, прививали

любовь и уважение к семье, учили любить свое Отечество и

заботиться о его благополучии»

Кирилл, патриарх Московский и всея Руси
Тема методической разработки посвящена, на мой взгляд, важной проблеме: разработке модели взаимодействия семьи, школы и Русской православной Церкви по духовному, культурному, нравственному воспитанию младших школьников в рамках преподавания курса ОРКСЭ». С 1 сентября 2012 г. в учебный план школ Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента России введён новый предмет: «Основы религиозных культур и светской этики». Главной целью комплексного курса является формирование у школьников (младших подростков) мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Интеграция учащихся в национальную и мировую культуру — одна из важнейших задач образования. Кроме того, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, становление их гражданской идентичности направлен Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Задачи и результаты обучения, сформулированные в ФГОС показали, возможность их достижения в рамках комплексного курса ОРКСЭ. Этот учебный курс позволяет решать не только конкретные задачи духовно-нравственного воспитания личности, но и выстраивать межпредметные связи между дисциплинами гуманитарного цикла (таких, как обществознание, изобразительное искусство, музыка, литературное чтение). Умения и навыки, приобретенные в рамках курса ОРКСЭ, станут прочной образовательной платформой для ученика старшей школы. Преподавание основ религиозных культур и светской этики осуществляется с учётом интересов, культурных особенностей и потребностей его семьи. Учебный модуль «ОРКСЭ» предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи. Кроме того, включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка доказательством значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Модель взаимодействия семьи и школы в рамках преподавания курса предполагает новое качество связей семьи и школы, более тесное их сотрудничество. Ключевая цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе. Педагогу, преподающему ОРКСЭ, необходимо будет обращаться к проблемам нравственности, вести с детьми нелегкий разговор и диалог о сложных этических и моральных категориях, поступках, деяниях человека («хорошо-плохо», «добро-зло», «добродетель-порок», «морально-аморально», «свобода-ответственность» и т.п.). Уроки-диалоги, уроки-размышления, уроки творчества в рамках ОРКСЭ могут быть успешны только на основе доверии ребят к учителю, на его моральном авторитете. Некорректное отношение учителя ОРКСЭ к коллеге или ученику, сквернословие, вредные привычки сразу могут вызвать у ребят недоверие, которое преодолеть будет сложно или невозможно.
Учителю требуется не только знание предмета и методика преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Для эффективного ведения ОРКСЭ необходимо методическое сопровождение практической деятельности педагогов со стороны РПЦ. В настоящее время развитие духовно-нравственной культуры является одной из первостепенных задач, стоящих перед Русской православной церковью. В современном обществе все более очевидной становится потребность в одухотворении образования. Специфика Московской региональной модели взаимодействия школы, семьи и Русской православной церкви заключается, прежде всего, в том, что основной упор в ней сделан на комплексное и непрерывное методическое сопровождение практической деятельности педагогов, преподающих модуль «Основы православной культуры». При столичных храмах идет целенаправленный процесс формирования и развития методических служб. Они работают в постоянном контакте с общегородской методической службой и оказывают организационно-методическую помощь школьным учителям в преподавании основ православной культуры, других модулей курса «ОРКСЭ». Участвуют в разработке и реализации программ дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания школьников разного возраста. Образовать – это значит, как говорили наши предки, помочь восстановить в себе Образ Божий, личность, для которой духовно-нравственные приоритеты бесспорны. Актуальность темы моей работы заключается в ее направленности на духовное
воспитание нравственно здравой, во всех отношениях личности, знающей и

уважающей духовно-культурные ценности своей страны.
Главная задача: - искать новые формы работы, новые направления в работе с детьми и родителями в духовно-нравственном воспитании детей, продолжать восстанавливать
отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса - педагогом - детьми – родителями; Главные задач модели взаимодействия:  Сохранять, укреплять духовно-нравственное здоровье семьи, приобщать к нравственным ценностям православной культуры.  Организовать активное сотрудничество между всеми участниками педагогического процесса «родитель – ребенок – учитель - представитель Русской православной Церкви».  Использовать инновационные технологии в работе с детьми и родителями по духовно-нравственному воспитанию. Решение задач осуществляется посредством следующих форм работы: • Анкетирование и тестирование родителей. • День открытых дверей • Совместные творческие занятия с родителями • Обучение родителей активным формам по системе «Моя семья» • Создание информационного листка «Наши истоки» с рекомендациями для родителей; • Работа в семье с православной литературой • Совместные мероприятия: - открытые уроки в школе и Храме Живоначальной Троицы в Чертаново, - городской конкурс проектных работ «Князь Владимир- креститель Руси», - окружной конкурс проектных работ «Истоки», - творческие выставки, - праздники (Пасха, Масленица, Рождество), - Московские фестивали «Свет Рождественской звезды», «Пасха Красная», - паломнические экскурсии дети-родители-учителя (Сергиев Посад, Иосифо- Волоцкий монастырь, Данилова Пустынь, Псков) - олимпиады по ОРКСЭ. • Изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания.
Родительские собрания в классе стали проходить в нетрадиционной форме. Родители обмениваются опытом воспитания детей, представляют генеалогические древа, презентуют семейные проекты по теме « История моей семьи- в истории России». Программа «
Апробация модели взаимодействия семьи, школы и Русской

православной церкви по духовному, культурному, нравственному воспитанию

младших школьников»
помогла нам наладить более тесный контакт с Русской православной церковью через:  Выступление на родительских собраниях  Присутствие на православных праздниках  Участие в занятиях с родителями  Совместные районные и городские проекты  Экскурсии и уроки в Храме  Православное просвещение На родительских собраниях присутствует батюшка, который выступает с беседами, благословляет детей и родителей. Самые любимые детские праздники: Пасха, Рождество проходят совместно с родителями, батюшкой. Предварительная подготовка к праздникам, изготовление костюмов, разучивание стихотворений, участие в инсценировках, приготовление угощений для стола - все это объединяет детей, педагогов, родителей, Церковь. Традицией стало проведение в нашей школе ярмарки «Масленица». Учащиеся совместно с родителями принимает в ней активное участие, занимает призовые места во многих номинациях: «Традиции народной кухни», «Мои семейные истоки», «Русские игры». В ходе проведения Масленицы ярко проявляются творческие способности семей, происходит объединение семей по интересам. Работая по программе духовно-нравственного воспитания, мы добились практических результатов:  Разработаны серии родительских собраний с представителями Русской православной церкви;  Разработаны памятки для учеников и родителей;
 Подготовлены методические разработки по проведению уроков в Храмах;  Наблюдается положительная динамика роста воспитанности младших школьников. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность. А Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. В результате сложившейся работы появился педагогический опыт для распространения. Кроме того, я была общественным методистом по курсу ОРКСЭ в Чертаново-Центральном ЮАО г. Москва. Осуществлялась связь с образовательными организациями района Чертаново-Центральное и Храмом Живоначальной Троицы в Чертаново.  В феврале 2014 года представила свой опыт работы
«Апробация модели

взаимодействия семьи, школы и Русской православной церкви по

духовному, культурному, нравственному воспитанию младших

школьников»
на городском мастер – классе «Организация и содержание урочной деятельности педагогов курса ОРКСЭ» по теме «
Организация и

содержание духовно-нравственного развития и воспитания школьников во

внеурочной деятельности средствами курса ОРКСЭ»
 В апреле 2014 года выступила на городском круглом столе «
Духовно-

нравственное воспитание школьников в рамках изучения курса ОРКСЭ»
по теме «Духовно-нравственное развитие и воспитание на уроках ОРКСЭ».
 В сентябре 2014 года представила свою работу на окружной конференции
«Духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской

этики»
 В апреле 2015 года выступала в Московском городском Доме учителя на круглом столе «
Роль и значимость ОПК в воспитании детей и молодёжи
» по теме «Система духовно-нравственного воспитания младших школьников».  21-23 января 2015 года от Рождества в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись XXIII Международные Рождественские образовательные чтения «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» (Принимала участие-сертификат)

Сотрудничество семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей обусловлено усилиями каждой стороны. Это свободное, добровольное взаимодействие, основанное на доверии, уважении и любви.