"Народная кукла в играх современных детей"

Автор: Борискина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 104
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект проекта
Тема: "Народная кукла в играх современных детей"
Дата публикации: 29.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проект « Народная кукла в играх современных детей» Борискина Ольга Николаевна ГБДОУ № 104 Невского района Санкт – Петербург, 2016
Содержание:
1.

Введение. Актуальность темы проекта

2.

Проблемы при реализации проекта

3.

Направленность проекта

4.

Цель проекта

5.

Задачи проекта

6.

Прогнозируемые результаты

7.

Этапы проекта

8.

Выводы

9.

Список литературы

10. Примечания
«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка.» Н.Д. Бартрам* Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результат не заставил себя долго ждать, их плоды пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью своего народа, ощущать гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. «Из всех существующих в мире загадок, тайна куклы – самая загадочная, без понимания сущности куклы невозможно понять и человека» М. Е.Салтыков-Щедрин** Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – это дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Занятия с детьми народной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий формируется усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика. В современном мире ребенок не владеет информацией о традиционной народной кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши бабушки и дедушки.
Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, тем самым привить любовь и доброе отношение к труду человека. Не все взрослые интересуются своей историей, мало кто знает древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Перед нами, педагогами стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Однако здесь мы сталкиваемся с рядом
проблем
:  Нет достаточного методического и игрового материала по народным куклам  Низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме  В дошкольной педагогике нет разработанной современной модели работы с народными куклами
Направленность
проекта: Данный проект направлен на комплексную интеграцию образовательных областей в соответствии с ФГОС.
Предназначение
проекта: Проект предназначен для детей старшей группы, педагогов, родителей.
Цель
проекта: Пробудить интерес детей к русской народной культуре через образ куклы.
Задачи
проекта:  Познакомить с историей возникновения народной куклы  Создать предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.  Приобщить детей к русскому народному творчеству (потешки, заклички, народные колыбельные песни)  Изучить виды кукол.  Изучить технологию изготовления народных кукол.  Изготовить обереговые, обрядовые и игровые куклы.  Развивать речь детей, расширять словарный запас.  Привлечь родителей к активному участию в проектной деятельности.  Воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.
Прогнозируемые результаты
:  Повысится интерес к народной кукле и народным традициям  Расширятся знания детей о народной кукле.  Сформируются навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда.  Улучшится творческое взаимодействие с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.
Этапы
проекта:
1.

Подготовительный
:  Изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направления по проекту. Создана необходимая развивающая предметная среда (уголок художественно-эстетического развития, альбомы, дидактические игры, конспекты занятий) с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях.
 Проведена беседа с родителями «Народная кукла в играх современных детей (октябрь)  Экскурсия в музей кукол (ноябрь)  Чтение русской народной сказки «Терешечка». Таким образом, на 1-ом этапе мы стараемся сформировать у детей устойчивый интерес к русским народным куклам и их изготовлению.
2.

Основной –
по продолжительности – долгосрочный (ноябрь-март). Мероприятия проводятся в соответствии с тематикой и сроками, разработанными в перспективно-тематическом планировании. Исполнители – воспитатели группы, родители, дети.
3.

Аналитический :
Анализ выполнения задач проекта на каждом этапе. Итоговая диагностика уровня сформированности интереса детей к народной кукле. Фотовыставка «Река времени» - куклы наших бабушек и мам. Творческий отчет о проделанной работе – создание мини-музея.
Выводы
: По результатам работы стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления возможно начинать с дошкольного возраста. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Одним из важных моментов в изготовлении народных кукол является то, что её можно делать без иглы и ножниц. В процессе работы сложилось дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников, значительно повысился уровень знаний родителей и педагогов по данной проблеме, пополнилась и обновилась предметно-развивающая среда. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле и фотовыставка «Река времени».
Список литературы
:
1.
Дайн Г.П. Детский народный календарь: приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001
2.
Дайн Г.П., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007
3.
Демидова Н.Г. Моя народная кукла // Я вхожу в мир искусств.- 1999, №8
4.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – М.: Паритет, 2008
5.
Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы.- Петрозаводск: Периодика, 2010
Примечание:
*Бартрам Н.Д.(1873-1931) – художник, собиратель игрушек, предметов быта, основатель музея игрушки. **Салтыков-Щедрин М.Е.(1826-1889) – известный писатель, журналист, сатирик.