"ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА "

Автор: Фролова Евгения Сергеевна
Должность: учитель истории и права
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №46 имени И. С. Полбина"
Населённый пункт: Ульяновская область, г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА "
Дата публикации: 02.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Фролова Е.С., ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», магистрант, МБОУ «Средняя школа №46 имени И. С. Полбина», учитель истории и права, г. Ульяновск, Россия Короткова М.В., к.э.н., доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия
ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И

РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация
. В статье рассмотрен порядок взаимодействия классного руководителя и родительского комитета класса, определена роль родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова:
средняя общеобразовательная организация, родительский комитет, классный руководитель, работа с семьей. Frolova E. S., Ulyanovsk State Pedagogical University Named After I. N. Ulyanov, Secondary S chool №46 Named After I. S. Polbin, teacher of history and law, Ulyanovsk, Russia Korotkova M. V., candidate of economic sciences, associate professor of Ulyanovsk State Pedagogical University Named After I.N. Ulyanov , Ulyanovsk, Russia THE ORDER OF INTERACTION OF THE CLASS TEACHER AND THE PARENT COMMITTEE IN THE MANAGEMENT OF THE SECONDARY SCHOOL EDUCATIONAL PROCESSES
Abstract. The procedure of interaction between the class teacher and the parent committee of the class is described in the article. The role of the parent committee in the organization of the secondary school educational process is defined. Keywords: secondary organization, parents сommittee, classroom teacher, work with family. Введение. Одной из ключевых задач, стоящих перед современными образовательными организациями, является повышение качества образовательного процесса. Наряду с совершенствованием образовательных стандартов, образовательных программ, повышением квалификации преподавательского состава активно развиваются способы и методы управления образовательными процессами в средних общеобразовательных школах. Важную роль в процессе управления играет взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом класса. От эффективности этого управления в большой степени зависит качество учебной и воспитательной работы классного руководителя с учащимися. В законе Российской Федерации «Об образовании» утверждается, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка [1]. В Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности [2]. Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы , в первую очередь, классного руководителя. Таким образом, актуальной является задача анализа процесса взаимодействия классного руководителя с
родительским комитетом класса в средней общеобразовательной организации. Структура, права и обязанности родительского комитета. Состав родительского комитета класса формируется на первом собрании из родителей учащихся класса на добровольной основе в количестве 4-7 человек (в зависимости от общего количества человек) и утверждается путем голосования на срок 1 год. Одного из выбранных членов голосованием выбирают председателем, назначают секретаря, осуществляющего ведение протоколов заседаний родительского комитета, и ответственного за материальные средства класса. Классный родительский комитет является отдельным элементом в общей структуре организации управления в школе и имеет свои права и обязанности. Права родительского комитета заключаются в следующем [3]. Он принимает участие на уровне класса в учебно-воспитательном процессе (члены родительского комитета имеют право посещать уроки, мероприятия), а также в организации досуга детей класса (экскурсии, культурные походы); совместно с классным руководителем проводит работу с проблемными семьями (посещать на дому, проводить беседы, организовывать помощь); оказывает помощь в покупке пособий и других необходимых вещей для полноценного учебного процесса и досуга; решает хозяйственно-бытовые вопросы относительно занимаемого классом кабинета; в случае необходимости привлекает необходимых специалистов для разрешения сложившихся проблем в семьях учащихся. К обязанностям родительского комитета относятся о рганизация взаимосвязи между родителями класса и классным руководителем; вовлечение родителей в совместную деятельность с их детьми и участие во внеурочных мероприятиях, ведение необходимой документации
(протоколы родительских собраний и др.), предоставление письменных отчетов о потраченных денежных средствах. Заседания классного родительского комитета проводятся по мере необходимости, для решения насущных вопросов, но не реже 3-4 раз за учебный год. Порядок взаимодействия классного руководителя с родительским комитетом. Деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контакта с детьми. Несовпадение точек зрения, взглядов, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям в воспитании ребенка. Взаимодействие с семьей с целью сближения и сплочения родителей и детей является важным направлением работы классного руководителя. Сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьей. В современной школе классный руководитель находится в тесной взаимосвязи с родителями учащихся. В средней общеобразовательной школе существуют следующие формы работы классного руководителя с родителями учащихся: анкетирование, индивидуальные консультации, родительские собрания, диспуты, круглые столы, классные часы, организация мероприятий. Как правило, решение организационных вопросов с родительским комитетом осуществляется еженедельно или по мере необходимости. В рамках периодических родительских собраний классный руководитель акцентирует внимание родителей учащихся класса на такие проблемы, как успеваемость, дисциплина, поведение, внешний вид, школьная форма, правильное питание. В случае возникновения более серьезных проблем, например, резкое снижение успеваемости, плохое поведение учащегося,
классный руководитель вызывает в школу родителя и проводит беседы. По мере необходимости в беседе принимают участие учителя-предметники. После этого вырабатываются пути решения возникшей проблемы. Кроме учебно-воспитательного процесса родительский комитет принимает активное участие в организации культурно-познавательной деятельности учащихся класса в рамках внеклассной работы, а именно организует посещение музеев, библиотек, выставок, спортивных состязаний и т. д. В соответствии с ФГОС данный вид деятельности способствует развитию личностных качеств, творческих и интеллектуальных способностей учащихся и формирует универсальные учебные действия [4]. Заключение. Таким образом, в работе рассмотрен порядок взаимодействия классного руководителя с родительским комитетом класса. Определено, что родительский комитет является одним из ключевых элементов в системе организации управления образовательным процессом в современной средней общеобразовательной школе. Литература 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации". 2. Курушкина С. А. Эксперимент и инновации в школе / С. А. Курушкина // Классный руководитель – сердце класса. – 2012. – №6. – С. 6–9. 3. Родительский комитет в классе. – [Электронный ресурс]. – URL: sch15.brest.edu.by. 4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).