"Использование малых форм фольклора в развитии детей дошкольного возраста"

Автор: Андронова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 41
Населённый пункт: Иркутская область город Черемхово
Наименование материала: статья, конспекты.
Тема: "Использование малых форм фольклора в развитии детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 02.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

« Использование малых форм фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Выполнила: Андронова Светлана Владимировна Воспитатель: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 г. Черемхово» Визитная карточка педагога: Андронова Светлана Владимировна Год рождения: 28 марта 1966 год Должность: воспитатель Уровень образования: средне – специальное; 1985 году окончила «Черемховское педагогическое училище Иркутской области» Специальность по диплому: «Воспитание в дошкольных учреждениях» Категория: 1 квалификационная категория Стаж в должности: 30 лет Педагогический стаж: 30 лет Общий стаж: 30 лет
Актуальность использования фольклора.
Иногда я наблюдаю, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре». Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно - образовательный процесс. Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста». Главная цель работы – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
Задачи:
 Развитие творческой индивидуальности.  Эмоциональное развитие.  Развитие музыкальных способностей.  Развитие духовной сферы.  Развитие самостоятельности.  Физическое развитие.  Воспитание эстетических чувств. В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:  Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.  Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).  Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).  Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.  Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
 Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.  Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.  Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.  Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз. Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Детский фольклор я использую в период адаптации, в режимных моментах, на прогулке, в непосредственно образовательной деятельности, в игре, в свободной деятельности. Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка. Использование фольклора в режимных моментах. «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели…» Использование фольклора в театрализованной деятельности «…колобок, колобок, я тебя съем...» «…внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…» Использование фольклора в НОД. "…Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки…» Народные игры. «Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг…» « Еще не балуйся, лучше поцелуйся…» Детские песенки. «Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри. И в ладоши звонко хлопают – раз, два, три…» Свободная деятельность детей. «Эта девочка Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке. Нет, не каша. Нет, не каша. И не угадали: Села Маша, Съела всю кашу»!
Вывод 1:
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Вывод 2:
Результатом моей работы являются положительные эмоции: веселое, бодрое настроение моих детей, которым фольклор помогает легче пройти адаптацию, овладеть родным языком, развивает у детей память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развиваться.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 г. Черемхово» Воспитатель: Андронова С.В. г.Черемхово

Тема: «Мамин фольклор»

Цель собрания:
получение информации о специфики и использовании фольклора в семейном воспитании; обратить внимание родителей на значение фольклора и русского народного творчества для социально- личностного и познавательно-речевого развития детей. На конкретных примерах продемонстрировать им методы и приемы работы с детьми по приобщению их к истокам народного творчества. Научить родителей играть с детьми в народные игры и развивать детское творчество.
Форма проведения:
дискуссия
Предварительная работа:
 Провести анкетирование родителей на тему: «Мой фольклор», которое поможет определить уровень знаний родителей по теме собрания, правильно организовать дискуссию;  Пригласить родителей на открытое занятие, проводимое с детьми, на котором будет использоваться русский фольклор;  Оформить выставку книг по русскому народному творчеству;  Привлечь родителей к подбору нескольких прибауток для родительского собрания;  Подобрать с музыкальным руководителем аудиозапись колыбельных песен;  Приготовить пригласительные на родительское собрание (раздать пригласительные за две недели до собрания).
Ход собрания
Родители заходят в группу и занимают места за столом. Воспитатель: Добрый вечер дорогие родители. Мы рады вас видеть на нашем собрании. Для снятия напряжения и создание благоприятной атмосферы мы проведем разминку, которая позволит «растопить лед» и лучше узнать друг друга. И наша разминка называется «Дни рождения». Дорогие родители разбейтесь на группы по месяцам рождения. А, теперь выстройтесь по числам дней рождения. ( В процессе разминки звучит музыка, создателем которой является народ, это позволит определить тему собрания). (Обратить внимание на звучащую музыку в ходе игры). Как называется это музыкальное произведение? Кто его написал? (Родители вспоминают название произведения и говорят, что создателем является народ, поэтому она и называется народная песня).
Воспитатель: Какие еще произведения народного творчества Вам известны? - сказки, колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, приговорки, дразнилки, скороговорки, считалки, игры. Обратить внимание родителей на мудрость, и даже гениальность произведений для детей, которые создавались народом. Дорогие наши мамы вспомните, пожалуйста, какие колыбельные песни пели своим детям, и по возможности напомните их отдельные слова. Воспитатель: Как Вы заметили, что многие колыбельные песни связаны с житьем-бытьем домашнего кота: его зовут, чтобы покачать малыша, а затем угощают. Образ кота пришел в колыбельные песни не случайно: наши далекие предки считали, что для того, чтобы спящий кот передал свою привычку долго спать ребенку, его первым ненадолго клали в колыбельную, прежде чем положить туда ребенка. Очевидно, с развитием медицинских наук от такой практики отказались, а образ кота остался. Особое внимание следует обратить на значение колыбельных песен для развития ребенка. Родители напоминаю Вам, что именно Вы первыми познакомили детей с музыкой, родной речью. Давайте вспомним, какие потешки Вы использовали в игре с малышами («Ладушки», «Сороку», «Козу» и др.). Обратить внимание родителей на то, что в потешках и прибаутках наставления, которые даются ребенку, добродушны, наивны и понятны (Коза бодает тех, кто не пьет молока. Сорока не дает каши тем, кто не работает.) Многие прибаутки напоминают маленькие сказочки. Они знакомят детей с домашними животными, даже с тем, как они выглядят (кот - серый, у петушка - золотой гребешок), предупреждают их об опасности (придет серенький волчок и ухватит за бочок) и т.п. Воспитатель: предлагаю Вам прочитать прибаутки, которые лежат на столе, и прокомментировать их. Воспитатель, что кроме прибауток народная педагогика всех стран и народов огромное значение придавала играм детей. Одни игры воспитывали у детей активность, сноровку, сообразительность, инициативность, другие – развивали ловкость, быстроту, силу, меткость и т.п. но главным достоинством большинства игр является то, что они без нравоучений учили ребенка следовать общепринятым правилам, соблюдать этические нормы. Так каждому ребенку хочется попасть в благоприятное для себя положение и начать игру первым. Как поступить в этом случае? (ответы родителей) Для того чтобы дети не сорились, придумали считалки. Вспомнить, какие считалки Вы знаете. Очень важно отметить, что родители, должны быть заинтересованы и активны в играх с детьми. Вспомните свои игры детства (родители называют)
( Игры можно объединить в книгу «Игры наших родителей», которой впоследствии могут пользоваться как родители, так и дети.) Воспитатель давайте поиграем в одну из игр предложенные родителями с использованием считалки (играют) В заключение разговора о народных играх следует особо подчеркнуть, что для современного ребенка заинтересованное участие родителей приобретает особый смысл. Большинство родителей приобрели игровой опыт, когда в детстве общались с другими детьми, и при том одного возраста. Старшие дети организовывали игры и втягивали младших, не умеющих играть. Благодаря взаимодействию со старшими детьми младшие перенимали игровой опыт. В настоящее время дети лишены возможности усваивать игровые способы в процессе совместной деятельности со старшими. Поэтому надо в семье создавать условия для этого. Родителям необходимо понять, что именно они помогают детям познать этот мир и что одним из способов развития является включение в воспитательный процесс – русское народное творчество. Подведение итогов встречи и приглашение на чай.
План работы на год
НА ПРОГУЛКУ

РЕЖИМНЫЕ

МОМЕНТЫ

ВО ВРЕМЯ ЕДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Сентябрь
Уходи с дороги, кот, Наша Танечка идет. Топ – топ – топ – топ, Никогда не упадет. Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Пышка-лепешка В печке сидела, На нас глядела- В рот захотела! Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти, Дай капустке подрасти.
Октябрь
Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет. Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке – ладошки, А пальчики – Антошке. Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку Синичка, синичка, Воробью сестричка. Воробей – воришка Залез в амбаришко. Клевать просо- Тупым носом.
Ноябрь
Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. Идет коза рогатая За малыми ребятами. Ножками — топ-топ, Глазками — хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет— Забодает, забодает! Гу-ту-ту, гу-ту-ту, Варю кашу круту. Подливай молочка, Накорми казачка. Ой ты зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьет, Вдоль по улице метет.
Декабрь
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя деточки, Ждут малолеточки. Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Ой да, ой да, люленьки, Прилетели гуленьки. Стали гули говорить, Чем Ванюшу накормить. Один скажет — кашкою, Другой — простоквашкою. Ты, мороз, мороз, мороз. Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем, Мы на улицу пойдем, Сядем в саночки — Самокаточки.
Январь
Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая, Маша чернобровая. Водят мыши хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька- кот, Разобьет весь хоровод. Ладушки, ладушки! Пекла бабушка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки У нашей бабушки! Как на горке - снег, снег. И под горкой - снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише, - не шуметь.

Февраль
Завяжи потуже шарф, Буду делать снежный шар. Я шар покачу, Гулять хочу. Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Ну а этот взял и съел, Потому и потолстел. Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Дубы, дубочки, пеку блиночки, Блиночки горячи, не хотят сидеть в печи. Блиночки румяные, с маслицем, сметаною. Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.
Март
Чики – чики – чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня на тележке Щелкает орешки. Поехали, поехали, С орехами, с орехами, К дедке по репку, По пареньку, По сладеньку. Курочка-тараторочка По двору ходит, Цыпляток водит, Хохолок раздувает, Своих деток подзывает: — Куд-куда, куд-куда! Люли, люли, люли, Прилетели гули, Стали гули ворковать, Стали гули хлопотать: Залетели в уголок, Зажигали огонек, Стали кашу варить, Стали Машу кормить. Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты, где была? Ты с чем пришла? За морем бывала, Погоду добывала, Несу, несу Весну-красну!
Апрель
Вот они, сапожки: Этот — с левой ножки, Этот — с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем сапожки. Этот — с правой ножки, Этот — с левой ножки. Вот так хорошо. Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка, Частая походка. Рано утром встает, Красны песенки поет. Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. Этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил - Тебе ничего нет! Иди, весна, Иди, красна, Принеси ржаной колосок, полной снопок, Большой урожай В наш край!
Май
Еду, еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам. Все прямо и прямо, А потом вдруг В ямку — бух! Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у котика усы удивительной красы, Глаза смелые, зубки белые. Ой, дуду, дуду, дуду... Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. - На-ка, МИЛЫЙ пастушок, Ты спеши-ка на лужок. Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашку варить, Сашу кашей кормить. — Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи — Брызни в поле пуще: Станет травка гуще.

Едим в гости к бабушке - «Загадушке»

Программное содержание:
1. Побуждать детей совместно разыгрывать игровые сценки, использовать русский поэтический фольклор, ориентироваться на слова взрослого и действия сверстников. 2. Сопровождать слова выразительными движениями, уметь использовать диалог. 3. Активизировать речь. 4. Вызвать эмоциональный отклик.
Материал:
мягкие игрушки: котенок, курочка, щенок, собака, атрибуты на голову «Цыплят».
Ход занятия:

Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке – «Загадушке». Она нас ждет, дожидается. И нашего друга, волшебного колокольчика, мы возьмем с собой. Согласны? Тогда поехали.
1. Двигательное упражнение «В гости к бабушке»:
Лады, лады, ладушки Едем в гости к бабушке. (дети идут топающим шагом медленно, вращают руками, двигаясь вперед ускоряя темп). К нашей милой бабушке Бабушке – «Загадушке». Едут к ней ребятушки Малые внучатушки. (замедляют темп) Отодвигается ширма, за ней сидит бабушка, что – то варит, помешивая ложкой в горшке. Бабушка видит детей, радуется, здоровается, воспитатель с детьми тоже здороваются.
Воспитатель:
Дети, давайте спросим у бабушки, что она варит в горшочке?
Бабушка:
Киселек варю, киселек.
Воспитатель:
Бабушка, а наши дети тоже умеют киселек варить. Давайте, ребята, поможем бабушке.
2. Пальчиковая игра – потешка «Киселек»

Бабушка:
Хвалит детей, называя их умелыми, добрыми. Ребятушки, а вы хотите познакомиться с моими лучшими друзьями? Тогда слушайте.
Загадка.
Вся мохнатенькая, сама усатенькая. Все из блюдечка слизала, и с ребятками играла. Кто же это? (кошка)
Моя кошка Мурка очень любит гулять. Хотите узнать, где она была? Спросите у нее.
3. Потешка «Кисонька – мурысонька»
Кисонька – Мурысенька, - Ты где была? - На мельнице. - Кисонька – Мурысенька, - Что там делала? - Муку молола. - Кисонька – мурысенька. - Что из муки пекла? - Прянички. - Кисонька – мурысенька, - С кем прянички ела? - Одна! - Не ешь одна! Не ешь одна! Бабушка хвалит детей и предлагает рассказать потешку про котика, который делился со всеми.
4. Потешка «Пошел котик на торжок»
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, купил котик булочку. Самому ли съесть или Бореньке снесть, Я и сам укушу, да и Бореньке снесу.
Бабушка:
Молодцы ребятки, а теперь послушайте еще загадку.
Загадка.
Кто же это к нам бежит, и от радости визжит. А потом лежит у ног. Это маленький… щенок. Дети говорят отгадку.
Бабушка:
А хотите поиграть с моим щенком Митрошкой?
5. Русская народная игра «Щенок Митрошка»
Ел щенок Митрошка, кашку у окошка, (бабушка и дети «кормят» щенка кашей с ложки) Уронил Митрошка, ложку за окошко. (дети «выбрасывают» ложку за плечо)
Бабушка:
Кто легок на ножку, беги, принеси ложку. (дети бегут за ложками)
Воспитатель:
Бабушка, а это кто у тебя?
Бабушка:
А это, моя верная собачка Жучка.
Воспитатель:
А мы знаем песенку про собачку «Жучку».
6. Песня «Жучка»
(музыкальный руководитель играет мелодию) Собачка «лает», выражая благодарность детям.
Воспитатель:
Ребята, спросите у бабушки, может быть, она еще знает загадку?
Бабушка:
Конечно, знаю, вот слушайте:

Загадка.
Ищет зернышки подружка С хохолком на макушке От крыльца недалеко Раздается: ко-ко-ко. Кто же это? Дети отгадывают загадку, бабушка показывает им игрушку курочки.
Воспитатель:
Бабушка, а мы про твою курочку, потешку знаем.
Воспитатель

обращается к детям:
Давайте расскажем вместе.
7. Потешка «Курочка – рябушечка»
(Дети спрашивают курочку) - Курочка-рябушечка, Куда ты пошла? - На речку. - Курочка-рябушечка, Зачем ты пошла? - За водичкой. - Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка-рябушечка, Как цыплятки просят пить? - Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Бабушка:
Ребята вы и про петушка мне расскажите потешку?
Воспитатель:
А про петушка мы можем спеть!
8. Потешка – песенка
Петушок, петушок, Золотой гребешок Маслена головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь
Воспитатель:
Дети, давайте поиграем с курочкой. А петушок будет на нас смотреть. Но для этого нам надо надеть на головку шапочки цыплят, а воспитатель надевает шапочку курочки и фартук.
9. Игра – песня «Курочка»
Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать А за ней ребятки, Желтые цыплятки, Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко Лапками гребите, Зернышки ищите! Съели толстого жука, Дождевого червяка,
Выпили водицы, Полное корытце. Бабушка хвалит цыплят, благодарит их и угощает «зернышками». Дети снимают атрибуты.
Воспитатель:
Спасибо тебе бабушка – Загадушка за гостеприимство, а теперь нам пора домой. Дети машут бабушке рукой, выполняя двигательные упражнения. Лады, лады, ладушки, Едем мы от бабушки, Нашей милой бабушки, Бабушки – Загадушки.