"Социоигровая педагогика как способ организации жизни дошкольников"

Автор: Косарева Лариса Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №82"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская оласть
Наименование материала: статья
Тема: "Социоигровая педагогика как способ организации жизни дошкольников"
Дата публикации: 01.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор: Косарева Лариса Андреевна, воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ «ДСКВ №82», г. Братск, Иркутской области. Адрес электронной почты: risa61@mail Раздел: современные образовательные технологии в дошкольном учреждении.
Социоигровая педагогика как способ организации жизни

дошкольников
В настоящее время идет активное реформирование системы образования. Общие тенденции – это развитие у детей творческого, избирательного, осмысленного подхода к решению тех или иных задач, наличие общей умелости, т.е. способности к овладению широким кругом умений из разных сфер деятельности: движения, игра, общение, изобразительная деятельность, конструирование, произвольное управление самим собой и другими. Также повышение культуры у дошкольников, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование гуманистической системы ценностей, и конечно сохранение и укрепление здоровья детей. Все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре. В Российском «Законе об образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской федерации» и новых «Федеральных государственных стандартах дошкольного образования» отмечается необходимость оптимально использовать современные педагогические технологии, основанные на игровом подходе. Одной из таких технологий является социо-игровая педагогика, которая учит воспринимать детей не как объект, а как субъект обучения и воспитания. Игра в данной технологии стимулирует познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает
возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Именно поэтому социо-игровые приемы мы выбрали основной формой организации жизни старших дошкольников. Их значение возрастает, если речь идет о дошкольниках, имеющих речевые нарушения. Нашу группу посещают именно такие ребята. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Они эмоционально неустойчивы. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание из-за нарушения общей и речевой моторики, особенно у детей с дизартрией. В игре они быстро утомляются, не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому для таких детей особое значение имеют игры, которые формируют активное поведение, их общение со сверстниками и взрослыми. Таковыми являются игры из социо-игровой технологии обучения. Авторы технологии, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов и другие видят сущность социо-игровых подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности. Основа социо-игровой педагогики заложена в словах: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения». Играя в малых группах, дети свободно и с интересом обсуждают различные вопросы, следят за ходом общего разговора. Способов объединения дошкольников для общей деятельности в пары, тройки, четверки и шестерки очень много. Назову лишь некоторые из них: - по цвету карточек, волос, глаз, одежды; - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; - кто на каком этаже живет; - четный - нечетный, однозначный - двузначный номер квартиры;
- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки; собрать целое из отдельных фрагментов; - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д. Овладение игровыми возможностями обучения мы начинали с двигательных заданий. Это один из принципов социо-игровой технологии: снятия блокирующей телесной несвободы, «постоянная смена мезансцен». Несложные движения – бег, прыжки на одной ноге, приседания, хлопанье в ладоши, перестановка мебели в группе снимают блокаду статистической позы. Дети общаются в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и других местах. Так в одной из игр ведущий называл гласные или согласные звуки, а исполнители выполняли определенные движения: на гласный звук – присесть, на согласный – подпрыгнуть. Роль ведущего выполняли сами дети. Сами же и придумывали названия и виды движений. В такой игре действует принцип неразделимости дела и потехи. Воспитателю не следует видеть в игре только потеху, развлечение, отказывать ей в серьезности, ведь физическое здоровье детей выигрывает, когда дело становится потехой. В такой деятельности дети все время в поиске. Проведение познавательной и творческой деятельности разного рода подчеркивает ритмичность работы детей, слаженность их действий. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. Формируется привычка действовать в темпе общей работы, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, уметь доводить дело до предполагаемого результата. Одно из правил социо-игровой технологии - интеграция всех видов деятельности, что на современном этапе развития дошкольных
учреждений наиболее ценно. Интеграция – сложный структурный педагогический процесс, развивающий у детей умение применять знания из тех или иных областей в решении конкретной творческой задачи. Это дает положительный результат в разных образовательных областях: коммуникации, социализации, художественного творчества, познания, физической культуры и до. Игры, положенные нами в основу детских деятельностей развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной», «Загадочные превращения» (Аббревиатуры), «Встать «по пальцам» и другие. Кампаниям детей в игре «Одно и то же по- разному» предлагаем выбрать себе игрушку или предметы и разместить избранные предметы по-разному. Затем каждая пара приглашает к себе в гости всех друзей, которые задают вопросы, чтобы узнать расположение предмета: «Он возле…? Он на…? Он под…? Да, наш предмет под книгой». Если кто-то из друзей затруднился найти предмет, то кто-нибудь обязательно поможет и подскажет. Свобода в игре стимулирует свободу в жизни. Вся организуемая последующая деятельность строится вокруг этого предмета и предлагается самими детьми: придумать про этот предмет сказку, украсить его, превратить во что-то необычное. Очень любима детьми нашей группы игра «Волшебный круг». Дети играют в тройках и, «Волшебный круг» ходит по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы его передать тройка, посовещавшись, должна назвать то, что находится в комнате и окрашено в белый цвет. Первые тройки легко назвали: потолок, двери, а четвертой тройке пришлось подумать, поводить глазами по сторонам. Наконец белое найдено – рубашка у Славы. Это подбадривает следующие тройки. Они тут же находят белые носки. Полоски на футболке, белую лампу. Потом опять заминка. В это время совещаются все. Дети без страха и стеснения
высказывают свое мнение, спорят, аргументируют свою позицию. Ошибка ребенка принимается как шаг на пути к решению. Затем играем дальше: посчитали найденное, сочинили сказку о предметах одного цвета, зарисовали эту сказку и разыграли историю театральными средствами. У детей возникло огромное желание продолжать игру. И они ее всячески разнообразили в последующие дни: находили предметы по цвету, по форме, с заданным звуком. Интеграция это тоже применение принципа полифонии в социо- игровой технологии «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». В обучении и воспитании гнаться нужно за, как можно большим количеством «Зайцев», нет ничего неважного в любой деятельности. В итоге все дети открывают для себя новыезнания, только кто-то больше, кто-то поменьше. А нам - педагогам потребовалось убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Так при знакомстве с животными холодных стран дети услышали название – лемминг. Детский вопрос: «А кто это?». Притворилась, что сама не знаю. Решили выяснить это вместе с родителями. А на следующий день дети принесли рисунки, картинки, распечатки из интернета, раскраски. Обменивались впечатлениями, сходили в гости в старшую группу и там рассказали об этом животном. В любой деятельности неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу», педагогу важно только их не пропустить. В своей работе стараемся показать детям свой интерес и увлеченность, готовы со всеми смеяться, огорчаться, волноваться, ошибаться, «Вылетать из игры», исправляться. Получается особая
атмосфера, когда педагог и дети обсуждают различные вопросы, умеют следить за ходом общего разговора и общего дела, умеют оказывать дуг другу помощь и принимать ее, когда нужно. Мы сначала робко и фрагментарно, а затем все более уверенно вводили в свою педагогическую практику такие игры. И каждый раз убеждались в их эффективности. Наши воспитанники к выходу из детского сада умеют: слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым. Дети овладевают самостоятельными способами поиска информации, разрешения поставленных проблем. В итоге мы констатируем сокращение сроков коррекционной работы с детьми. Изменились не только дети, изменилась мы сами. Будем продолжать осваивать социо-игровую технологию, искать игры, которые раскрепощают детей, будят их инициативу, помогают узнать себя и вызывают желание самосовершенствоваться у воспитателя. Литература 1. Стратегии развития воспитания Российской Федерации (Проект от 13.01. 2015 г. Утвержден 2.06.2015 г.). 2. Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях : монография [Текст] / И.И. Фриш- ман. — Ярославль: Медиум-пресс, 2000. — 302 с. 3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного обра зовательного стандарта дошкольного образования». 4. Собкин В. Стандарт сохраненного детства [Текст] / В. Собкин, Л. Лихачева / / Учительская газета. — 2013. - № 29. 6. Шулешко Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике [Текст] / Е.Е. Шулешко, А.П . Ершова, В.М. Букатов. - Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990. - 116 с.