"Промежуточные результаты введения и реализации ФГОС дошкольного образования в рамках инновационного проекта"

Автор: Реунова Ольга Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Родничок" городского округа город Шарья Костромской области
Населённый пункт: пос. Ветлужский
Наименование материала: Сборник материалов из опыта работы
Тема: "Промежуточные результаты введения и реализации ФГОС дошкольного образования в рамках инновационного проекта"
Дата публикации: 29.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»

городского округа город Шарья Костромской области

Сборник материалов

из опыта работы

«

Промежуточные результаты

введения и реализации ФГОС

дошкольного образования

в рамках инновационного проекта

»


В сборнике представлены материалы опыта работы МБДОУ «Детский

сад №18 «Родничок» городского округа город Шарья, реализующего

инновационный проект «Психолого-педагогическое сопровождение

формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего

дошкольного возраста»

Издание адресовано руководителям, педагогам, старшим

воспитателям образовательных организаций, реализующим

образовательные программы дошкольного образования.

Содержание

1.
Введение ……………………………………………………….…….4 2

2.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации инновационного проекта «Психолого- педагогическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности» ………………………………………….……..5
3.
Промежуточные результаты введения и реализации ФГОС дошкольного образования в рамках инновационного проекта……………………………………………………………..……8
4.
Психолого-педагогическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста ..……………………………………………………………… 12
5.
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества ……………………………………………………………...17
6.
Технология проектирования как средство активизации семьи в рамках инновационной деятельности…….…………………21
7.
Занятия – исследования, одна из форм, способствующая формированию у детей предпосылок учебной деятельности ……………………………...............................................24
8.
Доклад исследовательской работы «Что за чудо эта ткань»…….25
9.
Библиографический список ……………………………………….28 ВВЕДЕНИЕ С 1 января 2014 года российское дошкольное образование живет «по стандарту». ФГОС дошкольного образования - нововведение, которому труд но найти аналоги, по крайней мере, в отечественной образовательной практи ке. Задача Стандарта - обеспечить превращение дошкольного образования в исходный, базовый уровень образовательной системы. На основании Феде рального государственного образовательного стандарта дошкольного образо вания (утвержденного приказом 3
Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155) у образовательных организаций появилась реальная воз можность повысить качество дошкольного образования. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариатив ного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. Стандарт ориентирован на поддержку не только разнообразия, принци пиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, пре дельной самобытности, которая как раз и придает Стандарту образовательную ценность. Это сделано на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями J1.C. Выготского и его научной школы и избрана опорой дошкольного образования многих стран мира. Идея самоценности дошкольного детства - впервые в формате управ ленческого документа - насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеоб разие дошкольного возраста, обладают бесспорной образовательной ценно стью. Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других по казателях в сравнении со школьными предметами. В логике Стандарта собственно образовательная ценность дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства. В настоящее время Стандарт является основой для разработки образо вательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, а также основой для формирования содержания профессионального и дополнительного профес сионального образования педагогических работников и проведения их атте стации. В Стандарте учитываются возможности освоения ребенком образова тельной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Правовое основание позволило образовательным организациям начать введение и реализацию Стандарта в практику работы с детьми. Из материалов III Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Москва
Ясакова Л.Г.

Заведующий МБДОУ

« Детский сад №18 «Родничок»

Организация
4

развивающей предметно-пространственной среды для реализации

инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение

формирования предпосылок

учебной деятельности»
Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:  охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоци- онального благополучия детей, а также проявление уважения к их человече - скому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддержи - вать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возмож - ностях и способностях;  максимальную реализацию образовательного потенциала про - странства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособлен - ной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особен - ностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;  построение вариативного развивающего образования, ориентиро - ванного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов актив - ности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и с взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;  создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотива - ции непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педа- гогических работников, а также содействие в определении собственных це - лей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;  открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (за - конных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, 5
охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных ини - циатив внутри семьи;  построение образовательной деятельности на основе взаимодей - ствия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каж - дого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответ - ствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);  создание равных условий, максимально способствующих реализа - ции различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:  образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;  двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;  различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Основные принципы организации развивающей предметно-

пространственной среды дошкольной образовательной организации

(РППС ДОО)
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития ндивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:  содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том чис - ле технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех 6
категорий детей, экспериментирование с материала - ми, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, уча - стие в подвижных играх и соревнованиях; эмоцио - нальное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возмож - ность самовыражения детей;  трансформируемой – обеспечивать возмож - ность изменений РППС в зависимости от образова - тельной ситуации, в том числе меняющихся интере - сов и возможностей детей;  полифункциональной – обеспечивать возмож - ность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких мо - дулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;  доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, мате - риалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;  безопасной – все элементы РППС должны соот - ветствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как сани - тарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» Е.И. Тихеева Развивающая предметно-пространственная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии ФГОС дошкольного образования и уч ѐ том примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого реб ѐ нка с уч ѐ том его склонностей, интересов, уровня активности. В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 7

О.А. Реунова

Старший воспитатель

Промежуточные результаты

введения и реализации ФГОС дошкольного

образования в рамках инновационного проекта
Вашему вниманию хочу представить работу по реализации проекта «Психолого-педагогическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности» В основе проекта лежат исследования Лушпаевой И.И. кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогической психологии Института развития образования Московской области по теме «Проект сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий учащихся», Поповой Е.П., к.п.н., доцента кафедры управления и экономики ОГБОУ ДПО «КОИРО» по теме «Формирование социального опыта детей в комплексе «Школа - детский сад». К созданию Проекта нас побудил поиск точек соприкосновения деятельности дошкольного образовательного учреждения и школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС ДО и НОО.
Новизной проекта
является апробация программы формирования у детей старшего дошкольного возраста новой социальной роли «Я – ученик».
Задачи проекта:
1. Создать специальные условия для формирования у детей старшего до - школьного возраста предпосылок учебной деятельности; 2. Создать и апробировать систему работы психолого-педагогического со - провождения по формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, направленных на развитие коммуника - тивных универсальных учебных действий; 3. Сформировать у ребенка умение активно взаимодействовать со сверст - никами и взрослыми, участвовать в совместных играх; способность догова - риваться, сопереживать, учитывать чувства и интересы других, стремиться к разрешению конфликтов; способность хорошо понимать устную речь, выра - жать свои мысли и желания; 4. Апробировать программу формирования новой социальной роли у де - тей старшего дошкольного возраста «Я – ученик»; 5. Сформировать педагогические компетенции педагогов по вопросам формирования предпосылок учебной деятельности; 6. Повысить уровень психологической культуры родителей в сфере дет - ско-родительских отношений. 8
В тексте ФГОС ДО задача формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности выделена особой строкой и успешность работы по их формированию зависит от целого ряда факторов, поэтому организация работы по реализации проекта осуществляется нами по трем основным направлениям:  методическая работа с педагогами  работа с детьми  работа с родителями В условиях реализации инновационного проекта по формированию предпосылок учебной деятельности радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В связи с этим меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной зрелости каждого сотрудника. Важным фактором формирования компетентности педагогов по формированию предпосылок учебной деятельности является работа, организованная методической службой. 9
1. В ходе
педагогического совета
мы объединяли свои усилия и постарались выработать единый механизм взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам преемственности. 2.
Педагогический ринг
– как одна из форм методической работы ориентирует нас на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем.
3.
Во время
дебатов
старший воспитатель выступает в роли т аймкипера – т.е. человека, который следит за соблюдением регламента, а педагоги имеют возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. 10

4.

Тренинг с педагогом-психологом
способствует формированию навыков конструктивного общения и позитивного поведения.  Тренинги эффективного профессионально- педагогического общения «Успешный педагог – залог благоприятной среды в детском саду, школе»  «Психолого-педагогическое сопровождение детей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»
Педагогический тренинг
-

форма активного обучения педагогов, в процессе общения со старшим воспитателем происходит передача знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.
5.

Мастер-класс
позволяет нам провести обмен мнениями; создать условия для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи находит решение быстрее через проигрывание её в различных ситуациях.
6.
Одной из эффективных форм системы непрерывного образования воспитателей являются
заседания методических объединений педагогов
нашего детского сада. Они планируются в течение учебного года. Мы рассматриваем методические объединения – как специальный комплекс практических мероприятий направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение качества и эффективности образовательного процесса. Активные формы методической работы позволяют: • создать положительный психологический климат в коллективе • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях • повысить удовлетворенность педагогов собственной деятельностью • сформировать педагогические компетенции по вопросам формирования предпосылок учебной деятельности На
первом этапе
реализации проекта с педагогами было проведено анкетирование
«Как сформировать у дошкольников предпосылки
11

учебной деятельности?».
Анализ анкет помог выявить трудности, с которыми они сталкиваются.
Воспитатели нуждаются в практической

помощи, в
повышении уровня педагогической компетенции в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности. Исходя из этого, строилась работа с педагогами на основном этапе реализации проекта. В работе с педагогами мы стремимся использовать инновационные формы работы, которые позволяют вовлечь их в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. В результате деятельности были разработаны методические продукты:  памятки для педагогов «Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников для успешного обучения в школе»;  рекомендации «Проблемные мыслительные ситуации – эффективное средство формирования ответственного поведения у старших дошкольников».  составлена картотека игр для проведения игровых занятий в организованной и самостоятельной деятельности по формированию предпосылок учебной деятельности  разработаны рекомендации по созданию развивающей предметно- пространственной среды в рамках реализации проекта. Итак, на сегодняшний день мы можем сделать
первый важный вывод
: у педагогов сформированы педагогические компетенции по вопросам
формирования предпосылок учебной деятельности

Герман Е.Ю.

Педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение

формирования предпосылок учебной деятельности у

детей старшего

дошкольного возраста
12
Проблема учебной деятельности - одна из центральных в возрастной и педагогической психологии. Обучение детей в дошкольных учреждениях рассматривается в нашей стране как подготовительная ступень начального школьного образования. Обучение не подменяет ни игры, ни трудового воспитания, а тесно связано с ними в общем педагогическом процессе . Учебная деятельность должна увлекать ребят, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой дея тельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Таким образом, воспитание познавательных интересов и потребностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности. Второй предпосылкой учебной деятельности в ее развитом виде выступает овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Предлагаю рассмотреть, что означает в широком значении термин «универсальные учебные действия». Это умение учиться. Всего существует 4 разновидности УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Значение универсальных учебных действий для обеспечения

готовности ребёнка к переходу от дошкольной ступени образования

к начальному образованию
.
УУД

Результаты

формирования

предпосылок УУД

Значение для обучения

в первом классе

Личностные

действия
– самоопределение, смыслообразование ВПШ (внутренняя позиция школьника) Адекватная мотивация учебной деятельности 13

Познавательные

действия
(классификация, сериация) Понятие сохранения (на примере дискретного множества). Предпосылки формирования числа как условие освоения математики
Познавательные
и знаково – символические действия. Дифференциация знаков символ/знак и то, что он обозначает. Различение символов, знаков в замещаемой предметной действительности. Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом. Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.
Регулятивные

действия

-
выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия; - ориентация на образец и правила выполнения действия; - контроль и коррекция; - оценка Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом. Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщённых способов действий, способов научных понятий (русский язык, математика) и предметной продуктивной деятельности (изо, технология)
Коммуникативные

действия
(умение вступать в кооперацию, соотносить позиции партнёров в собственную). Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи. Преодоление эгоцентризма и децентрации в межличностном взаимодействии. Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. 14
После обсуждения требований ФГОС ДО, творческой группой педагогов был разработан проект «Психолого-педагогическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста», который предусматривал разработку программы «Я – ученик». Совместно с педагогами подготовительных групп и с письменного согласия родителей была проведена психологическая диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. В диагностическом исследовании приняли участие
43
воспитанника подготовительных групп.
Object 3
У 13% детей одной группы и 15% другой предпосылки учебной деятельности сформированы на
высоком уровне
У 78% детей одной группы и 75% другой – на
среднем уровне
У 9% детей одной группы и 10% другой – на
низком уровне
На основании этих данных стало очевидно, что те дети, которые показали низкие результаты, нуждаются в психолого-педагогической коррекции.
9 % детей
необходима коррекционно – развивающая работа по формированию внутренней позиции школьника, что в последствии поможет им овладеть
личностными
УУД,
10 % детей
необходима коррекционно – развивающая работа по формированию коммуникативных навыков, умению учитывать позицию собеседника, что в последствии поможет им овладеть
коммуникативными
УУД. Низкий уровень коммуникативной компетентности детей, выражается в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью; отмечаются явления преследования и отвержения сверстниками в детском саду; росте детей, испытывающих одиночество; большом количестве детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. 15
Поэтому, на наш взгляд, одна из проблемных областей - развитие коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умения взаимодействовать, сотрудничать, учитывать иную точку зрения. Им мы и решили уделить особое внимание. Опираясь на данные психологической диагностики, я как педагог – психолог разработала программу «Я – ученик».
Цель программы:
формирование у старших дошкольников внутренней позиции школьника, а также предпосылок учебной деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей положительное отношение к школе, стимулирова - ние познавательной активности дошкольников. 2. Познакомить дошкольников с нормами школьной жизни, содействие принятию требований воспитателя, овладению правилами поведения в разных жизненных ситуациях. 3. Развивать эмоционально-волевую сферу, содействовать формированию произвольности и саморегуляции поведения, снижению эмоционального напряжения. 4. Развивать психические познавательные процессы. 5. Развивать у детей коммуникативные умения и навыки, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответ - ствующих отношений с педагогами.
6.
Создать условия для развития групповой сплоченности детского кол - лектива, принятия ребенком себя как части коллектива.
Планируемый результат
: сформированность у старших дошкольников внутренней позиции школьника (новой социальной роли) и предпосылок учебной деятельности.
Основные принципы работы:

1.

Принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия
. Гуманистический подход к ребёнку выражается в том, что педагог должен развивать в себе способность действовать по формуле «понимание вместо осуждения»,
то есть понять и принять ребёнка таким, какой он есть.

2.

Принцип сотрудничества, личностно – ориентированного

взаимодействия.
Личностно – ориентированное взаимодействие помогает понять проблемы детей и определяет отношения сотрудничества и партнёрства между взрослым и детьми, предусматривает учёт индивидуально - личностных качеств ребёнка.
3.

Принцип системности, последовательности и постепенности.
Программа рассчитана на работу в подгруппе 6 -8 человек. 16

Пространственно-временная организация
Продолжительность встреч: 30-35 минут. Периодичность встреч: 1 раз в неделю, в течение 3 месяцев
Формы и методы работы:
основной формой работы является совместная деятельность с подгруппой детей с элементами психологического тренинга.
Совместная деятельность имеет свою структуру
:  ритуал приветствия проводится для создания положительного эмоционального настроя детей, с обязательными играми на сплочение детского коллектива;  разминка (игры на эмоциональный разогрев)помогает детям включиться в деятельность, сконцентрировать внимание;  основную часть составляют игры, упражнения, направленные на развитие психических познавательных процессов, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность;  рефлексия для овладения детьми элементарными навыками самоанализа  ритуал прощания. После 3 месяцев коррекционной работы вновь проводится психологическая диагностика на предмет эффективности коррекционно – развивающих воздействий. При необходимости, для детей, снова показавших низкие результаты по определённым критериям, составляются индивидуально – ориентированные коррекционно – развивающие программы. Также, в рамках психолого-педагогического сопровождения, после опроса педагогов, проведён обучающий семинар по формированию предпосылок учебной деятельности. По запросу педагогов старших групп проведена групповая консультация по формированию коммуникативных навыков у агрессивных и тревожных детей, и навыков саморегуляции у гиперактивных детей. На основе результатов диагностики разработаны рекомендации по работе с каждым конкретным ребёнком (над чем работать и как), то есть инструментарий – предложены пособия, игры и упражнения. Для родителей оформлены краткие рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности на стендах в группах и в виде памяток (на выбор), также для родителей проводятся индивидуальные консультации по запросу, выступления на родительских собраниях, родительских клубах. Особой популярностью пользуются мини–тренинги, направленные на повышение уровня психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение охватывает всех участников образовательного процесса и выстраивается в систему работы всего педагогического коллектива при тесном сотрудничестве с родителями. 17

Журавлева И.В.

воспитатель по изобразительной деятельности

Формирование предпосылок

учебной деятельности у детей старшего дошкольного

возраста средствами художественного творчества.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение в формировании предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. В результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности происходит формирование предпосылок всех видов учебной деятельности. Все виды изобразительной деятельности развивают интеллектуальные способности детей, память, внимание, учат детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, воображать, добиваться поставленной цели, получать результат, делать выводы. В рамках инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение предпосылок учебной деятельности» я реализую работу по авторской программе «Пластилинография» с детьми старшего дошкольного возраста. Программа прошла экспертизу имеет диплом 2 степени на региональном уровне. Программа «Пластилинография» соответствует Федеральным образовательным стандартам дошкольного образования, содержит не только практические задачи, но и воспитательно–образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Основой программы является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности с помощью пластилина и бросового материала. Для формирования предпосылок личностных учебных действий мной используется
:

Разнообразие материала
. Для развития интереса, на занятиях по Пластилинографии детям предоставляется свобода выбора материала: пластилин различный по структуре, фон для задуманной картины, выбор цвета, подбор бросового, природного материала для дополнительного оформления работы, красивые и разные инструменты. Возможность выбора материала помогает не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки
.
В процессе работы создаются 18
благоприятные условия для развития положительно-эмоциональной отзывчивости ребенка. 
Информационно компьютерные

технологии -
оживляет процесс деятельности, способствует побуждению у детей интереса, активности, положительно - эмоционального настроя на практическую деятельность. 
Создание портфолио ребёнка
с целью повышения самооценки. – Собираются детские работы, сертификаты, грамоты. Предлагаю детям вкладывать или наклеивать наклейки-смайлики за какое-то достижение, даже за самое маленькое. 
Создание ситуации успеха у детей

.
Это Участие детей в конкурсном движении, размещение результатов детского творчества на интернет представительстве Центра развития ребёнка №18. Создание персональных выставок. Активно использую
метод поощрения.
Максимально поощряю детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулирую любознательность детей, любые усилия, направленные на достижения результата. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение, желание выполнять задания снова и снова. Особой заботой для меня являются дети, имеющие слабое общее и художественное развитие. Провожу индивидуальную работу с такими детьми, не исключаю возможности оказания практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка бывает просто необходима. Для этого использую такие приёмы «Я начну - а ты продолжишь», «Я сделаю так, а ты как?», «Я слеплю только деталь, а ты всё остальное». Для формирования предпосылок Регулятивных учебных действий мной используется:
Мотив деятельности

-
Это творческие и поисковые ситуации, пробуждающие интерес к художественной деятельности (схема с ошибкой, вхождение в картину, для выставки или для подарка к празднику). Использую игровые и сюрпризные моменты
-
(помоги герою, путешествие
).
Применение данных методов и приёмов вносит в занятие моменты занимательности, помогает ребёнку ставить цель, планировать и достигать 19
результат. Для этого ребенок учится
управлять

своим поведением, проявлять волевые усилия, т.е.

регулировать своё поведение.

Работа по образцу или инструкции

взрослого.
Использование техники пластилинография помогает овладению
универсальными

предпосылками учебной деятельности.
Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. 
Работа по схемам и технологическим

карточкам.
Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в лепке, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать
интеллектуальные и

личностные задачи, адекватные возрасту.

Выполнение упражнений на развитие

мелкой моторики руки.
Аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по лепке связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, свободой движений, силой. Для дополнительного развития мелкой моторики руки использую пальчиковые гимнастики. Для формирования предпосылок познавательных учебных действий используется: 
Анализ, сравнение, обследование предметов и

произведений искусства.
Дети учатся самостоятельно анализировать, обследовать, описать предмет, выделяя основные и характерные признаки объектов. Устанавливают связи между группой предметов, сравнивают предметы сходные и различные по форме и строению.
Происходит

формирование оптико-пространственных

представлений.
Дети учатся ориентироваться в пространстве картины, на плоскости листа. 
Экспериментирование с материалом .
Дети учатся смешивать разные цвета пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой». Узнают о свойствах и качествах материала. Экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности. 20

Разнообразие тематики.
Темы занятий взяты из мира природы, мира человека, мира животных. На каждом занятии дети получают информацию о жанрах и видах изобразительного искусства. Занятия по пластилинографии помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе. Особое внимание уделяю формированию предпосылкам коммуникативных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Для этого использую: 
Работу в парах. Коллективную работу
. Использование нетрадиционной техники изображения с помощью пластилина дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения . Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми
.
Коллективные задания развивают умение у детей действовать согласованно, соблюдать очерёдность действий. Проявлять выдержку, добиваться общего результата.
При этом ребенок овладевает средствами и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками.

Анализ и самоанализ

.
Дети учатся адекватно анализировать свою работу и работу сверстника. По окончании творчества детям предлагается оценить свои достижения, работу других детей; Дошкольники замечают недостатки своей работы и тут же стараются исправить их, отмечают интересные изобразительные решения в работах других детей. Во время анализа не дифференцирую детские работы : «Это самая лучшая, а это – худшая». Считаю, что при анализе работ важно в каждой найти, что то значительное. Развивать в детях оценочные суждения мне помогают вопросы: «Как вы считаете, есть ли среди работ весёлая картина?», Красочная, озорная, грустная. «Почему?», «Что бы ты сделал иначе?» «Придумай интересное название для картины!» Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Таким образом , Пластилинография является одним из эффективных средств для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Савельева С.Н.
21

социальный педагог

Технология проектирования

как средство активизации семьи в рамках инновационной деятельности
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка - статья 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В Центре развития ребенка - Детский сад №18 , как уже было отмечено, создана единая система работы психолого-педагогического сопровождения детей, педагогов, родителей, а также созданы условия для активного участия родителей в образовательном процессе. Родители являются участниками образовательного процесса и принимают активное участие в реализации инновационного проекта по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности. На подготовительном этапе с родителями проводилось анкетирование
«Насколько вы готовы быть родителем школьника?»
. Анализируя анкеты для родителей, выяснилось, что:
Object 5

87% родителей готовы встретить 1 сентября с оптимизмом

и

готовы признать новую социальную роль своего ребенка
. Но, несмотря на это у них есть опасения:  35% родителей опасаются, что их ребенок будет хуже учиться, чем другие дети и что учитель не оценит его успехи;  7% - предполагают, что их ребенок будет обижать других детей, не способен дружить и хочет в школу идти с мамой; 22
 20% - беспокоятся, что ребенок будет путаться, теряться при общении с другими незнакомыми людьми;  25 % - сомневаются, что учителя начальных классов будут хорошо понимать детей
Object 7
 47% родителей утверждают, что их дети готовы к обучению в школе  42 % сомневаются в полной готовности  11 % родителей сделали вывод, что их дети еще не готовы к обучению. Результаты анкетирования позволили наметить пути дальнейшего психолого-педагогического сопровождения родителей. Оно проходило в различных формах взаимодействия, это:  Родительские собрания;  Консультации- практикумы;  Наглядная информация в виде газет, памяток, буклетов и в том числе на сайте ЦРР; 23
 Дни открытых дверей;  Выставки. На встречах в Центре поддержки семьи «Содружество» формы взаимодействия это-  Деловые игры;  Тренинги;  Дискуссии;  Встречи «Гость клуба»;  Мастер-классы;  Презентации творческих семейных проек - тов;  Тематические консультации. Эффективным средством интеграции ЦРР и семьи, является совместная
проектная

деятельност
ь всех участников образовательного процесса, которая способствует развитию у ребенка эффективного взаимодействия с взрослыми – (то есть - умение согласовывать свои действия, выражать мысли, обращается за помощью и т.д.) – всё это способствует формированию предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых) предпосылок коммуникативных УУД входят следующие компоненты:  потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;  владение определенными вербальными и не - вербальными средствами общения;  эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;  умение слушать собеседника. Основная цель семейных проектов – вовлечение детей и взрослых в творческий процесс и реализация плодотворного внутрисемейного общения. Проектная деятельность позволяет сформировать у дошкольников:  умения активно взаимодействовать с взрослыми;  способность хорошо понимать устную речь, выражать свои мысли и желания. В период работы над проектом происходит интеграция между общими способами решения игровых и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение мира. Тематика семейных творческих проектов разнообразна: «Я - в истории родного города», «Азбука солнечного настроения», «Моя семья» и другие. 24
Результат работы творческого продукта семьи и детского сада это создание альбомов, детских книг, панно и выставок. На основании опроса родителей выяснилось, что семейные проекты расширяют и обогащают кругозор детей, наполняют их творческой энергией и способствуют развитию эффективного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми, а у родителей повышается компетентность в вопросах общения с детьми и выстраивания детско-родительских отношений на основе сотрудничества. На одной из встреч в родительском клубе родились вот такие поэтические строчки:
«Родители у нас народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут!»

О.Н. Шаранова

воспитатель

Занятия – исследования,

одна из форм, способствующая формированию у

детей предпосылок учебной деятельности.
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса Как же я, как современный педагог, должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата? Какие современные формы, методы и приёмы работы помогут мне вовлечь в образовательный процесс каждого ребёнка? 25
Какой вид детской деятельности выбрать для решения педагогической задачи? Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Именно поэтому одной из форм работы с детьми являются занятия – исследования, способствующие формированию у детей предпосылок учебной деятельности. Организуя занятия-исследования, я использую технологию Савенкова, которая способствует обучению ребенка самостоятельно добывать знания. Главная задача взрослого – подвести ребенка к идее, в которой он получит новые знания. В нашей группе традиционно проводятся занятия в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Предлагаю вашему вниманию результат исследовательской деятельности Чигарева Никиты, проект «Что за чудо эта ткань», который стал абсолютным победителем муниципального конкурса «Я исследователь» 2014 года.
Чигарев Никита

воспитанник группы «Звездочка»

Доклад исследовательской работы

«Что за чудо эта ткань»
Меня зовут Никита Чигарев. Мне 6 лет. Отгадайте загадку. Стучит на фабрике станок, Быстро бегает челнок. Нитка жмётся к ниточке, На платье будет мамочке. Что это? (ткань)
Моя исследовательская работа

называется « Что за чудо эта

ткань»
26

1.
У меня порвались штаны, мама сказала, что сошьёт новые. Она доста - ла из шкафа ткани, и мы стали выбирать. Ткань была разная, и мне стало ин - тересно, что такое ткань?
2.
Я задумался: А почему же одежду шьют именно из ткани, а не из бума - ги? Откуда же она появляется и почему такая разная?
3.

Гипотезы:
 Допустим, что ткань обладает многими свойствами, благодаря которым человек не может без неё обойтись: проводит тепло, горит, пропускает воз - дух, промокает  Предположим, что ткань бывает разной по назначению  Возможно ли, сделать ткань своими руками в домашних условиях  А что, если ткань появляется из растений
4.
О ткани я знал мало. И я решил узнать о ней побольше. Подтвердятся ли мои гипотезы! Я взял образцы тканей и лупу. Рассмотрел их поближе, и увидел, что ткань состоит из тонких ниток, переплетённых между собой; она бывает разного цвета; бывает шероховатая и гладкая; имеет две стороны ли - цевую и изнаночную.
5.
Я спросил у Ольги Николаевны, что она знает о ткани. От неё я узнал, что первые ткани были сделаны из нитей шерсти животных. Историки счита - ют, что идею ткачества люди взяли от птицы ткачик, которая плела гнездо. Однажды люди заметили, что растения состоят из тонких нитей, которые можно обрабатывать и изготовлять ткань. Первое такое растение была крапи - ва. Ещё ткань изготавливали из сосновых иголок и бамбука.
6.
Из книг я узнал, что ткань появляется из растений: льна, хлопка. Роди - ной хлопковой ткани является Индия. А льняную ткань ткали и в нашей Ко - стромской области. Шёлковую ткань делали из паутины тутового шелкопря - да.
7.
В телепередаче «Галилео» я увидел, для того чтобы соткать ткань, рас - тение нужно вымочить, высушить, измять доской на гумне, колотить трепа - лом, чесать железным гребнем, напрясть ниток, соткать на ткацком станке.
8.
В интернете я увидел множество красивой одежды и других вещей, ко - торые изготавливаются из ткани. Из льна и хлопка шьют красивые платья, пижамы, а также постельное бельё. Из драпа и плащёвки – пальто, курточки. Из вафельной ткани и махровой - шьют полотенца и халаты. Из шерстяной ткани – кофты. Так же ткани используют в быту (для сумок, обуви), в спорте. А для изготовления денег используют бумагу, содержащую хлопковые и льняные волокна.
9.
С мамой мы были в Краеведческом музее, там я видел, как изо льна изготавливали ткань. Оказывается ткань можно изготовить своими руками.
Вывод:
Ткань важна и нужна человеку! Из ткани шьют одежду, скатерти, шторы, постельные принадлежности, полотенца, использует в быту, в спорте и даже в медицинских целях. Ткань можно сделать своими руками! 27

10.
Чтобы понять, почему одежду шьют именно из ткани, я провел несколько опытов. Для опытов я взял: льняную ткань, шёлковую ткань и тет - радный лист бумаги.
Опыт №1.

Прочность.
Вывод: Бумага рвётся, а ткань тянется, не рвётся. Ткань прочнее, чем бумага.
Опыт №2

Водопроницаемость.
Вывод: ткань впитывает влагу и высыхает, её можно высушить, а бумага при намокании рвётся.
Опыт №3

Теплопроводность.
Вывод: ткань быстрее пропускает тепло, бумага медленно.
Опыт №4

Горючесть. Этот опыт я наблюдал. Проводила его Ольга Николаевна.

Детям спички в руки брать нельзя
Вывод: при горении ткань тлеет или горит медленнее, чем бумага. Бумага сгорает быстро.
Опыт №5

Мнётся или нет
Вывод: Бумага мнётся сильнее, чем ткань. Ткань можно разгладить утюгом, а бумагу полностью не разгладить.
Опыт №6

Воздухопроницаемость
Я для вас приготовила интересный опыт. Беру ткань в руки, кладу пёрышко на стол. Дую на пёрышко через ткань. Как вы думаете, что произойдёт с пёрышком? (дую) Как вы думаете, почему пёрышко полетело? (потому, что через ткань проходит воздух) А сейчас я возьму лист бумаги и подую на пёрышко через бумагу. Пёрышко не двинулось с места Вывод: ткань очень хорошо пропускает воздух, а бумага нет.
Вывод общий:
Проведя все эти опыты, я понял, что ткань бывает разной на ощупь, но мягче и приятней, чем бумага. Ткань впитывает воду лучше, её можно высушить, а бумага при намокании рвётся. При горении ткань горит и тлеет, а бумага сгорает быстро. Ткань пропускает тепло быстрее, чем бумага. Ткань пропускает воздух, а бумага нет. Ткань и бумагу можно мять, но погладить утюгом можно только ткань. Бумага и ткань нужны и полезны, у них разные свойства, поэтому назначение тоже разное. Я узнал, что ткань из крапивы очень полезная и лечебная. И предложил ребятам в группе соткать ткань из крапивы самим. Мы собрали крапиву, 28
высушили её, потом 1 неделю вымачивали, и опять сушили. Дальше мы её обминали в мялках. Получилась треста. Чтобы из тресты убрать кострику мы её трепали трепалом. Далее тресту вычёсывали железным гребнем. Получилась кудель. Дальше приступили к пряже и ткачеству. И получилось у нас ткань. Я горжусь, что мы смогли соткать ткань сами. И убедился, что ткань на самом деле «чудо». Действительно, ткань можно соткать в домашних условиях. На этом моё исследование не закончено. Мы с ребятами начали собирать коллекцию ткани, что бы ещё больше узнать о ней.
Библиографический список

Нормативно-правовые документы:
 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»  Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования Приказ от 30 августа 2013 г. № 1014 29
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.3013 №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию»  Приказ департамента образования и науки костромской области от 12.12.2013№ 2196
Программно-методическая литература

:
 Лушпаева И.И., доцента кафедры педагогической психологии ИРО РТ «Проект сопровождения формирования и развития универсальных учебных действий учащихся»  Попова Е.П., к.п.н., доцента кафедры управления и экономики ОГБОУ ДПО «КОИРО» «Формирование социального опыта детей в комплексе «Школа - детский сад».  Галета. Я Модель выпускника: предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ / Я. Галета // Школьный психолог - Первое сентября. - 2011. - N 16. - С. 24-28  Кудрявцев, В.Т. Развивающее образование: преемственность дошкольной и начальной школьной ступени образования / В.Т. Кудрявцев.  Петерсон, Л.Г. Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода // Под ред. Л.Г. Петерсон М.- .Цветной мир, 2012.  Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. - М.: Издательство  «Скрипторий 2003г», 2006.  Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 - 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)  Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 192с.  Лыкова И.А. Я будущий скульптор. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г. - 48 с. - илл.  Артюхова И. Профилактика дезадаптации у первоклассников. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.  Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.  Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.- М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.  Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПБ.: Речь, 2007. - 240 с.  Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и 30
младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис. 2002. - 208 с.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.  Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 192 с.  Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.  А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 128с.  А.И.Савенков. Маленький исследователь: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. - 24с.  Н.А.Рыжова. Волшебница вода. – «Линка –Пресс». М., 1997.  Е. Леонович. Мой первый толковый словарь. – «Дрофа-Плюс». М., 2008.  А.И. Шапиро. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - «Мозаика- Синтез». М., 2002.  Э. Барзотти. Детская энциклопедия. Я и мир вокруг меня. - «Фактор». М., 2010. 31