"Знакомство с русской народной куклой".

Автор: Вагнер Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Полтавский детский сад "Родничок"
Населённый пункт: г.п.Полтавка
Наименование материала: НОД
Тема: "Знакомство с русской народной куклой".
Дата публикации: 03.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок» НОД по познавательно-исследовательской деятельности Тема: « Знакомство с русской народной куклой». Подготовила: воспитатель 1категории Вагнер Елена Ивановна 2015год

1.Цель
: Формирование знаний о русских народных куклах.
Задачи:
Знакомить детей с различными русскими народными куклами, начиная от старинного оберега и заканчивая современной куклой. Развивать интерес детей к историческому прошлому (куклам). Формировать навыки умения изготовления куклы из лоскутков ткани собственными руками. Формировать у детей проявление эстетического отношения к русским народным игрушкам Развивать эмоциональное отношение и интерес к героям мультфильма («Маша и Медведь»). Воспитывать чувство взаимопомощи, умение действовать сообща.
Словарная работа:
Кукла – «Мотанка», «Крупеничка», «Подорожница», «Кубышка-травница», оберег, тряпичная, глиняная, деревянная, коллекция.
2. Методы и приёмы:
Словесное, наглядность, объяснение, самостоятельность, момент, сюрпризный.
3. Материалы и оборудование:
русские народные куклы тряпичные для игры и обрядовые, современные куклы, глиняная (Дымковская), матрёшка, кукла-Маша, сундучок, по 4 кусочка ткани, моточку ниток и кусочку ваты на каждого ребенка, музыкальное сопровождение, мультимедиа и сладкие призы на каждого ребенка. Ход НОД: Дети входят в группу В: встречает и здоровается с детьми,
Ребята, становитесь в круг, для того, чтобы атмосфера у нас стала более тёплой, давайте поприветствуем друг друга, а для этого, вам нужно повторять каждое предложение и действие за мной. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Звучи музыка (из мультфильма «Маша и Медведь) включается экран В: Ребята, вы слышите музыку, кажется, нам пришло письмо на волшебный экран, присаживайтесь на стульчики, сейчас мы с вами его посмотрим (дети садятся на стулья перед экраном) На экране Маша и Медведь, Мишка подает письмо Маше М: А что это за конвертик такой, интересненький? Это мне? Да? Мне? Медведь кивает головой одобрительно М: берет конверт и читает письмо - Мишка открывает музей кукол и предлагает собрать коллекцию народных кукол и рассказать о них. М: Мишка-это я должна рассказать? Медведь одобрительно кивает М: Так, трудненькая ситуация. М: Куколки то есть, а знать то я про них, ничего не знаю, народные они или не народные? Что же мне делать, где бы это всё узнать? Энциклопедии у меня
нет, интернетик отключили, телефончик сломала, как же быть? Дети как мне быть? Дети: Мы можем помочь Изображение отключается Стук в дверь В: Кто это к нам стучится? воспитатель вносит игрушку-куклу Машу ( Маша тянет за собой сундучок) В: Ох и быстрая же ты Маша, только видели тебя на экране, а ты уже здесь, Маша, что случилось? М: Помощь мне ваша нужна В: А как мы можем помочь, ребята? Д : покажем и расскажем о русских народных куклах, которыми играли наши прабабушки В: Машенька, проходи к нам в группу и послушай, что мы тебе расскажем. Воспитатель подводит детей к выставке кукол На выставке стоят куклы: Мотанки для игры, обрядовые, глиняные, деревянная матрешка. В: Посмотри Маша, какие красивые и разные куколки здесь собраны - Ребята, а что такое кукла? Д: - Кукла – это игрушка в виде фигурки человека. В: А как вы думаете, для чего ее придумали люди Д: Чтобы играть В: Да, чтобы дети играли и не плакали
В: показывает глиняную куклу Ребята, давайте расскажем Маше, из чего сделана эта кукла Д: Из глины В: А как вы думаете, удобно с ней было играть? Д: Нет В: почему? Д: она может упасть и разбиться, ее не удобно ложить спать В: Конечно ребята, эту куклу придумали люди как сувенир, её лепили из глины и раскрашивали , она тяжёлая, не гнётся и если упадёт, то может разбиться. Эти куклы сохранились до наших дней. А вы ребята знаете, как называется эта кукла? Д: Дымковская В: Посмотри Маша, какая красивая куколка здесь стоит, а зовут её "Крупеничка" В: Ребята, как вы думаете, почему ее так называют? Д: Название от слова крупа В: Слышишь Маша, эту куклу наполняли зерном, она была оберегом на сытость и достаток , эта кукла была самой главной в семье, с ней дети не играли. В: берет следующую куклу "Кубышку- травницу" Это кукла Кубышка - травница, ребята, как вы думаете, что у нее в узелках? Д: Трава В: Дети, это кукла-оберег наполняется душистой лекарственной травой. В старину ее подвешивали в комнате над кроваткой ребенка или давали с ней играть, чтобы травяной дух отгонял болезни.
В: Посмотри Маша, вот еще одна замечательная кукла, а называется она – «Подорожница», ребята, как вы думаете, для чего эта куколка Д: Играть в дороге В: эту куклу делали в дорогу, из цветных лоскутков ткани, чтобы в пути с человеком ничего не случилось, она тоже была оберегом. В: А вот эти куколки – «Мотанки» посмотрите ребята и расскажите из чего их делали? Д: Из ниток, ткани В: Правильно, а почему их так назвали? Д: Потому что их мотали В: Молодцы ребята, какие вы все сообразительные, продолжаем рассказывать Маше о русских народных куклах. М: А это что за девица, красавица стоит? В: А эта куколка с секретом, что за секрет у матрёшки, послушайте. Воспитатель: (читает стихотворение) Разломлю я пополам: Интересно, что же там? Там ещё одна матрёшка Улыбается, смеётся. Хоть и жаль её ломать Буду дальше разбирать. Ростом разные подружки А похожи друг на дружку.
Русские красавицы Всем нам очень нравятся. В: Ребята, а что можно сказать о матрёшках? Д: (ответы детей) В: Матрёшки куклы весёлые, любят петь и танцевать. Они и вас приглашают поплясать, представьте, что мы все сейчас матрёшки. Физминутка: В: Дружные матрешки. ( Хлопают в ладоши ) На ногах сапожки, ( Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперёд) Топают матрёшки ( Топают ногами ) Хлопают в ладошки Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо) Девчонки озорные, Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. В: Маша, а для чего ты сундучок принесла? М: Да я же кукол собрала для Мишкиного музея В: А давайте посмотрим, что за кукол Маша для музея принесла (открывают сундук, там современные куклы) выкладывают их и рассматривают. В: Ребята, как вы думаете, подойдут эти куклы в Мишкин музей старинных русских народных кукол?
Д: Нет В: Маша, что ты загрустила? М: куклы то не подойдут для музея, ..а я так хотела сделать Мишке приятное В: Как же быть дети? Д: Отдать кукол В: У нас куколки большие, все не поместятся в сундучок, да и для музея их очень мало М: А что это за лоскуточки с ниточками у вас лежат? В: Дети, подскажите, что из этих лоскутков можно сделать? Д: Куколку М: Как здорово, только как её делать я не знаю. В: Не переживай Маша, мы тебе покажем На экране пошаговый показ изготовления куклы Мотанки (Колокольчик) Дети выполняют работу В: Вот и куколки готовы и Маша повеселела, давайте сложим в Машин сундучок все куколки В: Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали? Д: Куклу В: А для кого мы сегодня делали куклу? Д: Для Маши В: А зачем Маше понадобилась кукла? Д: В музей для Мишки
В: А как называются эти куклы? Д: Русские народные В: А о каких русских народных куклах мы рассказали Маше? Д: О «Мотанках», Дымковской», «Матрёшке», «Крупеничке», «Подорожнице». В: Ребята, а Маша говорит вам огромное спасибо, за вашу помощь она хочет отблагодарить вас вот этими вкусными сладостями, которые сама приготовила (раздает детям петушки на палочке). Теперь ребята мы с Машей прощаемся с вами, я помогу ей донести сундучок с куклами до Мишкиного музея. До свидания! Воспитатель уходит, в руках уносит куклу – Машу и сундучок.