"Обучение младших школьников деятельности чтения в системе требований ФГОС НОО второго поколения"

Автор: Алтайская Анна Ивановна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Севастопольский государственный университет
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение младших школьников деятельности чтения в системе требований ФГОС НОО второго поколения"
Дата публикации: 04.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Штец Александр Александрович
Член-корреспондент МАН ПО, доктор педагогических наук, профессор
Алтайская Анна Ивановна
магистрант Севастопольский государственный университет e-mail: Grata2007@yandex
Аннотация
Статья посвящена обучению младших школьников деятельности чтения в системе требования ФГОС НОО второго поколения и содержательным особенностям формирования деятельности первоначального чтения на основе позиционного принципа в современных образовательных системах.
Ключевые слова
ФГОС НОО, чтение, учебная деятельность, позиционный принцип чтения. Освоение младшими школьниками деятельности чтения в букварный период является одной из важнейших задач в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее – ФГОС НОО). Так, в статье 11, п. 9 ФГОС НОО отмечается, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» [5, с.9], т о есть в соответствии с ФГОС НОО, чтение носит метапредметный характер [5]. Также ФГОС НОО устанавливаются требования к результатам освоения Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее - Программа), которые должны рассматриваться как личностные, метапредметные и предметные.
2 На это прямо указывает и название параграфа Примерной основной образовательной программы начального общего образования - п.1.2.1.1 «Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)» [7]. Существенным является и то, что в ФГОС НОО предлагается определенный способ обучения младших школьников чтению. В п.7 Стандарта отмечается, что о бучение чтению в букварный период должно осуществляться на основе системно-деятельностного подхода, предполагающего «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий» (далее - УУД) и «разнообразие организационных форм познавательной деятельности» [5, с.4]. С точки зрения Стандарта, как известно, освоение УУД младшими школьниками означает умение учиться. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: «познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции» [5, с.103]. Также в Программе в структуре познавательных УУД особо отмечается действие чтения, а также действия по постановке и решению проблемы (п.2.1.2). С точки зрения В.В. Давыдова, учебная задача является главным и одним из важнейших компонентов в структуре учебной деятельности , способствует развитию у школьников аналитических средств ее решения [4]. Таким образом, учебная деятельность является многокомпонентной и состоит из взаимосвязанных между собой элементов. Освоение данных компонентов учебной деятельности необходимо для формирования осознанной деятельности чтения в результате которой, как отмечается в Программе, школьники «научатся осознанно читать тексты», что предполагает «осмысленное правильное чтение целыми словами вслух», «осознание смысла произведения при чтении про себя» (п.1.2.1.1). Отметим, что при таком подходе ребенок становится субъектом обучения, что является важнейшим условием обучения в букварный период. Т аким образом, в свете
3 требований ФГОС НОО второго поколения, одна из задач начального образования – научить первоклассников деятельности чтения, которая является не только важнейшим видом умственной и речевой деятельности, но и сложным комплексом умений и навыков, формирующим УУД. Деятельность чтения младших школьников в букварный период должна осуществляться в системе усвоения УУД (п. 2.2.2.2 Программы), что в деятельности первоначального чтения требует ориентации на позиционный принцип чтения. Как обосновал Д.Б. Эльконин, при обучении деятельности чтения « произнесение всех предшествующих согласных фонем должно производиться с позиции следующей за ними гласной фонемы» [10, c. 389] , что и определяет такой принцип чтения как позиционный [9]. То есть концепция Д.Б. Эльконина сконцентрирована на обучении первоклассников чтению слогов-слияний, как основе позиционного принципа, сущность которого выработать у ребенка осознанную ориентацию в чтении слога на последующую букву, называемую автором «механизм упреждения» [9, c.388]. Действия « механизма упреждения» по своему содержанию соответствуют требованиям Программы к обучению грамоте: младшие школьники должны различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие (п.2.2.2.1). То есть, для успешного обучения младших школьников деятельности чтения в букварный период необходимо, чтобы при знакомстве с буквами ребенок смог открыть позиционный принцип русского чтения, то есть осваивал чтение слогов с ориентировкой на букву гласного звука, следующую за буквой согласного. Позиционный принцип также получил свое отражение и в содержательном разделе Программы, в котором указано, что у младших школьников должен быть сформирован навык слогового чтения с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Таким образом, обучение первоначальному чтению должно осуществляться только в учебной деятельности на основе применения позиционного принципа чтения.
4 Вместе с тем Д.Б. Эльконин считал, что для успешного усвоения первоклассниками позиционного чтения в процессе обучения очень важен подготовительный этап: «чем лучше освоят дети фонемный анализ слов и связанную с ним общую ориентировку в фонемной системе языка, тем правильнее и легче будет формироваться действие воссоздания звуковой формы слова» [9, c. 343]. Процесс ознакомления детей с буквами должен происходить после того, как они научаться делать «фонемный анализ слов и ориентироваться в фонемном строе языка» [9, c. 343 ]
.
При этом, с точки зрения автора, главные задачи состоят в том, чтобы познакомить детей с буквами как знаками фонем не допуская смешения букв и фонем, а также сформировать опережающую ориентацию на гласные буквы и гласные фонемы, которая необходима для воссоздания звуковой формы слова. Д.Б. Эльконин подчеркивает, что действием, на основе которого формируется главный механизм чтения, является процесс преобразования слов путем замены гласных букв, а затем и согласных [9]. Позиционный принцип чтения получил развитие в современной методике обучения первоначальному чтению у целого ряда исследователей: Н.М Бетеньковой, Е.А. Бугрименко, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукерман, А.А., Штеца и др. Тем не менее способы его реализации оказались различными. Попытка реализовать позиционный принцип чтения в полном соответствии с методикой Д.Б. Эльконина была предпринята Е.А. Бугрименко и Г.А. Цукерман в учебном пособии «Букварь Эльконина» (далее-методика Г.А. Цукерман). Для нашего исследования принципиальное значение приобретает то, что позиционный принцип чтения, по мнению авторов, предполагает предварительное обучение первоклассников (в добуквенный период) умению различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, то есть чтению с ориентацией на безударную гласного. Подготовительный период обучения в данной системе занимает около одного месяца, что обусловлено его
5 теоретической сложностью и необходимостью ввода звуко-буквенной координации. [1]. Другой подход к введению позиционного принципа чтения предложили авторы букваря образовательной программы «Начальная школа XXI века» [2]. В данной программе в подготовительный период обучения чтению включены только те действия, которые необходимы для формирования позиционного принципа чтения. Тем не менее, без внимания методистов остались действия с буквами согласных звуков, так как собственно начальное осознание позиционного принципа чтения осуществляется только в деятельности с буквами гласных. Такой подход можно определить как частично- деятельностный. Авторами был рассмотрен позиционный принцип чтения с точки зрения формирования учебной задачи. По их мнению, в курсе «Обучение грамоте» в контексте учебной деятельности должны быть поставлены особые условия для формирования основных компонентов учебной деятельности - учебно-познавательных мотивов, учебных задач с соответствующими учебными операциями контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Важность этих задач обусловлена тем, что успешное формирование учебно- познавательных мотивы у младших школьников влияет на успешность всего дальнейшего обучения. Методисты указывают, что «в начале все делает учитель: он ставит перед детьми учебную задачу, дает им полный пооперационный состав этой задачи, показывает образцы выполнения каждой отдельной операции и порядок их следования друг за другом, контролирует и оценивает выполнение каждой операции и учебной задачи в целом. Формирование учебной деятельности и заключается в постепенной передаче выполнения отдельных учебных действий от учителя ученику для самостоятельного выполнения» [2, с.4]. Организация проблемных ситуаций в процессе обучения чтению в букваре реализуется, когда ученик выдвигает свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"). Также он должен выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в
6 дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). Таким образом, происходит сознательное участие ребенка в учебном процессе, что является приоритетным направлением обучения, так как при таком подходе ребенок выступает в роли равноправного участника процесса обучения, становится его субъектом. Такой подход к реализации в обучении проблемных ситуаций находится в полном соответствии с требованиями Стандартов. В образовательной системе «Гармония», в букваре «Мой первый учебник» [6] также предлагается в центр процесса обучения младших школьников чтению ставить позиционный принцип русской графики и основанный на нём механизм чтения. Для реализации данного механизма чтения, авторы предлагают включить в содержание подготовительного этапа освоения позиционного принципа чтения первичное знакомство с некоторыми буквами согласных звуков. На этом этапе в течение 14 уроков происходит знакомство первоклассников со звуками речи и звуковым анализом. Также данный букварь обеспечивает возможность дифференцированной работы, учитывая различный уровень дошкольной подготовки первоклассников. Например, одни и те же элементы страниц букваря (столбики слогов) выполняются различными группами учащихся. Затем ведется коллективное обсуждение принятых решений. Методисты букваря «Мой первый учебник» серьезное внимание уделяют организации проблемных ситуаций, которые в материалах букваря реализуются посредством «хитрого вопроса». Он указывает на наличие «ловушки», «тем самым рождает стремление быстрее понять смысл читаемого», то есть обучение происходит в виде учебно-практических задач. Таким образом, авторы букваря «Мой первый учебник» предлагают усилить подготовку учащихся к введению позиционного принципа чтения через предварительное знакомство с буквами согласных. Это позволяет формировать позиционный принцип чтения не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Данный подход может оценивается как частично-деятельностный, так как деятельность чтения сразу охватывает не на все буквы согласных.
7 В методике букваря самой массовой образовательной системы «Школа России», авторы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. [3], также учитываются требования Стандарта. Введение позиционного чтения осуществляется через формирование представления функций букв согласных звуков, которые могут быть твердыми и мягкими. Обучение грамоте происходит с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, в урок они включены одновременно. Для усвоения существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слова применяются схемы-модели разнотипных слогов и слов, при обозначении звуков используются цветовые сигналы, изучаются их главных свойства и признаки. Кроме того, «фундаментальное значение в разработанном механизме отводится навыку безошибочного выделения и чтения слога-слияния СГ с ориентировкой на букву гласного звука». Однако, в целом можно констатировать, что «Букварь» В.Г. Горецкого и др. применяет в обучении позиционному принципу чтения формально-теоретический подход, так как дети знакомятся с позиционным принципом русской графики за пределами деятельности чтения. С этой точки зрения, «Букварь» не в полном объеме отвечает основным требованиям ФГОС. Оригинальный подход к реализации позиционного принципа чтения в букварный период предложили в своей методической системе Штец А.А., Сабодах Р.В., Исаева С.А. [8]. В методических рекомендациях к «Букварю» отмечается, что «позиционный способ чтения значительно повышает осознанность чтения, качество усвоения рациональных приемов чтения и ускоряет процесс выхода на чтение целыми словами» [8, c.13]. Но принципиальная особенность обучения состоит в том, что овладение позиционным принципом чтения слогов предлагается осуществлять в составе слова на основе выделения слогов из слова и их синтезирования в слова либо стечения слогов как слов. Таким образом, позиционное чтение слогов выступает в качестве средства обучения пословному чтению, освоение которого проходит красной нитью через весь букварный период . Для
8 успешного усвоения первоклассниками позиционного чтения предлагается два этапа обучения чтению. В добукварный период (около 10 уроков) должны осваиваться конкретные действия, которые необходимы для формирования позиционного принципа чтения: 1) интонационное выделение звуков в составе слова; 2) изолированное произнесение звуков; 3) «чтение» звуковых схем слов. На втором этапе «Живая азбука» – действия слияния букв гласных со всеми буквами согласных в соответствии с правилами позиционного принципа чтения. Для нашего исследования принципиально важно и то, что в методике Штеца А.А. все уроки строятся в форме беседы-диалога в условиях определенных проблемных ситуаций. Учителю предлагаются типовые способы их создания, предлагаются поурочные комментарии. Особо отмечается то, что «на этапе постановки проблемы учителю необходимо стремиться к тому, чтобы школьники сами сформулировали проблемный вопрос (задачу)» [8, c.4], а затем коллективно решали поставленную задачу. При таком подходе, знания не подаются в готовом виде, а являются собственным «открытием» учеников. В целом методика, предложенная Штецом А.А., Сабодах Р.В., Исаевой С.А., на наш взгляд, максимально приближается к основным требованиям Стандарта, позволяя эффективно реализовать системно-деятельностный подход в обучении первоначальному чтению. Как видим, даже беглый взгляд на обучение младших школьников деятельности первоначального чтения с точки зрения требований ФГОС НОО второго поколения позволяет заметить, что большинство современных методистов связывают обучение первоначальному чтению в букварный период с позиционным принципом. Обучение позиционному принципу чтения строится на основе учебной или учебно-практических задач, как способов разрешения проблем. Однако, пока не все современные методики обеспечивают полную реализацию системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников деятельности чтения.
9
Список литературных источников

1.
Агаркова Н.Г., Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман, Г.А. - Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 318 с. ], [Бугрименко, Е.А. и др. Обучение чтению по системе Д.Б. Эльконина: Метод. пособие к к Букварю/Е.А. Бугрименко, П.С. Жедек, Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение, 2003 – 160 с
2.
Букварь: методический комментарий к урокам /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова.- 2-е изд., дораб. - М.: 2011. - 160 с.
3.
Горецкий, В.Г., Кирюшкин, В.А., Федосова, Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму [Текст].-М.: Просвещение, 2003.-107 с.
4.
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]. – М.: Педагогика,- 1986. – 240 с.
5.
М-во образования и науки Рос. Федерации Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М: Просвещение, 2010. – 47 с.
6.
Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 класса общеобразоват. учрежд. Пособие для учителя. / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. – 3-еизд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 – 448 с.
7.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Режим доступа: mon.govdocuments/922/file/227/poop_noo_reestr.doc (7.05.2016)
8.
Штец, А.А., Обучение чтению и письму в букварный период (1-4). Программа. Методические рекомендации: Пособие для учителей начальных классов / А.А. Штец, Р.В. Сабодах, С.А. Исаева; под редакцией А.А. Штеца. – М.: АРКТИ, Рольф, 2002. – 208 с
10
9.
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Как учить детей читать. [Текст] - M.: Педагогика .- 1989. – 560 с.