Напоминание

"Методы оценки, самооценки, самоконтроля учащихся на уроках в начальной школе".

Автор: Фролова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей№1"
Населённый пункт: поселок Тюльган,Оренбургская область
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Методы оценки, самооценки, самоконтроля учащихся на уроках в начальной школе".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методы оценки, самооценки, самоконтроля учащихся на уроках в начальной школе.
Подготовила учитель начальных классов МБОУ « Лицей №1» п. Тюльган Фролова Е.Ю. первая квалификационная категория
Виды оценивания
На уроках в начальной школе используются следующие виды оценивания: цифровая, словесная, бальная, портфолио, самооценка.
1.Характеристика цифровой оценки (отметки)
Отметка "5" ("отлично") ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения. Отметка "4" ("хорошо") ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу, не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. Отметка "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. Отметка "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок(отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка1)
2.Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы
школьника,
четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов
и
раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных
характеристик
учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве за ключения по существу работы, раскрывающего как
положительные,
так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Оценка −
это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»)
Отметка −
это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые
другие цветовые, знаковые шкалы) Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи , в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
3. Бальная система
.( используется при оценке тестовых заданий и комплексных работ на метапредметной основе)
2 балла- правильно выполненное задание

1 балл- отдельные погрешности в выполнении задания

0 баллов- неверное выполнение задания или его невыполнение

4. Портфолио.

5. Самооценка ученика.
Ученики в диалоге с учителем обучаются
самостоятельно оценивать
свои результаты по «Алгоритму самооценки».
В первом классе
алгоритм состоит из четырёх вопросов: 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В последующих классах
к алгоритму добавляются новые вопросы: 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задачи (задания)? -Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень) -В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень) -Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень) 7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
На уроке
ученик сам
оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку.
Учитель
имеет право
скорректировать
оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку
определяет учитель
.
Ученик
имеет право
изменить
эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания, что она завышена или занижена.
Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших

школьников

«Волшебные линеечки»
(изобретение оценочных шкал самими школьниками) 
«Прогностическая оценка»
(оценка своих возможностей для решения задачи) 
«Задания-ловушки»
(рефлексия освоенного способа) 
«Составление заданий с ловушками»
(определение или видение возможных ошибкоопасных мест) 
«Составление задачи, подобной данной»

«Классификация задач по способу их решения»
(выделение общего способа действия)  «
Обнаружение ошибки»

«Создание помощника»

«Обоснованный отказ от выполнения заданий»
(умение обнаружить границу своих знаний) 
«Орфографические софизмы»
(умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач) В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также нужно учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы . При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:
1. Громко – тихо. 2. С запинками – без запинок. 3. Выразительно – нет. 4. Понравилось – нет. При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе. Что же касается этапа рефлексии, то в конце урока предлагаю учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют содержание вопросов): После чего предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:

Самооценка

ПРИМЕР УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ

САМООЦЕНКИ И НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ РЕФЛЕКСИИ
(предлагается заполнить по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы) Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ____________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось ____________________________________________________ Я думаю, это потому, что ____________________________________________________ Самым интересным было ________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее _________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее ______________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________________
ПРИМЕР ИТОГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ

(предлагается заполнить в конце урока)

Оцените СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе.
Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком � , насколько ты согласен с данным утверждением.
Утверждение

Абсолютно

согласен

Согласен

Частично

согласен
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.
Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО ?) _________________________________ Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ ?) __________________________ Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать ( ЧТО ?) ______________ Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО ?) __________________ Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ( ЧТО СДЕЛАТЬ ?) ____________ Осталось непонятным ( ЧТО ?) _______________________________________ Сегодня на уроке я был(а) ( КАКИМ УЧЕНИКОМ ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ ?) ___________