"Влияние оценки качества образовательных услуг с участием потребителей на развитие деятельности учреждений СПО"

Автор: Зворыгина Людмила Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Шушенский сельскохозяйственный колледж"
Населённый пункт: пгт. Шушенское, Красноярского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние оценки качества образовательных услуг с участием потребителей на развитие деятельности учреждений СПО"
Дата публикации: 03.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Зворыгина Людмила Николаевна

Красноярский край, пгт. Шушенское КГБ ПОУ «Шушенский

сельскохозяйственный колледж»

Влияние оценки качества образовательных услуг с участием

потребителей на развитие деятельности учреждений СПО
В настоящее время параллельно с теоретической разработкой проблемы влияния оценки качества образовательных услуг с участием потребителей на развитие деятельности учреждений СПО осуществляется и экспериментальная работа, которая показывает, что в учебных заведениях оценка качества осуществляется не в полном объёме. Анализ показал, что в предлагаемых методических и нормативных материалах зачастую обнаруживаются следующие недостатки: • в разработанных программах развития отсутствовали разделы, характеризующие вклад образовательного учреждения в кадровое обеспечение процессов развитие региона. • проводимые обследования слабо увязаны с приоритетами, программами развития и их ожидаемыми результатами; • набор обследований не носит системного характера (нет полноты охвата по субъектам и объектам, мало показателей конечного эффекта), что предопределяет риск некорректных результатов и принятия неверных управленческих решений. Помимо этого зафиксировано, что в учреждениях СПО накоплены значимые статистические выборки (по разным курсам, разным субъектам оценки, разным периодам обучения и др.), позволяющие проанализировать влияние оценки на качество образовательного процесса, однако обработка этих данных не стала осознанной целью работы учреждений СПО. Анализ практики организации оценки качества также позволяет зафиксировать сильные и слабые стороны. К слабым сторонам было отнесено то, что:
• разрозненные процедуры оценки качества существуют обособлено, полученная информация не анализируется и не доводится до сведения потребителей; • опыт сопоставления результатов оценки качества между программами практически отсутствует; • отсутствует сравнение результатов оценки качества образовательного процесса, что создает затруднения при оценке качества образовательных услуг в целом; • в ряде случаев отсутствует механизм обратной связи как таковой. Отсутствие такой информации не позволяет вносить коррективы в собственную педагогическую деятельность. Во многом причины затруднений субъектов оценки связаны с недостаточным нормативным (процедуры, функции, зоны ответственности, требования), научно-методическим (рекомендации по применению критериев оценки образовательных услуг), информационным (разрывы в каналах обратной связи, недостаточность согласовательных площадок для уточнения критериев оценки), кадровым (неготовность потребителей к эффективной реализации ими экспертной деятельности) обеспечением деятельности субъектов, осуществляющих оценку. Выделены две группы причин выявленных затруднений субъектов оценки качества: первая группа причин носит педагогический характер, так как непосредственно связана с реализацией субъектами оценочной деятельности. Было зафиксировано, что у большинства субъектов оценки отсутствует целостное представление о функциях, задачах и зонах ответственности каждого субъекта; осознание собственной роли, содержания деятельности и типовых задач; целостное видение оценки качества, места в ней различных субъектов. Устранение этих причин лежит в области обучения управленцев, педагогов, студентов, работодателей. Вторая группа причин имеет организационный характер, поскольку связана с обеспечением условий для успешной реализации оценочной
деятельности всеми представителями потребителей. Анализ практики осуществления оценки качества в учреждении СПО позволил зафиксировать многочисленные разрывы и рассогласования в организации подсистемы оценки. Был сделан вывод об отсутствии необходимых и достаточных условий успешности функционирования подсистемы оценки в учреждениях СПО. В итоге следует отметим что, в образовательных учреждениях оценка качества образовательных услуг носит субъективный характер, отсутствует система независимой оценки качества образовательных услуг, цели проведения оценки и ее результаты не позволяют использовать ее как инструмент налаживания (оптимизации) процессов развития учреждений СПО. Педагогический коллектив и управленцы не готовы к привлечению общественности к оценке качества оказываемых услуг. Отсутствует теоретически обоснованная и методически обеспеченная модель оценки качества образовательных услуг с участием потребителей. Изложенные выше факты и рассуждения подводят нас к выводу о том, что существующая практика оценки качества имеет ряд существенных недостатков, которые приводят как к затруднениям всех субъектов оценки, так и к снижению качества образовательных услуг в целом. Таким образом, в образовательном учреждении оценка качества образовательных услуг носит субъективный характер, отсутствует система независимой оценки качества образовательных услуг, цели проведения оценки и ее результаты не позволяют использовать ее как инструмент налаживания (оптимизации) процессов развития учреждений СПО. Педагогический коллектив и управленцы не готовы к привлечению общественности к оценке качества оказываемых услуг. Отсутствует теоретически обоснованная и методически обеспеченная модель оценки качества образовательных услуг с участием потребителей.
Рекомендации:

Организовать обучение всех сотрудников учреждения принципам, модели и механизму реализации оценки качества образовательных услуг была создана группа из состава методологов, в состав которой вошел и автор настоящего исследования. При разработке новой системы повышения квалификации были учтены результаты настоящего исследования, выявленные затруднения субъектов оценки. Одним из оснований программы повышения квалификации явилось разработанное нами представление об эксперте как субъекте оценки, являющегося частью общей модели оценки качества. В качестве субъекта оценки эксперт должен обладать следующими компетенциями'. Знает: особенности образовательных услуг, функции, цели, содержание и технологию оценки качества образовательных услуг, роли и задачи всех субъектов оценки в учреждении СПО. Умеет: формулировать критерии, показатели и индикаторы оценки качества образовательных услуг, проводить анализ потребностей, выявлять проблемные зоны в деятельности ОУ, нуждающиеся в улучшении, участвовать в согласовательных процедурах по совместному целеполаганию развития деятельности ОУ. Владеет: технологией оценки качества, обладает способностями к экспертизе, целеполаганию и проектированию. Является субъектом оценки качества образовательных услуг, т.е. осознает свое место в процессе оценки, свои функции и задачи; принимает нормы (особенности, принципы, правила) осуществления оценки и находится в состоянии актуальной готовности к ее реализации. В образовательных учреждениях рекомендовано провести обучение по программе, которая бы помогла сосредоточиться на том, как должна осуществляться оценка качества образовательных услуг с участием потребителей, чтобы были учтены особенности образовательных услуг и цель проведения оценочных процедур: повышение качества образовательных услуг. В программу предлагается включить мероприятия, обращающие
особое внимание на те формы оценочной деятельности, которым отводилась большая роль с точки зрения развития навыка самооценки обучающихся и повышения открытости информационного пространства. Также предлагается усовершенствовать имеющуюся модель оценки качества образовательных услуг и уделить особое внимание на участие потребителя в оценки качества образовательной услуги, так как ведущей технологией привлечения и участия потребителей (общественности, работодателей, обучающихся) в оценке качества в данном случае является формирование социально- профессиональной среды как формы партнерской «совместной» деятельности различных субъектов. В качестве ведущих форм и методов в исследуемом учебном учреждении выступают: проектная деятельность, социальные практики, организационно-деятельностные игры, событийная деятельность, конкурсы, советы и рефлексия этой деятельности. Разработанная модель оценки качества образования ориентируется на, диагностический характер, главной целью которого является выявление слабых сторон процесса формирования профессиональных компетенций и определение путей его улучшения.