"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ"

Автор: Крохмалев Сергей Викторович
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ СОШ№19 г. Белгород, им. В.Казанцева
Населённый пункт: Белгород, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ"
Дата публикации: 02.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. С.В. Сапегина, С.В. Крохмалев, МБОУ СОШ №19 г.Белгорода, им. В.Казанцева Сегодня, география в школе и вообще в целом в российском образовании находится в весьма затруднительном положении. Интерес учащихся к ней с каждым годом всё ниже и ниже. Количество сдающих ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9-м – минимально, по сравнению с другими предметами. Количество российских ВУЗов, принимающих в качестве вступительных испытаний результаты ЕГЭ по географии так же можно пересчитать по пальцам. Так в чем же проблема школьной географии? Как вернуть интерес к ней среди учащихся школ? Решить эту проблему можно попытаться в условиях реализации ФГОС нового поколения. Меняется роль учителя географии: новый учитель для новой школы даёт школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным. Преподавание школьной географии строится на выделении фундаментального ядра содержания предметной области знаний, устранения устаревшего учебного материала, определения качественных характеристик результатов обучения в сторону усиления метапредметных способов деятельности. Учителю очень важно правильно организовать работу детей с учебным материалом. Для этого нужно активно использовать на своих уроках современное информационное пространство, которое дает новые возможности, делающие обучение более интересным и увлекательным. На уроках географии — это особенно важно. Информационные технологии позволят учителю расширить диапазон действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Учитель должен грамотно организовать самостоятельную работу учащихся. Один из основных принципов эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. Задача учителя - создать погружающую и вовлекающую среду, которая будет способствовать обучению, стимулировать развитие необходимых метапредметных и предметных компетенций. Применяя информационные технологии, учитель и обучающиеся получают возможность создавать и сотрудничать совершенно новыми способами, преподавать и обучать через исследование, адаптироваться к индивидуальным образовательным целям, придумывать, создавать, изобретать и строить с помощью технологий. Данным критериям соответствует технология, основанная на использовании Веб-квестов. Системно-деятельностный подход предполагает активную деятельность обучающихся как во время уроков, так и во внеурочное время. Как известно, детям нравится работать в сети Интернет. Совместить эти два фактора с пользой позволяет технология создания веб-квеста.
Одной из самых эффективных методик использования Интернет-ресурсов в рамках урока является методика веб-квестов (WebQuest), которая была разработана в 1995 году Б. Доджем профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) [2, с.102]. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб- квесты для максимального использования возможностей сети Интернет в различных учебных предметах на разных уровнях обучения в учебном процессе, в том числе и в географии. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Условием использования этого продукта является наличие выхода в Интернет. Желательно организовать работу в компьютерном классе, но можно использовать веб-квест и с одним компьютером. Можно предлагать работу с веб-квестом в качестве домашнего задания. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом может быть публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). На разных уровнях обучения можно по-разному организовать работу с веб-квестом. В 5-8 классах это может быть работа с продуктом, созданным учителем, а в более старших классах – создание собственных веб-квестов по заданной теме. В последнем случае мы уже говорим о проектной деятельности учащихся. Работа над веб-квестом делится на несколько этапов. На первом этапе учитель знакомит учащихся с темой, формулирует проблему. Темы необходимо подбирать так, чтобы при работе над ними школьник не только углубил свои знания по изучаемому предмету, но и приобрел новые. Тематика веб-квеста должна быть интересна и полезна для учащихся. Одну и ту же тему могут выбрать несколько учеников, поскольку их работы могут освещать тему с разных точек зрения. Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде, что позволяет учащимся тесно взаимодействовать друг с другом. В процессе выполнения заданий формируются исследовательские навыки. Самая значимая информация представляется в виде web – сайта, html – странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа. Тут очень важна роль учителя как консультанта. Результаты работы над веб-квестами можно обсудить в виде конференции. Команда выдвигает человека, защищающего проект, либо защищают проект вместе. У учащихся закладываются такие черты личности, как ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимная поддержка и умение излагать свою точку зрения. В завершении работы над веб-квестом важно использовать моральное стимулирование высоких результатов. Работа с веб-квестами может быть предложена как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к
олимпиадам, так как расширяет кругозор и эрудицию. Реальное размещение веб-квестов в Интернете в виде web–сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов. Можно сделать вывод, что веб-квест представляет собой мини-проект, в процессе работы над которым учащиеся осваивают учебную информацию, полученную из сети Интернет на основе рекомендаций и заданий учителя. Мы видим преимущества, которые предоставляет данная методика: а) методика веб-квеста направлена на повышение мотивации учебной деятельности, что достигается через привлекательную для учащихся форму деятельности — работу в сети Интернет; б) работа с веб-квестом предполагает постоянную активность учащихся в процессе освоения новых знаний; в) в результате педагогических исследований установлено, что «поскольку учащиеся действуют самостоятельно в пределах веб-квеста, то они легче запоминают информацию, потому как контролируют ее получение и интересуются ею» [3, с. 111]. г) предлагая учащимся список рекомендованных сайтов, учитель тем самым помогает учащимся рационально использовать свое время и избежать попадания, в поисках информации, на «вредные» сайты [3, с.114]. д) как было доказано учеными (К. Видони и С. Мэдакс), веб-квесты помогают развивать критическое мышление учащихся: веб-квесты учат учащихся формировать собственную точку зрения либо свое суждение о разных точках зрения; веб-квесты часто выполняются в групповой работе, что помогает учащимся осознать ответственность за свои действия перед группой; веб-квест призывает учащихся к постоянной самооценке, взаимооценке и контролю со стороны учителя, что, в свою очередь, также содействует развитию критического мышления [3, с. 111-112]. Веб-квесты стали не только модным увлечением, но и является достаточно эффективным средством обучения, имеют множество преимуществ и положительных качеств, что способствует улучшению качества образования и повышению мотивации и заинтересованности к предмету у учащихся.
Список использованной литературы
1. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе: монография / А.А. Журин. - М.: Саров: СГТ, - 2009. - 300с. 2. Крылова О.Н., Муштавинская И.В.: Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие/ О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб., КАРО, 2013. – 144 с. – (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО»). 3. Vidoni K. WebQuests / K. Vidoni, C. Maddux // Computers in the Schools, vol. 19, issue 1. - 2002. - P. 101-117.