"Методические рекомендации для преподавателей специальных дисциплин по организации и проведению самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по профессии 19.01.17 Повар, кондитер"

Автор: Федорова Светлана Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КСУ № 32
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации для преподавателей специальных дисциплин по организации и проведению самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по профессии 19.01.17 Повар, кондитер"
Дата публикации: 30.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методические рекомендации для преподавателей специальных

дисциплин по организации и проведению

самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по профессии

19.01.17 Повар, кондитер

(на примере профессионального модуля - ПМ 01 Приготовление блюд из

овощей и грибов)

ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования определяет самостоятельную работу как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса. Согласно п. 28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся. Организация самостоятельной работы обучающихся является одним из важнейших вопросов в условиях реализации компетентностной модели образования. Это связано не только с увеличением доли самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, профессиональных модулей, но, прежде всего, с современным пониманием образования как жизненной стратегии личности. В соответствии с требованиями ФГОС СПО пр и формировании образовательной программы по профессиям или специальностям Колледж обязан обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с управлением ею со стороны преподавателей и маст еров производственного обучения, сопровождать выполнение обучающимися самостоятельной работы методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение. Эффективная подготовка квалифицированных рабочих кадров обеспечивается за счет сочетания теоретического и практического компонентов, связующим звеном между которыми является самостоятельная работа. Самостоятельная работа направлена на систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и формирование общих и профессиональных компетенций. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу находит отражение: - в рабочем учебном плане; - в рабочих программах учебных дисциплин и модулей с распределением по разделам или конкретным темам; - в календарно – тематических планах. Выполнение самостоятельной работы может осуществляться как индивидуально, так и группами. Все зависит от цели, объема, уровня сложности, уровня подготовленности обучающихся и т.п.
Рассмотрим м етодические указания для обучающихся 19.01.17 Повар по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по профессиональному модулю ПМ.01. Приготовление блюд из овощей и грибов (профессия 19.01.17 – Повар, кондитер с нормативным сроком обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования) В соответствии с учебным планом на выполнение самостоятельной работы по данному модулю запланировано
22 часа
. В начале изучения модуля преподаватель знакомит обучающихся с общими критериями оценок результатов самостоятельной работы (критерии могут быть вывешены на доске «Готовься к уроку», размещаться в виде информационного материала в интернете на странице преподавателя и др.)
Общие критерии оценки деятельности обучающихся:
 уровень освоения учебного материала;  уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;  уровень сформированности общеучебных умений;  уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;  обоснованность и четкость изложения материала;  оформление материала в соответствии с требованиями стандарта, предприятия;  уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;  уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;  уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;  уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Темы 1. -Механическая кулинарная обработка и нарезка овощей и

грибов
, запланировано
8 часов
самостоятельной работы
Самостоятельная работа 1.
Составление таблиц: «Классификация овощей и грибов». «Классификация пряностей и приправ»
Самостоятельная работа 2.
Подготовка презентации по теме «Организация рабочего места повара. Посуда, инвентарь, оборудование, используемые при кулинарной обработке овощей и грибов»
Самостоятельная работа 3.
Заполнение таблицы «Формы нарезки картофеля, моркови, лука репчатого, капусты, свеклы и их использование»
Перед выполнением обучающимися работ преподаватель проводит разъяснение (инструктаж): - цель задания - его содержание - сроки выполнения - ориентировочный объем работы - основные требования к результатам работы - критерии оценок В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение профессионального модуля.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы № 1
.
Тема:
Составление таблиц: «Классификация овощей и грибов». «Классификация пряностей и приправ»
Цель:
анализ, отбор и систематизация информации
Инструкция:
Изучите темы « Классификация овощей и грибов» и «Классификация пряностей и приправ» Для этого используйте материал урока, а также дополнительные источники (интернет, справочная литература). Заполните таблицы.
Критерии оценки:
- правильный отбор информации; - соответствие оформления требованиям; - работа сдана в срок
Таблица № 1 Классификация овощей:
назвать основные группы (классы) овощей и привести примеры. 1 А Клубнеплоды Корнеплоды Томатные Десертные Плодово- тыквенные 1Б Зерновые Пряные Капустные Бобовые Луковые Таблица № 2. Классификация грибов: назвать основные группы (классы) грибов и привести примеры. По способу кулинарной обработки По кулинарному назначению Губчатые Пластинчатые Сумчатые Съедобные Несъедобные Условно- съедобные
Таблица № 3. Классификация пряностей и приправ: назвать основные группы (классы) приправ и пряностей и привести примеры их применения Пряности Приправы Название Применение Название Применение
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы № 2.

Тема
: Подготовка презентации «Организация рабочего места повара. Посуда, инвентарь, оборудование, используемые при кулинарной обработке овощей и грибов»
Цель:
систематизация и переработка информации, выбор опорных сигналов для акцентирования главной информации и отобра жение ее в структуре работы ; отработка навыков работы с компьютером
Инструкция:
Изучите требования, предъявляемые к организации рабочего места повара, а также сделайте подборку посуды, оборудования и инвентаря, которые используются при кулинарной обработке овощей и грибов. Систематизируйте полученную информацию и оформите ее в электронном виде. Материалы презентации готовятся в виде слайдов (7 -10 слайдов) с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме; - правильная структурированность информации; - наличие логической связи изложенной информации; - эстетичность оформления, его соответствие требованиям; - работа представлена в срок.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы № 3

Тема:
Заполнение таблицы «Формы нарезки картофеля, моркови, лука репчатого, капусты, свеклы и их использование»
Цель:
анализ и систематизация информации
Инструкция:
изучите информацию по теме «Формы нарезки овощей» и заполните таблицы. Для этого используйте материал урока, а также дополнительные источники (интернет, дополнительная и справочная литература).
Критерии оценки:
- правильный отбор информации; - соответствие оформления требованиям; - работа сдана в срок.
Таблица № 1 Простые формы нарезки картофеля
Форма нарезки Размеры (см) Кулинарное использование

Таблица № 2 Сложные («Turned

») формы нарезки картофеля
Форма нарезки Размеры (см) Кулинарное использование
Таблица № 3 Форма нарезки белокочанной капусты
Форма нарезки Размеры (см) Кулинарное использование
Таблица № 4 Форма нарезки свеклы
Форма нарезки Размеры (см) Кулинарное использование
Тема № 2 Технология приготовления блюд из овощей и грибов - 14 часов
самостоятельной работы.
Самостоятельная работа № 4.
«Значение овощей в питании. Процессы, происходящие при тепловой обработке овощей»
Самостоятельная работа № 5
Заполнение таблицы «Блюда и гарниры из овощей»
Самостоятельная работа № 6.
Заполнение таблицы «Блюда из грибов».
Самостоятельная работа №7.
Подготовка реферата по теме: «Блюда из картофеля в русской кухне. Современные тенденции приготовления и подачи блюд из картофеля».
Самостоятельная работа №8.
Подготовка презентации по теме «Блюда и гарниры из овощей и грибов»
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы № 4.
Тема: «Значение овощей в питании. Процессы, происходящие при тепловой обработке овощей»
Цель
: анализ, обобщение и подготовка сообщения
Инструкция
: проанализировать материал по теме, подготовить сообщение, в котором отражены современные взгляды по данному вопросу. Для этого изучите интернет источники и дополнительную литературу. Подготовьте сообщение в письменном виде, с включением элементов наглядности (иллюстраций, диаграмм, таблиц и т.п.)
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме; - глубина проработки материала; - грамотность и полнота использования источников; - наличие элементов наглядности; - работа сдана в срок
Рекомендации по выполнению самостоятельной работа № 5


Тема:
Составление технологических таблиц «Блюда и гарниры из овощей»
Цель:
анализ и систематизация информации
Инструкция:
изучите информацию по теме «Блюда и гарниры из овощей» и заполните технологические таблицы. Для этого используйте материал урока, а также дополнительные источники (интернет, дополнительная и справочная литература).
Критерии оценки:
- правильный отбор информации; - соответствие оформления требованиям; - работа сдана в срок Обучающиеся получают индивидуальные задания по теме: « Блюда и гарниры из овощей»: 1) «Блюда и гарниры из жаренных овощей»: - Картофель, жаренный из сырого; - Картофель, жаренный во фритюре; - Котлеты картофельные; - Шницель из капусты; - Цветная капуста, жаренная в тесте; - Оладьи из тыквы 2) «Блюда и гарниры из тушеных овощей»: - Рагу из овощей; - Баклажаны соте; - Капуста тушеная 3) «Блюда и гарниры из запеченных овощей»: - Картофель Дофинэ - Рулет картофельный с овощами; - Пудинг овощной; - Голубцы овощные; - Перец фаршированный овощами и рисом; - Кабачки цуккини запеченные Технологическая таблица Наименование блюда Дефекты блюда Причина возникновения Способы устранения
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы № 6.

Тема:
Заполнение таблицы «Блюда из грибов».
Цель:
анализ и систематизация информации
Инструкция:
изучите информацию по теме «Блюда и гарниры из грибов» и заполните таблицу. Для этого используйте материал урока, а также дополнительные источники (интернет, дополнительная и справочная литература).

Критерии оценки:
- правильный отбор информации; - соответствие оформления требованиям; - работа сдана в срок Обучающиеся получают индивидуальные задания по теме: « Блюда и гарниры из грибов»: - Шашлык из грибов; - Шампиньоны жареные; - Грибы в сметанном соусе; - Шампиньоны с чесноком; - Грибы в сметанном соусе запеченные; - Грибы тушеные с помидорами
Т
аблица Наименование блюда Подача блюда Требование к качеству
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы № 7.

Тема:
Подготовка реферата по теме: «Блюда из картофеля в русской кухне. Современные тенденции приготовления и подачи блюд из картофеля».
Цель:
анализ литературы, обобщение, краткое изложение и формулирование выводов
Инструкция:
Выбрать и проанализировать несколько источников литературы (статьи, интернет источники, дополнительная литература и т.п.); составить план реферата (порядок изложения материала); сформулировать выводы и оформить работы в соответствии с требованиями к оформлению рефератов.
Критерии оценки
: - соответствие содержания теме; - глубина проработки материала; - грамотность и полнота использования источников; - соответствие оформления реферата требованиям; - работа сдана в срок
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы № 8.

Тема:
Подготовка презентации по теме «Блюда и гарниры из овощей и грибов»
Цель:
систематизация и переработка информации, выбор опорных сигналов для акцентирования главной информации и отобра жение ее в структуре работы ; отработка навыков работы с компьютером
Инструкция:
Вспомните и проанализируйте изученный материал и воспользуйтесь материалами самостоятельных работ № 2, 4, 5. Систематизируйте полученную информацию и оформите ее в электронном виде.
Материалы презентации готовятся в виде слайдов (7 - 10 слайдов) с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме; - правильная структурированность информации; - наличие логической связи изложенной информации; - эстетичность оформления, его соответствие требованиям; - работа представлена в срок.