"Развитие познавательной активности взрослых на уроках русского языка и литературы в старших классах школы".

Автор: Мелентьева Галина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №17"
Населённый пункт: г. Котлас Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности взрослых на уроках русского языка и литературы в старших классах школы".
Дата публикации: 01.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие познавательной активности взрослых на уроках русского языка и литературы в старших классах школы. В условиях изменения содержания образования все большее значение приобретает активизация познавательной активности обучающихся. Очевидным становится переход от учебной деятельности, основанной на усвоении конкретных предметных знаний, умений и навыков, к овладению каждым обучающимся навыками логического и образного мышления. Это обеспечивает умение грамотно излагать свою речь, логически строить высказывание, приводить аргументы для подтверждения своих мыслей, уметь сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и применять полученные навыки в новой ситуации. На протяжении школьной жизни ценность познавательной активности разных возрастных групп обучающихся не отличается однородностью и имеет тенденцию к снижению. Пик снижения ее приходится на подростковый период 8-9 класса. Это как раз тот возраст , в котором многие ученики, выпавшие из возрастного образовательного потока в силу дидактических и социальных особенностей, приходят в УКП школы , так как обучение в обычной школе для них становится невозможным в связи со значительной дидактической запущеностью, ослаблением или отсутствием мотивации учебной деятельности и выпадением категории успешности обучения из главных приоритетов личности. Если составить обобщенный портрет таких обучающихся, то он выглядит следующим образом: - обладает слабой памятью или имеет задержку психического развития; - безграмотен, не приучен к учебной деятельности, имеет девиантное поведение, инфантилен, не способен отвечать за свои действия; - состоит на учебе в КДН, вернулся из мест лишения свободы или находится там. После получения основного общего образования некоторые из них уходят в профессиональные колледжи и техникумы, а некоторые (и их большинство) подают заявления в 10 класс УКП школы. Как правило, через месяц - другой к ним присоединяются многие из тех , кто ушел в профессиональные техникумы и колледжи. Также ежегодно мы принимаем в школу для получения среднего общего образования взрослых работающих и неработающих обучающихся, у которых в свое время прежние учебные и социальные неудачи напрочь отбили желание учиться и быть успешными. Есть у нас и специфическая группа обучающихся. Это осужденные учреждений ФКУ ИК-4 и ФКУ СИЗО-2. Таким образом, у нас формируется специфический контингент учащихся, не характерный для данного вида учебного заведения. Срок освоения программы среднего общего образования в нашей школе составляет 3 года (10-12 класс). За эти 3 года необходимо преодолеть дидактическую запущенность наших учащихся, повторить плохо
усвоенный когда-то учебный материал, остановить угасание учебных способностей и, главное, повысить мотивацию учебной деятельности. Для
организации процесса восстановления учебной деятельности

необходимо дифференцировать работу по 2 направлениям: по времени

обучения и по условиям обучения.
В первом случае каждый обучающийся занимается в своем темпе, демонстрируя разные результаты труда. При этом необходимо максимально щадяще выявить
остаточные знания
и умения и определить уровни познавательной активности, характерные для обучающихся данной группы. Во втором случае предлагаются разноуровневые задания, но обязательно посильные для ученика. Создаваемая ситуация успеха на каждом уроке является залогом успешного обучения в дальнейшем. Как правило, для взрослых обучающихся школы характерны 3 уровня познавательной активности: нулевая, ситуативная и исполнительская. Обучающиеся
с нулевой познавательной активностью
пассивны, с трудом включаются в учебную деятельность, не хотят учиться и не имеют мотивации к дальнейшему обучению. В этой ситуации учитель должен по мере возможности погасить негативный опыт предыдущей учебной деятельности, создать атмосферу успеха при помощи похвалы, поддержки и одобрения любой учебной деятельности учащихся, разговаривать с ними на понятном им языке ровным и поощрительным тоном. Важно понимать, что при этом остаточные знания обучающихся недостаточны для быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, поэтому учитель должен выбирать задания однотипного характера с использованием опорных схем, алгоритмов действия и обязательно похвалить за проделанную ими работу. Обучающиеся с
ситуативным уровнем активности
быстро приступают к заданию, но при первых трудностях теряют к нему интерес. Им не хватает самоконтроля. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать на должном уровне их интерес к теме. В данном случае используются репродуктивные виды работы: по образцам, опорным схемам, дифференцированным карточкам, совместное составление плана работы, плана ответа, схем, вопросов и даже совместное написание творческой работы, где соавторами учителя являются сами обучающиеся. Это дает возможность показать на конкретном примере сам процесс написания творческой работы. Обучающиеся предлагают разные варианты написания того или иного этапа сочинения, затем выбирается лучший и записывается учителем на доске, а обучающимися в тетрадь. Ребята видят воочию, как труден творческий процесс, как ради одного точного и верного слова приходится несколько раз возвращаться к написанному и вновь корректировать его. Приходит осознание того, что написать сочинение не так уж и просто, что помимо знания учебного материала нужно еще проявить и некие творческие (сочинительские) спрсобности, что написание сочинения сродни писательскому труду.
Исполнительский уровень познавательной активности
проявляется в том, что обучающиеся готовы включиться в любые формы работы, осознают
учебную задачу и предлагают пути ее решения. Они могут работать самостоятельно. В этом случе используются такие приемы, как тестирование с самопроверкой или взаимопроверкой работ, самостоятельная работа с текстом на уроке. Таким образом, учителю необходимо давать им разивающие работы, предлагать задания по выбору, подключать к оказанию помощи своим одноклассникам и даже создавать проблемные ситуации, требующие нестандартного решния. Формирование познавательной активности учащихся начинается с определения учителем в совместной деятельности с обучающимися целей урока , что позволяет им спланировать свою дальшейшую деятельность. Известно, что обучающийся включается в деятельность лишь тогда, когда у него есть мотив. Мотив ведет к тому, что возникает потребность в стимулировании познавательной и любой другой активности. Стимулируя познавательную актвность , ученик удовлетворяет ряд своих потребностей: общечеловеческих, возрастных, индивидуальных, специфических, что ведет к развитию познавательного интереса к учебному предмету. Познавательный интерес обучающихся повышается через новизну учебного материала, ситуацию познавательного спора, понимание практической значимости полученных знаний, ситуацию успеха на каждом уроке. Каждый выбирает для себя уровень притязаний. В ходе групповых консультаций применяются различные формы обучения: групповая работа, индивидуальные задания, работа в парах с переходом в работу в группах. Уроки обобщающего повторения проходят в форме семинарских занятий, где разным группам учащихся предлагаются задания разного уровня сложности: от простого пересказа до анализа отрывка произведения. Иногда каждый участник группы, изучив свой вопрос, должен раскрыь его суть всей группе . В ходе урока 3-4 группы работают одновременно. Несмотря на то что учащиеся в группе с разным уровнем знаний и степенью познавательной активности, каждый вносит в работу группы посильный вклад. Развивая познавательную активность, учащиеся повышают и познавательный интерес.
Методы, формирующие познавательный интерес к предмету
: 1. Подборка для каждого занятия такого материала, который был бы интересен для большинства обучающихся независимо от уровня их обученности. 2. Создание ситуаций успеха, т. к. маленький успех слабоуспевающего обучающегося - это длительная, систематическая совместная работа учителя и ученика по преодолению трудностей в освоении знаний. 3. Метод поощрения – мощный стимул удовлетворения собой и своей деятельностью для обучающегося.
Приемы, повышающие познавательный интерес
на уроках литературы в старших классах, могут быть следующие: - создание ситуаций занимательности ( например, сообщение каких-то малоизвестных или парадоксальных фактов либо из биографии писателей,
либо фактов создания литературных произведений (можно предложить учащимся самим найти их к уроку)). Так, например, обучающиеся находят такие примеры из жизни писателей: 1. Заболев, Чехов отправил посыльного в аптеку за касторкой в капсулах. Аптекарь послал ему две большие капсулы, которые Чехов возвратил с надписью "Я не лошадь!". Получив автограф писателя, аптекарь с радостью заменил их на нормальные капсулы. 2. Лев Толстой скептически относился к своим романам, в том числе к "Войне и миру". В 1871 году он отправил Фету письмо: "Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде "Войны" я больше никогда не стану". Запись в его дневнике в 1908 году гласит: "Люди любят меня за те пустяки - "Война и мир" и т. п., которые им кажутся очень важными". 3. Изначально на могиле Гоголя на монастырском кладбище лежал камень, прозванный Голгофой из-за схожести с Иерусалимской горой. Когда кладбище решили уничтожить, то при перезахоронении в другом месте решили установить на могиле бюст Гоголя. А тот самый камень впоследствии был поставлен на могилу Булгакова его женой. В связи с этим примечательна фраза Булгакова, которую он при жизни неоднократно адресовал Гоголю: "Учитель, укрой меня своей шинелью". 4. А. И. Куприн работал на сталелитейном заводе в Волынцеве, торговал унитазами в Москве, одно время держал "Бюро объявлений, эпитафий, спитчей, острот и пр.", судил французскую борьбу в петербургском цирке "Модерн", выращивал на юге махорку, репортёрствовал где ни попадя, домушничал в Киеве из чисто литературных побуждений, в Одессе летал с Иваном Заикиным на биплане, в Балаклаве спускался на морское дно в скафандре и, говорят, горько жалел о том, что ему не дано побывать беременной женщиной и таким образом познать роды. - создание ситуации нравственных переживаний, когда учащиеся сопереживают тот или иной эпизод из жизни героев произведения ( поставь себя на место героя, как бы ты поступил и почему – Л. Толстой «Война и мир» - эпизод «измены» Наташи князю Андрею, реакция князя Андрея на эту «измену» - смог бы ты простить любимую в данной ситуации и др). - занимательные аналогии – имели ли место в твоей жизни такие же ситуации, как у героев произведений, расскажи, поделись, чему научили они тебя (роман Ф. Достоевский «Преступление и наказание» - эпизод убийства старухи процентщицы, эпизод раскаяния героя – актуален в учреждении исполнения наказаний); - создание ситуации удивления - учащийся удивлен тем или иным неожиданным поступком героя (И. Гончаров «Обломов» - Обломов способен влюбиться? За что его можно полюбить? Л. Толстой «Война и мир» - Кутузов жалеет пленных французов, почему? В. Кондратьев «Сашка» - Почему Сашка вступается за пленного немца? Почему не может исполнить приказ командира: расстрелять его?)
- ситуации познавательного спора – дискуссия по поводу разных точек зрения на оценку художественного произведения или характера героя литературными критиками (Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» и А. В. Дружинин» Обломов, роман Гончарова»; Н. А. Добролюбов «Луч света в «темном царстве» и Д. Писарев «Мотивы русской драмы»). - создание благоприятной комфортной атмосферы на уроке, разноуровневые задания, поощрение промежуточных действий обучающихся. Большое значение имет при этом и уважение к личности ученика, доверие к нему, принятие права на ошибку. На уроках русского языка учитель, используя приемы активизации познавательной активности, опирается на подбор
дидактического

материала
, который служит источником развивающей речевой среды по формированию компетентностей обучающихся. Дидактический материал должен вызывать познавательный интерес, быть посильным для их уровня знаний, содержать элементы новизны, по возможности создавать проблемно- поисковую ситуацию, решение которой даст возможность обучающимся раскрыть свои внутренние резервы. На начальном этапе учебной деятельности
дозировка
учебного материала может обеспечить необходимую успешность деятельности и восстановление учебной мотивации ученика. Особое внимание учитель уделяет демонстрации и усвоению учащимися
образцов и алгоритмов
самостоятельной работы, которые являются предметом
прямого обучения
и средством обратной связи. Для достижения цели учитель раздает разнообразные
памятки
по самостоятельной работе с учебником,
алгоритмы выполнения задания
,
специально подобранные
подводящие
упражнения
. По мере восстановления учебных навыков и ликвидации дидактической запущенности самостоятельная работа обучающихся направлена уже на
формулировку и объяснение
понятий, воспроизведение учебного материала в
типовой и новой
ситуации, оперирование понятиями как по образцу, алгоритму
, так
и в
новой ситуации
, использование имеющихся знаний и умений для добывания новых. Так в 12 выпускном классе при подготовке к ЕГЭ учитель нацеливает обучающих на самостоятельный поиск правильного ответа. При выполнении тестов под редакцией И. Цыбулько разрешается пользоваться справочным материалом из оптимального банка заданий для подготовки учащихся С.В. Драбкиной и Д. И. Субботина «Задания и алгоритмы их выполнения» Москва «Интеллект-Центр». Это учит работать со справочным материалом и самостоятельно выполнять задания, что пригодится им в последующем обучении. Кроме того, обладая удовлетворительными знаниями по предмету, обучающиеся повторяют основные темы и понятия курса русского языка, т. е. занимаются самообразованием. Обратная связь между ученикам и учителем в процессе самостоятельной работы обучающихся предусматривает со стороны учителя
поощрение

промежуточных действий и учет
усвоения учениками элементов учебного
материала. В ходе этой работы обучающиеся получают возможность выявления и ликвидации пробелов в собственных знаниях. Таким образом, слабомотивированные обучающиеся учатся выполнять простейшие логические операции (сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать).
Принципы отбора учебного материала
1) Социокультурный принцип - изучение родного языка и литературы как средство познания общества и родной культуры (подбираются яркие запоминающиеся тексты, демонстрирующие богатство и красоту русского слова, произведения литературы, показывающие модели поведения в обществе в той или иной ситуации); 2) Когнитивный принцип - каждый обучающийся , в процессе мыслительной деятельности использует наиболее удобные для него способы переработки информации; 3) Разноуровневый - подбор заданий для выполнения работ разной степени сложности. 4) Информационный принцип связан с методикой использования компьютерных технологий при обучении как русскому языку, так и литературе. Это эффективное средство активизации познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе. ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность , активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ используется при изложении нового материала (презентации, МЖЖ, документальные фильмы из жизни и творчестве писателей и поэтов) , в системе контроля и проверки (тесты), для самостоятельной работы учащихся. ИКТ позволяет повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы , углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Они служат источником учебной информации, управляют познавательной деятельностью обучающихся, контролируют результаты обучения, оказывают индивидуальную помощь, содержат гиперссылки на дополнительную литературу для любознательных, а также развивают творческие способности, познавательный интерес и положительные мотивы учения. Электронные средства гарантирут необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Применение информационных технологий необходимо на уроках русского языка и литературы. Оно способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам русского языка и литературы, активизирует познавательную деятельность учащихся, осовременивает урок. 5). Эмоциональный - привлечение произведений музыкального и изобразительного искусства позволяют сделать урок ярким, запоминающимся.

Таким образом, основными условиями успешности познавательной

активности обучающихся является:
- использование таких форм и методов организации учебной деятельности, которые позволяют раскрыть субъектный опыт ученика. Выявить остаточные знания и умения, на основании которых можно было бы организовать процесс восстановления учебной деятельности; - развитие мотивации обучения каждого ученика , направленной на успех в достижении целей; - использование на уроке материала, позволяющего выбирать уровень сложности в соответствии с его собственными ожиданиями; - оценка деятельности обучающегося в процессе достижения цели; - поощрение стремления каждого обучающегося находить свой способ работы, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути своей деятельности; - создание ситуации общения на уроке, стимулирующего обучающихся на проявление инициативы, самостоятельности, творчества в процессе познавательной деятельности - создания эмоционально-познавательного фона урока, способствующего наиболее полному проявлению естественного самовыражения. Ведь недостаточно ограничиться только выявлением и развитием индивидуальных способностей и склонностей учеников в процессе организации деятельности на уроке, необходим поиск методов, приемов и средств обучения, которые обеспечат формирование универсальных способов познания и дальнейшую практическую познавательную деятельность. Однако необходимо помнить, что в центре всей этой деятельности всегда находится ученик, его переживания, эмоции, личностная позиция. Русская литература всегда основывается на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. На вопрос: «Для чего надо изучать литературу», учащиеся ответили так : «Чтобы разбираться в жизни, быть готовым к любым ее изменениям, чтоб достойно встретить удары судьбы и остаться при этом воспитанными и образованными». Моя задача – приобщить учеников к общечеловеческим ценностям, показать образ нравственного поведения, расширить их жизненный опыт , научить понимать и принимать других людей.