"Как помочь ребенку стать успешным в учебе"

Автор: Мухайлова Нина Ивановна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ "Бардымская гимназия"
Населённый пункт: село Барда Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как помочь ребенку стать успешным в учебе"
Дата публикации: 02.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конкурс « Мудрая сова » Номинация «Организация сотрудничества с родителями» Интерактивное родительское собрание
КАК

ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

СТАТЬ УСПЕШНЫМ В УЧЕБЕ?
Фамилия ,имя, отчество
Мухайлова Нина Ивановна
предмет Английский и немецкий языки Классное руководство 8 б класс Название учебного заведения МБОУ «Бардымская гимназия» Телефон (личный) 8 950 44 24 784 Телефон (школьный) 2 03 56 Электронный адрес (личный) Nina-64@yandex Электронный адрес (школьный) gymnbarda@mail Название номинации Организация сотрудничества с родителями (разработка родительского собрания) 1
Конкурс « Мудрая сова » ВВЕДЕНИЕ: Моя концепция воспитания называется
«Воспитываем вместе
» (организация сотрудничества и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса). Я принимаю идею А.С.Макаренко, который утверждал, что должен быть «коллектив воспитателей». Убеждена в необходимости
координировать
взаимодействие учителей, работающих в классе, родителей, педагогов дополнительного образования, психолога, самих учащихся, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогические взаимодействия на ученический коллектив и его членов. Основное предназначение моей воспитательной системы – содействие развитию личности каждого ученика . В ходе работы появилась необходимость выделит отдельно целенаправленную
работу с

родителями.
В современных условиях большинство семей озабочено решением экономических проблем , поэтому усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Так появился
проект
«
Открытый диалог
», целью которого является создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и за ее пределами, оказывающей положительное влияние на становление личности обучающегося. А также психолого-педагогическое просвещение семей учащихся через систему педагогических тренингов, консультаций. На современном этапе ведущая идея работы с родителями , согласно ФГОС, - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. В основе стандарта лежит
системно –деятельностный подход, который обеспечивает проектирование и

конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования и семейного воспитания. Это и стало ответом на актуальный для меня вопрос: как повысить эффективность родительских собраний? Как превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников? Ведь родительское собрание является важной формой взаимодействия семьи и школы. Встречи с родителями должны способствовать не только психолого-педагогическому просвещению родителей, но и привлечению их к совместной деятельности с детьми. На мой взгляд, я нашла такую форму – это
родительское собрание с использованием интерактивных методик
. В результате повышается интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируется их участие в решении проблемных вопросов, создается доброжелательная атмосфера и появляется конструктивный диалог. Работая в парах, группах, становясь членами одной команды, родители смелее высказывают свое мнение, взаимодействуют друг с другом, делятся опытом в воспитании детей, устанавливают более прочные контакты друг с другом. Несомненно, подобные собрания требуют большой подготовки от классного руководителя. 2
Конкурс « Мудрая сова » Актуальность . Данный сценарий родительского собрания был апробирован в 7 б классе МБОУ «Бардымская гимназия» (2014-15 уч.году). Известно ,что 13-15 лет – это переход от детства к взрослости, смена интересов, снижение познавательного интереса . и как следствие –снижение успеваемости. В центре внимания находилась «проблема учебы». В классе были проведено анкетирование среди обучающихся «Опросник мотивации общения», «Какие предметы интересные и какие неинтересные». Родители были ознакомлены с результатами анкет. С родителями были проведены анкеты «Какой я родитель?» , «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?». Настало время выработать программу действий : Как помочь ребенку учиться? На данном родительском собрании не констатировались ошибки и неудачи детей, а вырабатывалась конкретная программа действий каждого родителя. С практической точки зрения, на мой взгляд, подобное родительское собрание может быть проведено в любом классе, где есть проблемы с успеваемостью , где есть конкретное желание помочь своему ребенку быть успешным в учебе. При
подготовке
данного собрания необходимо : 1. Определить проблемные вопросы, которые обязательно следует обсудить на собрании 2. Выбрать наиболее подходящую технику организации интерактивной работы родителей. 3. Своевременно известить родителей о дате и часе проведения собрания. 4. Подготовить классное помещение.
Необходимые материалы и оборудование
: Кабинет, в котором будет проходить родительское собрание должен быть оснащен необходимым количеством столов (по количеству групп) и стульев (по количеству участников), доской; листами бумаги формата А-3 ; цветные фломастеры (5 цветов); писчая бумага; авторучка.
Подготовка классного помещения
: Для организации парной работы стулья расставляются таким образом, чтобы удобно было провести игру. Для групповой работы родителей стулья и парты в классе расставляются таким образом, чтобы образовалось 4 стола, вокруг которых могут разместиться 5-6 человек. Распределение родителей по группам происходит произвольно – приходящие занимают место за любым столом. Сценарий интерактивного родительского собрания.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ УСПЕШНЫМ В УЧЕБЕ?
3
Конкурс « Мудрая сова »
Цель собрания :
интеграция усилий семьи и школы по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи собрания:
 обсудить вопросы, от чего зависит успех в учебе  определить роль родителей в успешности детей  выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений  разработать программу развития своего ребенка
краткий план
1. Диагностика 2. Разогрев. 3. Теоретическая часть (вопрос1,2,3,4) 4. Практическая часть 5. выводы Классный руководитель: Добрый вечер! Я рада, что вы пришли. (
анкетирование

родителей
). Для начала я хочу угостить вас сладостями. Угощайтесь. Обратите внимание на цвет конфеты (подготовить чашу с разноцветными конфетами) . (
цель

упражнения
: установить теплые эмоциональные отношения между людьми, снять излишнюю нервную нагрузку). Давайте вспомним свою школу. (на доске написаны вопросы) 1. Мой любимый предмет и почему? (красная конфета ) 2. Мой нелюбимый предмет и почему? (желтая конфета) 3. Какую профессию мечтали выбрать. Сбылась ли ваша мечта? (оранжевая конфета)
Вывод:
Вы на минутку (чуть-чуть) окунулись в воспоминания, в школьное детство, а я узнала о вас кое-что новое и интересное.
-
----------------------------------------------------------------------------------
Начало собрания :
(объявляю цель родительского собрания) Сегодня я предлагаю обсудить тему успешной учебы детей и составить программу развития для своего ребенка. Для
разминки
предлагаю Упражнение «
Музыкальный стул
» (здесь мы обозначим темы, которые будут затронуты в собрании). (необходимое оборудование: компьютер, колонки, музыка, колокольчик, песочные часы). Участники собрания 4
Конкурс « Мудрая сова » свободно передвигаются по классу, звучит музыка. Стулья расставлены по классу парами. Когда музыка заканчивается, все садятся на стул, который ближе и образовывается пара. Задача – обсудить в парах проблему. Каждый говорит по 1 минуте. Итого 2 минуты на пару. Далее снова музыка, променад и новая случайная пара. (таким образом все родители задействованы в обсуждении вопросов) 1. Успех ребенка зависит не только от хороших отметок в школе, но и от умения общаться с людьми. 2. Современным детям не хватает любви и заботы родителей. 3. Репетиторы в наше время не мода, а необходимость. Без репетиторов невозможно подготовиться к ЕГЭ. 4. Крепкое здоровье – залог успешной учебы. Слабое здоровье – причина неуспеваемости в школе. 5. Одни считают, что чтобы исправить недостатки, нужно с ними бороться. Другие считают, что нужно усиливать то хорошее (хорошие стороны), что есть в человеке.
Итог
: спасибо всем за размышления. Рассаживаемся в круг как вам удобно. Мы сегодня будем говорить об
учебе
. (Тема собрания написана на доске)
Как помочь ребенку стать успешным в учебе
?
Часть 1 . (теоретическая) Вопрос 1. Успех в учебе от чего зависит?
(предполагаемые ответы родителей: от учителей, родителей, ученика зависит от семьи, от уровня образования родителей, от атмосферы в семье, от того, как родители сами относятся к учителю) Мы с вами родители. Мы не можем повлиять на школу, на сверстников. Как зависит успешная учеба ребенка от родителей? Как
мы
можем повлиять?
Задание:
Предлагаю занять места за столами, разделившись на группы в соответствии с цветом буклета, полученного перед началом собрания. (в каждую группу раздать листы А4 и фломастеры). Напоминаю, что в группе есть председатель, который следит за соблюдением правил ведения дискуссии. Правила: активное участие каждого. Право высказывать свое мнение, не осуждаемое и не оцениваемое другими. Говорим кратко по делу. Последнее слово за ведущим. (все группы пишут о родителях):
Как учебная деятельность зависит от

родителей?

Итак
, (вывесить на стену результаты всех команд, озвучить. Что общего?) Родители могут : Организовать домашний труд школьника (причина неуспеваемости может быть именно в неорганизованности), организовать рабочее место, питание 5
Конкурс « Мудрая сова » Приучение к самостоятельности. Контроль за выполнением домашних заданий. Укреплять здоровье. Чтение книг и совместное их обсуждение Организация досуга. После ужина дети не должны перевозбуждаться , играть долго в компьютерные игры. Атмосфера домашняя, доброжелательная, любовь и понимание. Репетиторы. ЗОЖ, активная позиция родителей. Внешний вид ребенка тоже ведет к успешности. И мы можем это сделать. Социальное и материальное положение родителей. Семейные ценности (знания, любовь, традиции, стабильность). Мотивированность родителей. Культ образования в семье.
Вывод
: очень многое зависит от родителей!
Вопрос 2 .
Теперь поговорим
об ученике.
Все вместе методом мозгового штурма пишем портрет успешного ученика, затем неуспешного. Успешный ученик неуспешный ученик умный уверенный в себе здоровый аккуратный послушный внимательный вежливый способный трудолюбивый счастливый самодостаточный организованный ответственный недисциплинированный несобранный забывчивый несамостоятельный неуверенный забитый отверженный разочарованный
Итак
, вот мы нарисовали портрет двух учеников.
Вопрос 3
. Обсуждая вопросы сегодня на собрании, я уверена, каждый из вас думал о своем ребенке, примерял, сравнивал, а как у моего? Какой мой ребенок? Хороший или плохой? Что хорошего (уверенный, физически развит, вынослив, ответственный, нет хронических заболеваний), и что плохого (несобран, недостаточно самостоятелен, неприлежный)?
Напишите,

какие у него положительные качества, а какие отрицательные (?).
Его успехи и неуспехи. Какие проблемы? (каждый родитель пишет на листочке про своего ребенка) Каждый для себя обозначил, какие проблемы есть. 6
Конкурс « Мудрая сова » А теперь
вопрос 4: Как их решить? Что я могу сделать как родитель для

устранения этих проблем?
(пишут). Чаще всего мы хотим исправить то, что нам не нравится. Но ведь известно, что чем сильнее действие, то тем сильнее противодействие. И в ситуации с ребенком, я бы вопрос поставила так: как усилить сильные стороны моего ребенка, чтобы убрать плохое. Что надо усилить, какое качество, чтобы подтянуть недостатки. Не надо исправлять ошибки, нужно усиливать сильные стороны. Усилив сильные, подтянутся и слабые, исправятся, исчезнут. Нужно вселить позитив в ребенка.
Часть 2. (практическая)
Известно, что программа разрабатывается на основе диагностических данных. Сегодня вы проанализировали своего ребенка, поняли для себя, каких знаний недостает. Что делать.
Я бы считала, что собрание

прошло не зря, если бы каждый из вас услышал для себя хотя бы один совет,

идею.
Мне важно, чтобы с собрания вы ушли, зная, что делать с ребенком, как помочь. (если это так, то моя цель достигнута).
Каждый родитель разрабатывает Программу развития своего ребенка
( для устранения первой проблемы я сделаю …это. Когда? К какому сроку? Моя помощь какая?). программа - это конкретные шаги. Если я хочу улучшить учебу моего ребенка, то 1. Я должна выписать и проанализировать его оценки. 2. Подойти к учителю. Посоветоваться, поговорить об индивидуальном подходе. 3. узнать у учителя, в чем проблемы у ребенка 4. Может быть репетитора нанять.5. Если я хочу развить коммуникативные навыки, подхожу к классному руководителю, советуюсь, может быть какие-то вечера провести, придумать постановку успеха.
Заключение:
Я думаю, сегодня вы не просто задумались о своем ребенке. А получили ответ: (или начало ответа) чем могу помочь я, как родитель? Как развить то хорошее, что есть в моем ребенке? Благодарю за участие в собрании. 7