"Требования ФГОС к речевому развитию будущего первоклассника"

Автор: Попова Екатерина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 22 СП-д/с № 28 "Ёлочка"
Населённый пункт: г. Чапаевск, Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Требования ФГОС к речевому развитию будущего первоклассника"
Дата публикации: 03.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Требования ФГОС к речевому развитию будущего первоклассника.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Была выделена специальная область «Речевое развитие» в программе дошкольного образования. Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры – на сегодняшний день одна из важнейших задач. Возраст 6 – 7 лет важнейший период в развитии ребенка. Именно в этом возрасте ребенок меняет свой социальный статус с дошкольника на школьника. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Речь – это процесс общения, одно из самых важных средств коммуникации. При помощи устной и письменной речи ребенок будет усваивать всю систему знаний. Именно в школе важнейшем условием для успешного обучения является сформированность умений и навыков: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, излагать изученный материал и пересказывать тексты, различные по объему. В связи с этим по уровню речевого развития ребенка определяется во многом готовность или неготовность ребенка к школе. ФГОС предъявляют ряд требований к речи первоклассника: Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные. Умение отвечать на вопросы и задавать их. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми). Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.). Иметь представление о сезонных явлениях природы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.). Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, соноры). Испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (крыса – крыша). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Всё чаще у большинства детей, поступивших в школу, недостаточный словарный запас. Используются, как правило, слова бытовой лексики. Предложения однотипные нераспространенные. К тому же дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов, значения слов, особую трудность вызывают фразеологизмы. Не сформированы или очень бедны словари антонимов и синонимов, дети неверно понимают смысловую нагрузку слов данных категорий, как следствие не верно их употребляют.При описании предметов используют только понятия о размере и цвете. Подведем итог: важна ли грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь при определении готовности ребенка к школе? Ответ очевиден. Развитая речь по всем вышеуказанным критериям дает возможность речевого общения, коммуникации и адаптации к новому социальному статусу. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной деятельности, успешно работать в группе. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.