"Подготовка конкурентноспособного специалиста посредством развития творческих способностей учащихся на уроках информатики"

Автор: Подзолкина Людмила Сергеевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ ШИ "Олимпийский резерв"
Населённый пункт: г.Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка конкурентноспособного специалиста посредством развития творческих способностей учащихся на уроках информатики"
Дата публикации: 03.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Подготовка конкурентноспособного специалиста посредством развития творческих

способностей учащихся на уроках информатики
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям и навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля, его личные качества и таланты, способствующие адаптации в условиях рыночных отношений. Выпускник новой школы должен уметь: • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях • грамотно работать с информацией • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности Современные экономические условия предъявляют повышенные требования к специалисту, который поступает на рынок труда. На первый план выходят качественные показатели:  Компетентность и профессиональная мобильность;  Целеустремленность и уверенность в своих силах;  Инициативность и самодисциплина;  Владение навыками самообразования;  Предприимчивость и деловитость;  Способность к самоанализу и принятию нестандартных решений;  Достоинство и личная ответственность;  Способность к риску и защите своих прав и свобод;  Эмоциональная устойчивость и коммуникабельность. Без творческого подхода к своему профессиональному становлению вряд ли можно достичь этих показателей. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, у каждого есть способности и таланты. Именно поэтому, творческое развитие личности на уроках информатики является очень актуальным. В условиях информатизации общества в целом важную роль в формировании качеств конкурентноспособного специалиста играет предмет информатика. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование самостоятельного умения работать с информацией, понимать вопросы адекватного выбора средств и методов обработки информации, а также применение полученных знаний, умений и навыков в своей дальнейшей деятельности. Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, которые выделяются в зависимости от уровня владения компьютером.
Они и позволяют правильно определить и построить деятельность учителя и ученика, а также выбрать форму урока, где могли бы в полной мере раскрыться необходимые качества личности для правильной адаптации в современном мире конкуренции, рыночных отношений, мире информации и компьютеров.
1этап.
Учащемуся необходимо доказать и показать, что компьютер предназначен является мощным помощником в работе. Это очень важный момент, так как в основном для ученика 5 класса компьютер – средство для игр. Приступая к практическим работам на пк, многие учащиеся испытывают наряду с интересом и страх. Задача учителя на этом этапе помочь преодолеть этот страх и поверить в свои силы, дать школьникам основные, самые первые навыки работы на компьютере. В конце обучения 5 класс на основе умений и навыков работы в текстовом и графическом редакторах, зная основную конфигурацию компьютера, делает мини – проект в Power Point
по теме: «Компьютер моей мечты»

2 этап
. Учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, им интересно выполнять какие-либо задания, демонстрируя всем: он что-то умеет. На этом этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть очень много возможностей, еще не изученных ими. В программе Excel разработка проекта
"Я - менеджер" (7 класс)

3 этап
. Учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы компьютерной грамотности. На этом этапе необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.
Урок-исследование: «Сложные функции в Excel» (8 класс)

Создание буклетов, календарей в Microsoft Publisher

4 этап
. Знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям и навыкам на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.
Разработка сайта на свободную тему (9 класс)

5 этап.
Для активизация познавательной деятельности учащегося на уроке информатики необходимо, прежде всего, представить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но важнее всего – один раз сделать! Тогда помимо знаний появляется еще и умение! Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся, активизировать которую можно с помощью различных приемов. Я глубоко
убеждена, что процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, когда они пропускаются через призму сознания ученика и воплощаются в деятельностных формах. Поэтому на своих уроках я стремлюсь использовать различные виды самостоятельной деятельности. Хотелось бы добавить, что идеальным средством для решения первоначальной задачи развития творческих способностей личности является метод проектов. На уроках информатики результатом каждого урока является маленький проект, самостоятельно созданный ребенком.
Творческие работы учащихся (10-11 класс)

Проект: «Защита информации от вредоносных программ» (10 класс) – работа в

группах по разным направлениям темы и создание различных готовых продуктов в

различных программах (презентация, буклет, газета, видеоролик, урок -

исследоаание)

Создание интерактивных кроссвордов в Excel

Создание ментальных карт и т д
В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику наиболее полно раскрыть свои способности. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Подтверждением того являются слова известного экономического революционера Б.Фрэнса: «Поисковая активность, способность к созданию нечто нового повышает адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость и устойчивость к возникновению различных ситуаций – это очень важно для человека, чтобы выступать на рынке труда как конкурентноспособный специалист».