"Требования ФГОС к речевому развитию будущего первоклассника"
Автор: Попова Екатерина Владимировна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 22 СП-д/с № 28 "Ёлочка"
Населённый пункт: г. Чапаевск, Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Требования ФГОС к речевому развитию будущего первоклассника"
Требования ФГОС к речевому развитию будущего первоклассника.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) представляют собой
совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального
и высшего профессионального образования.
Была выделена специальная область «Речевое развитие» в программе дошкольного
образования. Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры – на сегодняшний
день одна из важнейших задач.
Возраст 6 – 7 лет важнейший период в развитии ребенка. Именно в этом возрасте ребенок
меняет свой социальный статус с дошкольника на школьника. Готовность к школьному обучению
формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает
не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития
обобщающей деятельности мышления. Речь – это процесс общения, одно из самых важных
средств коммуникации. При помощи устной и письменной речи ребенок будет усваивать всю
систему знаний. Именно в школе важнейшем условием для успешного обучения является
сформированность умений и навыков: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса,
читать вслух, излагать изученный материал и пересказывать тексты, различные по объему. В связи
с этим по уровню речевого развития ребенка определяется во многом готовность или неготовность
ребенка к школе.
ФГОС предъявляют ряд требований к речи первоклассника:
Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.
Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.
Умение отвечать на вопросы и задавать их.
Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).
Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.
Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под,
за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).
Иметь представление о сезонных явлениях природы.
Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам
(посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные,
животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).
Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические
процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции
(шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, соноры). Испытывают трудности в
восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в
словах (крыса – крыша). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует
овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления
вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой
неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Всё чаще у большинства детей, поступивших в школу, недостаточный словарный запас.
Используются, как правило, слова бытовой лексики. Предложения однотипные
нераспространенные. К тому же дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов,
значения слов, особую трудность вызывают фразеологизмы. Не сформированы или очень бедны
словари антонимов и синонимов, дети неверно понимают смысловую нагрузку слов данных
категорий, как следствие не верно их употребляют.При описании предметов используют только
понятия о размере и цвете.
Подведем итог: важна ли грамматически правильная, лексически богатая и фонетически
четкая речь при определении готовности ребенка к школе? Ответ очевиден. Развитая речь по всем
вышеуказанным критериям дает возможность речевого общения, коммуникации и адаптации к
новому социальному статусу. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с
окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со
сверстниками о совместной деятельности, успешно работать в группе. И наоборот, невнятная речь
ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его
характер.