"Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Автор: Акберова Гульшат Гадиевна
Должность: воспитатель по обучению татарскому языку
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №70 комбинированного вида" Ново-Савиновского района г.Казани
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 04.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Значение фольклора

в нравственном воспитании детей

дошкольного возраста.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило татарского народа, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим внукам и детям? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет
фольклор,
ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир татар, его мысли, чувства, переживания. Поэтому знакомство детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства - действительно актуальная задача педагогов дошкольных учреждений. Процесс познания и усвоения духовного богатства своего народа должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство этот незамутнённый источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из этих функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности.
Одним из механизмов роста личности является идентификация себя с нравственно значимым другим, и, знакомя детей с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох документами, подлинными предметами старины, - мы тем самым помогаем ребятам усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Тем самым мы расставляем эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Ещё К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» (статья «Родное слово»). Развивая идеи К.Д.Ушинского, видный педагог B.Н. Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто гак не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в её естественной речевой обстановке, коей является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н.Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры - вот единственный путь к творческим свершениям». (Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986, с. 11) Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни
и т.д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и. осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все " формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей», поэтому многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и
человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Рассмотрим значение лишь некоторых жанров произведений устного народного творчества в отдельности. Огромной любовью пользуется у детей
СКАЗКА.
С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами. В фантастике сказок отражается реальная человеческая жизнь. Каждая конкретная сказка отражает труд и быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение . Сказка преображает действительность. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают веру народа во всемогущество человека, его мечты о будущем. В этом заключено воспитательное значение сказок. Отрываясь от мифологии и религии, но сохраняя связь с народом, сказка дошла до нас как высоко художественное произведение народного творчества. В этом её эстетическое значение . Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она
является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. В татарской народной сказке заключено богатое содержание - и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др.), и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П.Аникин указывал, что «сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью» Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала». Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд. При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребёнка. Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в
татарских народных пословицах и поговорках.
Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений татарского народа. В них, как и в других формах народного творчества, заключён практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной
форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представление о своём месте на земле, его ценностные ориентации. Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду: «Делу - время, потехе - час», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит»... Через пословицы и поговорки, посвящённые труду и трудовому человеку, у детей старшего дошкольного возраста формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека и через его нравственно- эстетическую оценку понимание необходимости в труде и почтительное отношение к его результатам. Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения, потому что большое их количество с чувством глубочайшей любви говорит о Родине: «Родимая сторона - мать, чужая - мачеха», «С родной земли - умри не сходи». Пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания детей, прежде всего, формирования активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно-эстетический потенциал, который в них заложен, так как многие пропагандируют здоровый образ жизни: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье всему голова, всего дороже», «Живи с разумом, так и лекарок не надо» и т.п. Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума. Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании
воображения детей дошкольного возраста. Разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей.
Литература:
1. Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977 г. 2. Аникин В.П. К мудрости ступенька.М.,1988 3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003 г. 4. Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006г. 5. Р.Ягъфаров «Татарский фольклор» Казань 2012