"Роль семьи в деле развития языка детей"

Автор: Сосновская Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Тюменская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль семьи в деле развития языка детей"
Дата публикации: 29.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в
раннем детстве
.


Навык правильной ре чи, как и все добрые кавыки,

приобретается в семье
. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и худо жественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.
Речи следует учить прежде всего путем примера
. Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый на вык приобретает могущественную силу привычки. Вос примет его ухо какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно послед нее становится его второй натурой, с недостатками речи трудно впоследствии бороться, как в школе учителям, так и ему самому. Потому-то так важно,
что
и в
каком виде
воспринимает слух ребёнка в первые, наиболее восприимчивые годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается всё здание его речи.
Это должны помнить, этим

проникаться родители и все окружающие детей в раннем

детстве.
Всё внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей, как бы мил последний не был,
не допускается
! Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым и, главное – говорить
м е д л е н н о
,
я с н о
и
г р о м к о
. Больше всего могут дать своим детям в их дошкольный период сами
матери
. Упрочить первые благие навыки в деле развития речи детей, конечно, обязанность самой матери, прежде всего. Но воспитание детей – дело трудное: многому надо научиться, многое почитать, продумать, прежде чем браться за него.
Каждый опытный учитель, присматривающийся к вновь поступившим ученикам, очень скоро составляет себе определенное понятие об интеллектуальной ценности каждой отдельной семьи, о том, что она дала своему малолетнему члену как в смысле его общего раз вития, так и в смысле развития его речи. Перед нами два малыша, только что поступившие в школу. Один на них толково и ясно отвечает на задавае мые ему вопросы, расскажет обстоятельно прочитанный ему рассказ, одну из известных ему дома слышанных сказок (а слыхал он их немало), осмысленно прочтет наизусть стихотворение; спросите его, какие песни ему известны, он непременно назовет одну или две: их мама ему пела. Обратитесь к другому, и все попытки ваши извлечь из него путем слова его внутреннее содержание пре терпевают полное и решительное фиаско. Опытный учи тель знает, что это отнюдь не значит, что второй глупее, менее способен, любознателен, чем первый. Нет. Понят ливостью горят его глаза, и всеми ему доступными проявлениями интереса реагирует он на все происходя щее в школе. Разница между ними лишь та, что пер вому много времени и соответствующих забот уделяла мать, правильно понимающая свою роль и обязанности.
Если бы матери в должной степени понимали, какое

громадное значение для духовного и всестороннего раз

вития

детей имеет обдуманное, соответствующее их ин

тересам и

психологии словесное общение с ними, они, вероятно,

находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

От простой, понятной песенки, сказки, образно и ув лекательно

рассказанной где-нибудь на диване, вме щающем и мать и детей,

выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за

столом, у которого соб

ралась вся семья, душа ребёнка

расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты,

оставляющие в ней неизгладимые следы. Припомним роль,

которую сыграли в духовном и художественном развитии

Пушкина рассказы и сказки Арины Родионовны, восторжен

но

благоговейное воспоминание, которое Гёте на всю жизнь

сохранил о рассказах своей матери.




Какое бы это было благо, и не только для отдель

ного

ребенка, но для культуры народа, если бы роди

тели, семья

поняли, что язык есть главный предмет в деле воспитания

,

поняли всё значение собственноё роли и ответственности в деле

развития языка подрастающего поколения
.
Устраняя себя от этой

роли, передавая ее школе или другим учреждениям и лицам, они

причиняют своим детям огромный и трудно поправимый

вред
. Семья является той ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребёнка, его вкусы и интересы, а ведь всё это и является преддверием, фундаментом правильной, литературной устной и письменной речи. В семье создаётся то или иное отношение к литературе. Домашнее самостоятельное чтение детей, чтение вслух, рассказы у семейного очага, оживлённые беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а, стало быть, и развитию их языка. В семье, где высоко поднято знамя родного языка, из повседневной жизни которой не выброшена родная литература, где властно царит живое художественное слово, развивается речь ясная, образная и литератур ная, где горячо поддерживается и поощряется малейшее проявление литературных вкусов и исканий, язык нормального ребенка не может не развиваться правильно и всесторонне, не могут не формироваться здоровые литературные навыки и вкусы. Развитие языка детей, любви к родному языку, здоровых литературных вкусов – дело первейшей и существеннейшей важности. Служить этому самоотверженно и в полном единении должны и детский сад, и школа и семья, но последней принадлежит при этом начальная и первенствующая роль.



Работая над ответственным делом развития речи детей и

планируя работу, нужно не забывать главного: работа эта

достигнет намечаемых целей только в том случае, если она

будет протекать в необходимых для ее успеха условиях:
 Заботиться о расширении круга представлений детей о мире, связывать представления со словом.  Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.  Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.  Продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их социальных связей.  Организовывать игру и труд детей, являющиеся в деле развития их языка, факторами первенствующего значения. Ко времени передачи детей в школу результаты ра боты по развитию речи могут быть такими: Знание номенклатуры знакомых предметов. Описание знакомых предметов в их главнейших признаках (качества, состояния, действия). Сравнение двух предметов. Описание явлений природы на основании собственных наблюдений. Умение передать словом соотношение предметов в пространстве. Изложение условий игры, игровых процессов Беседы по картинам и детским рисункам: описание несложной картины во взаимном соотношений представ ленных на ней лиц и предметов . Знание наизусть доступных прибауток, поговорок, загадок, стихотворений и скороговорок, считалок, песен. Драматизация слышанного и виденного, связная пе редача собственных впечатлений и переживаний. Рассказывание сказок и слышанного. Толковое участие в беседе: умение слушать других, отвечать, соблюдать очередь, не перебивать и т. д. Чтение. Медленное, связное чтение доступных и по нятных слов, коротких предложений и рассказов.
Язык
— совершеннейшее орудие социального обще ния людей — в наших условиях является могучим фактором развития культуры. Наши дети должны владеть этим орудием. Мы должны заботиться о том, чтобы их речь была ценна не одним гладким внешним построением, а ее содержание, претворяющееся в убеждение и дело.