"Игра по слуху, чтение нот с листа, транспонирование"

Автор: Куленцов Андрей Сергеевич
Должность: преподаватель музыкальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: ЯНАО г. Салехард
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра по слуху, чтение нот с листа, транспонирование"
Дата публикации: 01.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Игра по слуху, чтение нот с листа,

транспонирование
Работу выполнил преподаватель Музыкальных дисциплин Куленцов А. С.
г. Салехард 2015


Введение
Проблема музыкального воспитания и обучения сегодня стоят довольно остро. Представители музыкальной педагогики все чаще и настойчивее обращают внимание на разрыв между техническим развитием учащихся и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы, самостоятельности между практическим обучением в классе специального инструмента и прохождением музыкально - теоретических дисциплин. Уровень выпускников оставляет желать лучшего. Большинство из них оказываются явно неспособными к самостоятельному творческому мышлению. Одна из причин - отсутствие систематического целенаправленного обучения по слуху, чтение с листа и транспонирования. Почему же этими важными формами не занимаются в специальных классах?  Усвоение технической сложности программы отнимает всё время и силы учащегося и педагога.  Нет тщательно разработанной методики обучения по этим навыкам - наиболее трудным в обучении и игре на инструменте, которые должны являться первоначальным этапом. Именно в ДШИ должен закладываться фундамент будущего музыканта. За последние годы много вышло методической литературы, но методические установки по активизации слуха и музыкального мышления там отсутствуют. Особая проблема с транспонированием. Чтобы транспонировать по слуху, нужно уметь подбирать по слуху, а чтобы транспонировать по нотам, нужно уметь читать с листа. Таким образом, обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с листа. Эта методика подробно разработана на начальном этапе ДШИ. Она предлагает новую модель начального обучения, основанную на комплексном обучении игре по слуху, чтении с листа и транспонированию. Эта форма обучения программирует составную часть всего учебно - воспитательного процесса, начиная с первых занятий.

Приобретаемые навыки ученика, формируемые универсальные учебные

действия:
 Закрепляются знания по развитию слуха, полученные на уроках, и расширяют свой кругозор;  Вырабатываются коммуникативные навыки – дети принимают участие в контрольных уроках по данным видам музицирования;  Вырабатываются навыки самостоятельного творческого мышления;  Вырабатывается умение правильного поведения в общественном месте, в качестве слушателя и выступающего;  Учащиеся находят новых друзей и испытывают чувство гордости за свои успехи и достижения, пользуются возможностью блеснуть своими профессиональными навыками;  Умение работать и анализировать различные музыкальные произведения ;  Использовать теоретические знания и практическое их применения, используя для этого музыкальную терминологию. Роль педагога сводится к трём компонентам педагогической деятельности:  конструктивному - большое место принадлежит конструированию урока и домашнего задания, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его дифференцированный подход для каждого учащегося.  организаторскому – включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы.  коммуникативному - включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, администрацией, преподавателями и родителями. Именно отношение педагога к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие учащегося в процессе обучения.
Методы и принципы:

Принципы:
 принцип синтеза: теория, исполнительство и композиция;  принцип триединства: знать- слышать- действовать;  принцип сотрудничества;  принцип контакта с учеником;  принцип повторения;  принцип количества, переходящее в качество;  принцип дифференцированного подхода;  принцип доступности;  использование демонстрационных материалов.
Методы:
 активизирует деятельность учащихся;  развивает их слуха, память и ритм;  помогает контролировать знания учащихся;  может быть проводником личностного воздействия преподавателя на учащегося;  информационно-репродуктивный  объяснительно-репродуктивный  словесный  практический  наглядно-демонстрационный  наглядно-слуховой
 эвристический  метод музыкального обобщения  метод забегания вперёд и возвращения к пройденному  метод наблюдения за музыкой  метод размышления о музыке.
Техническое обеспечение:
 музыкальные инструмент - баян или аккордеон;  «Живое» исполнение произведений или с показа преподавателя;  компьютер (ноутбук)  видеозаписи и аудизаписи;  видеофайлы, презентация  видеопроектор, экран.
Используемые предметные программы:
Используются межпредметные связи: музыкальная литература, сольфеджио, теория музыки, специальность для народных инструментов.
Организация и формы работы:
 Объяснение;  Учебная дискуссия;  Демонстрация;  Исследовательская работа;  Практическая работа;  Творческая работа. В методической разработке присутствуют элементы: объяснения, демонстрации в начальном периоде с показа преподавателя, повторения, практическая и творческая работа, закрепления старого и освоение нового материала, а так же умений и навыков. Развитие музыкального слуха формирует комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся в детской школе искусств. Он стимулирует желание учиться по всем предметам, как по теоретическим, так и по специальным (ведь каждому ученику предоставляется возможность выступить перед публикой). В такой обстановке дети чувствуют себя спокойно и уверенно. Раскрепощенность и хорошее настроение, создаваемые преподавателем, непосредственное участие ребят в роли слушателя и исполнителей произведений, дают каждому ребенку возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность.
ГЛАВА I.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Транспонирование (от латинского слова перестановка или перемещение) - перенесение музыкального произведения в новую тональность. Тональность (середина 19 века) высотное положение лада определяется положением тоники. Каждый лад может быть изложен по крайней мере в 12 тональностях. Транспонирование неизбежно влечет изменение тональности, а это влечет за собой изменения окраски звучания, меняется общий характер музыки. Тональность - важный элемент музыкальной выразительности (чем больше диезов, тем оттенки светлее, блестящие в тонах, бемольные все мрачнее). С.И.Савшинский пишет: "Важно то, что каждая тональность не только по своему звучит, но и по - своему играется (аппликатура, игровые ощущения и представления). А.Б.Марк (немецкий композитор, теоретик, педагог) предостерегал от легкомысленного транспонирования пьес, каждое музыкальное произведение должно звучать в такой тональности, в какой написал автор. Н.А. Гарбузов с какой целью нужно транспонировать произведения:  Тональность первоначальная высока для голоса или инструмента  Облегчение партии (много ключевых знаков)  Средства выразительности (части произведения) Широко применяют транспонирование вокалисты и хоровые коллективы, поэтому требуется от руководителей и аккомпаниаторов умение транспонировать музыкальный материал. Транспорт нужен для аранжировок, для струнных народных инструментов (домры, балалайки, - особенности открытых струн, особые штрихи, артикуляция, позиция, а так же духовые инструменты). Обширный диапазон и яркость звучания регистров позволяет исполнить на баяне фортепианные, органные, вокальные, оркестровые произведения в тональности оригинала. Е.В.Давыдова пишет: «До освоения теоретических знаний тональностей воспитывать чувство лада на разной высоте, чувствовать тональность». Многие педагоги (Щапов, Рафалович) считают, что именно транспонирование важнейший способ развития тональных слуховых и вне слуховых ощущений. Техника транспонирования состоит в процессе слушания посредством глаз слуха (не механический перенос, а слуховой). Музыкальная педагогика обращается к игре по слуху, как к важнейшему способу укрепления слуходвигательной взаимосвязи. Музицирование по слуху полезно любому контингенту. Щапов видит 2 формы подбора по слуху знакомых мелодий и их транспонирование и рекомендует заниматься этим с первых шагов при обучении на инструменте. О.В.Рафалович - начать нужно с транспорта по слуху, а через время переходить по нотам. Это самое радикальное средство развития слуха, памяти, внимания, навыков чтения с листа, устанавливается связь между движением и слухом (это работа Рафаловича по транспорту фортепьяно). Способ не механический перенос нот, а опираясь на слуховые ощущения перенос звуков в новую тональность отсюда укрепление зрительно - слухо - двигательной взаимосвязи. Психологи свидетельствуют, что у музыкантов - инструменталистов возбуждение слухового нерва влечет за собой ответную реакцию не только голосовых связок, но и мышц пальцев. Проблема взаимосвязи слуховых и двигательных представлений - является важнейшей в современной методике. В музыкальном исполнительском процессе 2 стороны:  слуховая (основа для активизации слуха, музыкально-теоретического мышления)  двигательная (умение и навыки).
Широко распространен метод - направляется внимание не на активизацию слуха, а на развитие игровых движений и навыков (чисто двигательные запоминания). Установлено, что слух играющих на темперированных инструментах (баян, аккордеон, фортепьяно) проявляют меньшую чувствительность к колебаниям звука, чем играющие на не темперированных инструментах (скрипка, виолончель, духовые инструменты). Это объясняется тем, что необходимость создания чистой интонации заставляет последних (скрипачей и т.д.) постоянно активизировать слух, тогда как у первых такой необходимости нет. Усвоение нотного текста становится «зрительно – аппликатурным», а не «зрительно – слуховым». Щапов: «Не следует брать клавишу раньше, чем в воображении появится образ данного звука и не появится чувство уверенности в том, что палец возьмет именно нужную клавишу». При слуховом методе слуху отведена ведущая роль, а при двигательном - пассивный наблюдатель моторики. Игра по слуху осуществляется при слуховых представлений и двигательной установки в заданную тональности, производится по схеме: слуховой образ - моторика - звучание. В основе чтения с листа и транспонирования по нотам, процесс превращения нот в видимых в слышимые. Или увидел - услышал - сыграл. Успех зависит от тесного взаимодействия между слуховыми и двигательными через «подкрепление» чтение нотного текста. Слуховой метод: зрительное восприятие нотного текста - слух - моторика - звук. Двигательный метод: зрительное восприятие нот - моторика - звучание - слух. Процесс чтение нот с листа: вижу - предслышу - играю - поправляю (слуховой контроль). Транспонирование по нотам - процесс еще более сложный - перевод «внутри услышанного» музыкального материала в другую тональность и поэтому должно предшествовать: чтение с листа - превращать ноты видимые в слышимые; транспонирование по слуху - воспроизводить внутри слышимую музыку в разных тональностях. Транспонирование по нотам формируется в процессе игры по слуху, чтения с листа и транспорта по слуху. Музыкальный слух состоит из 2 факторов - это мелодический и гармонический слух. Основа мелодического слуха является ладовое чувство (различать ладовые функции и тяготение к устойчивым звукам, прежде всего к тоники). Анализ слуховых представлений подразделяется на 2 вида: ступеневые (опорные звуки лада) и интервальные (последование интервалов между последовательно воспроизведенными звуками). Развитие ступеневых представлений - основа развития ладового чувства, а это основа музыкального слуха. Гармонический слух формируется развитием мелодического слуха. Игра по слуху и чтение с листа должно осуществляться на ладовой основе. Транспонирование - связь теории и практики. Усвоение звукоряда лада:  ощущение устойчивых ступеней  тоническое трезвучие и мелодическая линия от 1-5 нот вверх и вниз  первые шаги от 1-3 ступени  усвоение скачков в мелодии I, III, IV ступени. Ступени устойчивые, затем неустойчивые ступени, 3 вида минора, но начать с натурального, использовать русские песни, потом гармонический, и мелодический миноры. После, если успехи в освоении мажора и минора можно переходить к
параллельно- переменному ладу. Выбор тональностей от простого к сложному при транспорте по нотам ( до, соль, фа мажор, ля, ми, ре минор). На раннем этапе обучение по слуху, чтение с листа и транспорта должна быть мелодия без аккомпанемента, а на базе мелодического слуха развивать и гармонический. Вначале слуховое восприятие аккордов не обязательно связывать с теоретическими знаниями. До начала изучения интервалов и аккордов по сольфеджио приступить к транспонированию их на инструменте, а отсюда к народной подголосочной полифонии. Психологи утверждают, что особенно нравится то, что легко и быстро воспринимается , и надолго удерживается в памяти. Репертуар для подбора по слуху и т.д. детские песенки, современные и народные песни - лучший учебный материал.
ГЛАВА II .


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
У каждого учащегося индивидуальные способности: одаренность, память, ритм, и здесь необходим дифференцированный подход. Педагог должен опираться на уже имеющиеся навыки, умение и способствовать дальнейшему развитию их, опираясь на знания теории музыки. Пробелы в теоретических знаниях легко обнаруживаются в процессе анализа музыкального материала, нужна взаимосвязь сольфеджио и специальности ( требования по сольфеджио, на уроках специальности продолжение темы по сольфеджио) чтение нот с листа, подбор по слуху номеров из учебника по сольфеджио. Методика работы в младших классах ДШИ определяется образностью мышления. Теоретические формулировки вводить как можно неназойливо, в тесной связи со специальностью. Успешность урока - элементы игры. Транспонировать использовать номера по сольфеджио, способствует взаимосвязи сольфеджио и специальности, четкое планирование классных и домашних заданий и систематический контроль за выполнением их - обязанность педагога. Чтение нот с листа репертуар ДШИ обычно на 1-2 класса ниже обучаемого класса. Важную роль планирования урока не допускать однообразие, оно ведет к утомлению. Урок - это 3 этапа:  объяснение нового материала  самостоятельно выполненное домашнее задание  контроль за качеством его выполнения Целевые установки урока:  повторение ранее усвоенного (по слуху и по нотам)  усвоение нового материала (по нотам и по слуху)  знакомство с новым материалом (чтение, разбор, анализ)  транспонирование по слуху. Задание должно быть посильным по объему и степени трудности. Игра по слуху, чтение с листа способствуют развитию музыкальных способностей и творческой самостоятельности, активизации теоретических знаний и помощь применения на практике. Многие представители музыкальной педагогики и психологи (Теплов, Щапов) рекомендуют начинать обучение на инструменте не с нот, а с формирования слуховых представлений. «Музыкальный слух развивается лишь в процессе той деятельности, осуществление которой настоятельно требует проявление слуховых способностей», - пишет Л. Баренбойм (чтение, подбор, транспорт). Отсюда требования: начинайте работу с «донотного периода» пьесы разучиваются не по нотам, а по слуху. В классах ведущих педагогов пианистов ДМШ г. Ленинграда Ляховицкой, Лерман, Рафалович занятия на инструменте начинаются с донотного обучения, на основе транспонирования по слуху знакомых мелодий. Учащиеся знакомятся с инструментом, постановка рук, приёмы звукоизвлечения. Первое полугодие дети накапливают слуховые представления, игровые навыки. Этим повышается самостоятельность и теоретическая инициатива (донотное обучение рекомендовал Моцарт). Многие педагоги начинают занятия не с формирования слуховых представлений, а с освоения нотной грамоты, клавиатуры и игре по нотам и приходится решать сразу множество сложные задач, связанных с особенностями инструментов.  наличие 2-х клавиатур с разными звуковысотными соотношениями  неодинаковое расположение левой и правой клавиатур (правая - полутоновая, левая кварто - квинтовая)  отсутствие зрительного контакта с клавиатурой  звукоизвлечение требует физической силы Все это заставляет педагогов направлять внимание учащегося на усвоение нотных знаков и соответствующих им клавиш и на основе нотного материала работа над постановкой рук, пальцев и звукоизвлечения. Такой метод противоречит основным
положениям современной педагогики. Нужно использовать формы развивающие музыкальный слух, творческое начало и активность учащихся. Педагоги часто задают вопрос: «Где найти время для подбора по слуху, его не хватает чтоб подготовить пьесы на академический концерт. За счет чего осуществляется связь теории и практики? Как быть с выборным баяном?» Не нужно доказывать, что подбор и чтение с листа не просто нужны, но необходимы на основе связи теории и дифференцированном подходе к каждому учащемуся. Срок 5-7 лет на баяне - это мизер, необходимо увеличить до 9 лет и на этот срок рассредоточить программу, вот время для подбора и транспонирования на выборном баяне, тогда будет возможно исполнить сложнейшие органные и фортепианные произведения, усложняется и концертный репертуар. Основы владения выборной системой закладывается в ДШИ и даже целесообразней начинать обучение с выборного баяна в 1 классе или в 1 полугодие:  мелодический слух - на выборе одноголосные мелодии  в основе правой и левой руки одна система  различные штрихи в левой руке короче в готовом баяне усложняет координацию движения, а на выборе идентичное движение рук легато - стаккато - соединение этих штрихов.  вес и габариты выборного баяна меньше можно начинать работать с 6-7 лет. Но и не умоляем достоинства готового баяна. Готовый аккомпанемент создает особый колорит, упругость звучания песен, танцев. Нужно считаться с желанием родителей и учащихся насчет выборного баяна. Педагог обязан ознакомиться с методикой начального обучения на обоих видах баяна, а донотное обучение в классе только облегчает формирование игровых навыков
Игра по слуху
Под игрой по слуху нужно понимать исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного на основе музыкально- слуховых представлений без помощи нот. Роль педагогического участия в формировании у учащихся навыков игры по слуху значима, как и обучение по нотам. Успешность игры по слуху зависит от степени развития слуха двигательной взаимосвязи, а отсюда и успехи по сольфеджио и по специальности. И этим надо заниматься систематически. Подбор по слуху имеет 2 формы:  усвоение музыки в первоначальной тональности  в новой тональности (вид транспонирования) В процессе подбора у учащегося развиваются: музыкальная память, воспитывается музыкальный вкус, вырабатывается слухо-двигательная взаимосвязь, ритм, лад, тональности, развитие мелодии, гармонии. Самая доступная форма проявления музыкально - слуховых представлений это
ПЕНИЕ
- поэтому первые шаги нужно начинать с него. Особое внимание на умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыку. Педагог проигрывает небольшие попевки или интервалы, а ребенок без поддержки инструмента воспроизводит голосом, лучше со словами. Важное значение развития эмоциональный отзывчивости и умение мыслить музыкальными образами. На первых уроках необходимо приобщить к сравнению темпов, лада, штрихов на примере попевок. Важно, чтобы ребенок самостоятельно приступил к подбору мелодии на инструменте. Желательно, чтобы педагог предложил подобрать на фортепьяно (облегчает подбор не требуя аппликатуры и штрихов, самое важное правильно нахождение звуков и ритм). Критерии музыкальной памяти, быстрота запоминания, слух - интонация голоса и подбор на инструменте. Одновременно с пением и транспортом (от другого звука на
фортепьяно) приступаем к овладению первоначальными навыками игры на баяне. Всё - это осуществляется на основе
игры с показа.
Ученик не только слушает мелодию, но и смотрит за рукой, пальцами педагога. Они усаживаются с инструментами друг против друга и после пояснений о постановке руки и пальцев и простейших приемов звукоизвлечения, педагог исполняет отдельные звуки. Задача ученика найти этот звук и исполнить ровно и певуче (в разных диапазонах, регистрах, длительности без счета, а затем и со счетом - знакомство с длительностями и нотной грамотой). После освоения этого периода переход к простейшим мелодиям, педагог требует уже посадку, аппликатуру и самое важное вслушиваясь отыскивать звуковые сочетания. Усвоенная в классе мелодия транспонируется в 1-2 тональности (или от другого звука). При проверке домашнего задания нужно исполнять мелодию свободно и красивым звуком. Опыт показал, что работу с гаммами и упражнениями нужно начинать после донотного периода (снижает интерес). Куда полезнее песни, построенные на ступенях гамм и арпеджио. Мелодии, строящиеся на ступенях гамм и трезвучий, позволяют осуществлять обучения позициозной игры (без перекладывания и подкладывания пальцев). Это воспитывает аппликатурную организованность. Позиция в игре на аккордеоне - группа нот на клавиатуре охватываемая кистью руки (в пределах квинты, каждый палец остается на одной клавише в разных ладах). В дальнейшем диапазон расширяется благодаря игре через клавишу, трезвучья, повторения одной клавиши разными пальцами). Позиция в игре на баяне - при транспонировании мелодий аппликатура сохраняется, независимо на какую клавишу (белая или черная) приходится 1 палец.  при транспонировании гаммообразных мелодий каждый палец на своем ряду 2 палец на 1 ряду, 3 палец на 2 ряду, 4 палец на 3 ряду.  арпеджио аппликатура не измена.  Очень важно в первоначальном этапе выбор правильного штриха и рекомендуют начинать с легато.  начинают с напевных мелодий, связное звучание  спокойное, мягкое движение пальцев способствует чувствованию клавиатуры.  в напевных мелодиях легче ощутить цезуру, мотив, фразу  плавное ведение меха (дыхание) подобно человеческому голосу. Очень важно восприятие ритма, зафиксировать слухом, а затем осмыслить теоретически записать. Одновременно с подбором мелодии овладевают левой рукой, а затем и обеими. На выборе знакомая мелодия в левой клавиатуре можно играть в разных тональностях: а) по фразам поочередно правой и левой руками б) синхронно 2 руками На готовом баяне сочетание басов и аккордов для аккомпанемента правой руки. Незадолго до начала игры по нотам учащийся осваивает нотную запись и название клавиш. В силу различия правой и левой клавиатур на баяне запись нот в 2 ключах сразу стройная единая система. В процессе донотного обучения учащийся приобретает все, что требуется для игры по нотам:  Зрительно - слуховое восприятие  Элементарную теорию  Элементарные игровые навыки  Усвоение музыкального материала с показа - важная часть донотного обучения (ученик не прикован к нотному тексту):  Педагог пример посадки, постановка рук, учащийся определяет участок клавиатуры для нахождения заданной интонации
 Отсутствие зрительного контакта заставляет искать на слух нужный звук, слухо - двигательная взаимосвязь  Исполнение на уровне, точно ритм, ровно певуче  Легче овладевает навыками владения 2 руками Донотный период музыкальный материал усваивается подбором и транспонированием - это продолжает развиваться и в период игры по нотам с программными требованиями, с четкой последовательностью усложнения трудностей (лад, мелодия, ритм, гармония). С окончанием донотного обучения меняется структура урока, вместо 45 минут на подбор и транспорт уделяем всего 5-7 минут, но увеличиваются домашние задания по этим видам музицирования. В старших классах ДШИ музицирование более сознательное, опираясь на теорию. Выбор репертуара учитывать желания, возможности и способности учащегося. Особое внимание к
ритму
, с него надо начинать подбор мелодии по слуху:  Простукивание ритмического рисунка  Первую фразу играет педагог, а вторую ученик  Первую фразу стучим реально, а вторую про себя (этим определяем размер, доли, длительности). Упражнение на усвоение мелодии:  определить количество фраз, есть ли повторение, движение мелодии  первую фразу играет педагог, а вторую ученик  первую фразу ученик поет вслух, а вторую про себя  первую фразу ученик поет , а вторую простукивает ритм и т.д. Развитие музыкальной памяти: 1. Учащийся запоминаем мелодию фразами, сосредотачивается на небольшом объеме с целью детального его схватывания слухом 2. Учащийся запоминает целыми периодами в общих чертах Заранее обсуждается число проигрываний, полезно записывать самодиктант или устный диктант с названием нот. Подбор, опирается на теорию и знания сольфеджио (знакомство с интервалами опираясь на знакомые песни, например). м2, б2 – « В лесу прифронтовом» и «Во поле береза стояла» м3, б3 –«Тонкая рябина» и «Подмосковные вечера» и т.д. Главный контролер мелодических представлений - пение, гармонических умении воспроизводить многоголосную музыку (аккомпанемент). Если донотный период учащийся аккомпанемент осваивал с показа, то он должен научиться подбирать его сам, начинать из 3-5 звуков лада и гармонизировать ступенями I -IV - V -I; T- S - D-T. Подбор по слуху на начальном этапе в пределах секунды, затем терции до-мажор, в объеме кварты, когда ученик легко освоит эти задачи. Предложить сыграть мелодию от другой клавиши сохраняя аппликатуру. Можно переходить к подбору аккомпанемента на основе слуховых ощущений, а не на основе теории (бессознательно, нужно заниматься уже со 2 класса). К этому времени он должен знать:  из каких звуков состоят аккорды основных ступеней До-мажора и как записываются T ,S, D.  умение находить в мелодии аккорды  умение подбирать бас и аккорды  знать общие звуки в аккордах (гармонизация их возможные варианты)  умение находить звуки принадлежащие аккордам, а так же проходящие и вспомогательные звуки. Преподаватель помогает выяснить бас и аккорды, записать, объясняет что «готовый» аккорд состоит из 3-х звуков и выбирается ритм аккомпанемент (четверти, восьмые ит.д.) мелодия строится только на звуках тоники.  мелодия из звуков доминантового аккорда
 содержит звуки Т и Д, где есть общий звук (соль в до мажоре) и варианты гармонизации.  содержит звуки S.  содержит звуки Т и S, где есть общий звук (до в до мажоре).  содержит звуки всех основных аккордов: Т,S, Д. Основные правила:  мелодия оканчивается на тонике  субдоминанта не может идти за доминантой Можно гармонизировать простейшие мелодии из учебника сольфеджио. Гармонизация мелодии с неаккордовыми звуками (проходящие и вспомогательные). Проходящие - заполняют промежуток между аккордовыми тонами, чаще слабая доля. Они перемещаются между тонами, но сами не гармонизируются. Вспомогательные звуки находятся между повторением аккордового тона и отдельно не гармонизируется Система подбора мелодии и аккомпанемента, от простого к сложному (до, соль, фа мажоры, после минор) Гармонизация без соблюдения правил голосоведения примитивна, наша задача сознательно оперировать аккордами в аккомпанементе. Часто гаммы на уроке специальности оторваны от музыки и теории. Учащийся должен прочно запомнить последовательность расположения ступеней: I - тоника; IV - субдоминанта; V - доминанта и от каждого звука можно построить трезвучье.
Чтение с листа
Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа. Разбор процесс отработки каждого элемента, детали нотного текста, возможно замедление темпа, остановки и поправки. Чтение с листа - сквозное проигрывание нового музыкального материала, основная задача- ознакомление в общих чертах, не останавливаясь, в темпе. Чем лучше ученик владеет инструментом, тем лучше читает с листа, быстро находит рациональную аппликатуру. Начинать нужно с анализа (звуки, длительности, ритм, аппликатура, фразировка, мех).  Мелодия в объёме 1-3 ступени  Мелодия в объёме 1-5 ступени  Мелодия в объёме 1-7 ступени От чистых тональностей и до 3-х знаков при ключе. Прочитанную мелодию задают транспонирование как домашнее задание.
Освоение тональностей.
 В классе прочитал мелодию в до-мажоре  Дома транспонировал в соль мажор  На уроке записывает и анализирует мелодию в соль мажоре, а после читаем мелодию в соль мажоре, а домашнее задание в фа мажоре.
Анализ произведения.
 Размер, лад, тональность (знаки при ключе), темп, жанр.  Составные части строения (мотив, фраза, период).  Ритм.  Мелодическая линия (ступени, скачки, поступенно).  Гармоническая линия (басы и аккорды аккомпанемента).  Динамика и кульминация.  Аппликатура, мех, цезуры.  Разбор сложных мест в нотном тексте(ритм, скачки).  В старших классах анализ в 2-х планах:
 целостный анализ формы, ладотональности, жанр, выразительные средства  анализ элементов музыкального языка - интервалов, аккордов, ритмической группы Анализировать обязательно вслух, тонкий дифференцированный подход к каждому учащемуся, чтобы читал грамотно, красивым звуком без упрощений и выразительно. Можно совмещать чтение с листа с дополнительными задачами (медленно, но с соблюдением всех авторских указаний; быстро - независимо от текстовой неточности) Комплексному восприятию нотного текста помогают:  Группировка нот способствует охвату целых групп, указывает не только на длительности, но и на движение мелодии.  Фразировочные лиги указывают на законченность построения.  Графическое изображение аккордов и интервалов. Воспитание воспринимать созвучья целыми нотными знаками на основе захвата их взглядом снизу вверх и умение при чтение с листа взглядом опережать звучание.
Транспонирование

I.
Транспонирование по слуху осуществляется на инструменте вне нотного текста: 1) на материале, усвоенному по слуху 2) на материале, усвоенном по нотам Если ребенок свободно справляется с задачей I этапа транспонирует мелодию подобранные по слуху в тональностях I и II степени родства (C,G,F,D и.т.д.) можно приступить ко II этапу.
II.
При транспонирование по нотам нужны прочные теоретические (тональности) и практические навыки, знания и запомнить: 1) при транспонировании меняется тональность и ключевые знаки 2) меняется лад 3) меняется аппликатура 4) заучить с учащимся порядок ключевых знаков альтерации ( можно по левой клавиатуре фа, до, соль, ре, ля, ми, си - кошка едет на такси; си, ми, ля, ре, соль, до, фа -на метро спешит дрофа) 5) научиться точно определять тональности по знакам.
Транспонирование по нотам.
Начать с мелодии в объёме 1-3 ступеней и усложнять, увеличивать диапазон. Лучше начать транспонирование ранее знакомого произведения (читал с листа, слышал), а затем усложняя переходить к транспонирование не знакомых произведений. Транспонирование предшествует детальный анализ, затем перевод в новую тональность и исполнение в новой тональности. Не рекомендуется перед транспонированием читать с листа.
Порядок транспонирование по нотам
.  Анализ произведения.  Запись первоначальной и новой тональностей, опорные звуки лада.  Определить звуки мелодии в новой тональности.  Сольфеджируем её.  Определить позиции рук, пальцев, аппликатура.  Настраиваемся на новую тональность - гамма, трезвучия.  Исполняем с листа в новой тональности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.О.Галич. "О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах" Москва 1976 год;
2. Т.О.Калужская. "О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами" Москва 1972 год. 3. Я.О.Мильштейн. " О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства". Москва 1972 год; 4. С.Ляховицкая. "Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся" Москва 1971 год. 5. Г.Шахов. "Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна" Музыка 1987 год. 6. В.Н.Мотов. "Методика обучения на баяне и аккордеоне". Москва 1979 год 7. Б.М.Егоров. " Программа по специальности для народных инструментов". Москва 1982 год. 8. Методические разработки в музыкальной педагогике и психологии по развитию слуха Б.М.Теплова, Л.А. Баренбойма, А.П.Щапова. 9. Г. Шатковский. "Развитие музыкального слуха" Музыка 1996 год. 10. В.Мотов. "Развитие первоначальных навыков игры по слуху" Москва 1981 год. 11. Г Шахов. "Теоретические основы преподавания транспонирования на баяне" Москва 1981 год. 12. Методические указания в специальных классах ДШИ и ДМШ с 1988- 2010 год. 13. Акимов. "Школа игра на баяне" 14. Говорушко. "Основы игры на баяне" 15. В.Лушников. "Школа игры на аккордеоне" 16. Р.Бажилин. "Методика XXI века Школа игры на аккордеоне" 17. П.Серотюк. "Хочу быть баянистом" 18. Г.Бойцова. "Юный аккордеонист"