"Взаимоотношения в семье. Секреты счастливой семейной жизни"

Автор: Порфирьева Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: БУ ЧР "Шумерлинский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Населённый пункт: г. Шумерля
Наименование материала: конспект занятия с элементами тренинга
Тема: "Взаимоотношения в семье. Секреты счастливой семейной жизни"
Дата публикации: 04.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Занятие с элементами тренинга «Взаимоотношения в семье.

Секреты счастливой семейной жизни»

Цель:
повышение родительских компетенций
Задачи:
 создать в группе доброжелательную, доверительную атмосферу;  способствовать безоценочному принятию родителями детей, объективному оцениванию мотивов «плохого» поведения ребенка;  актуализировать жизненные ценности семьи.
Ожидаемые результаты:
 установление дружеских отношений с ребенком, основанных на взаимном доверии и ответственности;  объективная оценка мотивов «плохого» поведения ребенка;  осуществление правильного выбора воспитательных воздействий на ребенка;  гармоничное использование требований и запретов, поощрений и наказаний в семейном воспитании.
Форма проведения:
тренинг.
Необходимые материалы и оборудование
: листы бумаги на каждого участника, флипчарт, скотч, карандаши цветные и простые, маркеры, фломастеры, мягкая игрушка, набор объемных геометрических фигур.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Приветствие
Психолог: «Здравствуйте, Я очень рада всех вас видеть и также рада тому, что мы здесь все вместе. А вы? Какие ощущения испытываете вы? Поделитесь ими». Что вы чувствуете?»
Знакомство.
Психолог: «Прошу всех сесть в круг. Каждый из вас назовите свое имя и три качества вашей личности, которые начинаются на первую букву вашего имени».
2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сообщение психолога о Правилах работы группы (подготовить на отдельном плакате). Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждым участником группы. Помещение Правил на видное для всех место в группе. Примерный перечень правил:
1.

На занятии может говорить только один человек. Уважайте друг друга!

2.

Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.

3.

Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на

тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники

группы.

4.

Старайся участвовать во всех упражнениях.

Тематический опросник

«Мой жизненный путь. Мои успехи и мои неудачи»
(Приложение №1) Участникам группы раздаются бланки опросника для заполнения. Психолог раскрывает принимающим родителям смысл проводимого задания и предлагает им приступить к выполнению этой работы. После окончания проводится очень подробное обсуждение ответов каждого из участников. Работа над этим опросником является весьма важной, так как она не только представляет собой продолжение этапа знакомства друг с другом участников группы, но и одновременно служит осознанию целей проводимого тренинга. 
Игра «Чудесный мешочек».
Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешочек и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет условия игры: «Вы вытащили из мешочка какой-то предмет. Теперь вам необходимо отыскать в нем такие характеристики, которые объединяют его и вашу семью. Привожу пример. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик круглый. В нем нет углов, значит, и нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за столом, круглым, как этот шарик. Это и есть то, что объединяет этот шарик и нашу семью».

Упражнение: «Черное и белое»
Жанр: «Управляемое фантазирование». из программы «ПРАЙД» для приемных семей и усыновителей Цель: раскрыть особое значение привязанности в жизни ребенка. Инструкция: «Мы будем заниматься тем, что называется «управляемое фантазирование». Это поможет нам поразмышлять о некоторых аспектах развития привязанности у детей, и факторах, влияющих на то, как формируется привязанность. В процессе управляемого фантазирования Вы можете представить себя в той или иной ситуации и прикоснуться к тем чувствам и переживаниям, которые являются результатом этой ситуации. В различных местах «управляемого фантазирования» я буду останавливать Вас, чтобы задать вопросы о том, что Вы чувствуете в настоящий момент. Уважаемые, участники тренинга, Вам необходимо разделиться на две группы. Одна группа – «мальчик Андрюшка», другая – «мальчик Борька». Итак, начинаем фантазировать.
1
.«Сегодня замечательный день. Благополучно на свет появились два крепких и здоровых мальчика, одного назвали Андрюшка, другого Борькой. О них трепетно и профессионально заботятся медики родильного дома. Что вы чувствуете? Что знаете о самом себе?  Мама Бориса двадцатилетняя одинокая женщина, которая уже порвала все отношения с твоим отцом. Ее семья не поддерживает ее. Но, несмотря на обстоятельства, мама очень ждала твоего появления на свет, и сейчас держит тебя на руках, ласково и нежно знакомясь с тобой».
«Что ты чувствуешь сейчас, Борис?»
 Родители Андрюшки – молодая пара, где ребенок является желанным, долгожданным. Родители ждали твоего появления на свет, и сейчас держат тебя на руках, ласково и нежно знакомясь с тобой. Вся семья счастлива. Бабушки, дедушки, тети и дяди всегда рядом. Готовы помочь».
«Что ты чувствуешь сейчас, Андрюшка?»
Группа должна сделать вывод о том, что самое важное в этой ситуации - психологическая готовность матери к рождению ребенка. «Желанность» рождения ребенка, безусловно, влияет на формирование привязанности.
2
.
Борька.
«Вы вернулись домой. Мама заранее приготовила все, что необходимо для ухода за тобой, ты лежишь в подержанной, но удобной кроватке, ты сыт, твои пеленки сухие, мама всегда рядом, разговаривает с тобой, улыбается и уделяет тебе много внимания».
«Что ты чувствуешь, Борис?»
Потребности Бориса находят удовлетворение. Мама делает все, чтобы он мог себя хорошо чувствовать. Чувство привязанности к ней растет, потому что она непрерывно удовлетворяет потребности ребенка.
Андрюшка.
«Вы вернулись домой. Папа и мама заранее приготовили все, что необходимо для ухода за тобой, ты лежишь в новой красивой кроватке, ты сыт, твои пеленки сухие, мама и папа всегда рядом, при первой необходимости мама всегда рядом».
«Что ты чувствуешь, Андрюшка?
Потребности находят удовлетворение. Мама делает все, чтобы он мог себя хорошо чувствовать. Чувство привязанности к ней растет, потому что она непрерывно удовлетворяет потребности ребенка.
3

Борис
, со временем твоя мама начинает уставать, чувствует опустошенность из-за того, что ей приходится заботиться о тебе одной. Она начала принимать спиртное, которое помогло ей однажды расслабиться. Когда ты голоден и начинаешь плакать, она замедленно реагирует и приходит не сразу. Ты успеваешь наплакаться и потом тебе трудно есть. Тебя резко кладут в кроватку, и ты снова плачешь. Но теперь мама просто выходит из комнаты и закрывает за собой дверь».
«Что ты чувствуешь сейчас, Борис?»
Борис узнает, что не всегда может рассчитывать на заботу. Рядом с ним все еще есть близкий взрослый, но привязанность к нему может начать претерпевать изменения.
Андрюшка
«Мама и папа постоянно рядом, они счастливы, как только проявляешь беспокойство, мама приходит к тебе, успокаивает, разговаривает, целует, поет песни, проявляя безграничную любовь. Папа часто с тобой гуляет, играет, старается рассмешить. Ты окружен постоянным вниманием». 5.
Борис
«Проходит еще время. Борис, ты уже научился ползать, а затем и ходить. Твоя мама все больше пьет и все меньше следит за тобой. У тебя практически нет игрушек, ты часто бываешь один, тебе бывает страшно, бывает холодно, ты часто остаешься голодным, и несколько раз серьезно
травмировался дома. Твоя мама теперь живет с мужчиной. Он тоже много выпивает и часто бывает не сдержан. Он кричит на тебя, иногда может ударить. Мама в таких ситуациях жалеет тебя, берет на руки. Но, когда ты мешаешь ей, она делает, то же самое, что и он». «Что ты чувствуешь сейчас.» Группа должна прийти к выводу о том, что многие потребности ребенка не удовлетворяются (один из вариантов жестокого обращения – пренебрежение нуждами и эмоциональное отвержение). Мир ребенка не безопасен. Это может привести к отказу от изучения окружающих предметов, вследствие чего развитие ребенка может задержаться. Имеет место физическое насилие. Опыт, который приобретает Борис, заставляет его все больше не доверять взрослым и миру. Реакции взрослых непредсказуемы. Поведение матери может формировать у Бориса амбивалентный тип привязанности.
Андрюшка.
«Проходит еще время. Ты уже научился ползать, а затем и ходить. Тебе нравится играть с родителями, петь песни. У тебя много разных игрушек, папа и мама учат тебя с ними играть. При возникновении опасной ситуации родители приходят на помощь».
6.
«
Борис.
Тебе уже 4 года. Твои мама и отчим однажды вечером ушли из дома, и их не было три дня. Ты много плакал от страха и голода. Соседи вызвали милицию, приехали чужие люди и увезли тебя в приют. Тут много других детей и взрослых, тут тепло, тебе дают вкусную еду. Но ты привык быть один и никого не знаешь. Ты ждешь свою маму». «Что ты чувствуешь сейчас, Борис?» (можно разбить ситуацию на две части: «один дома» и «помещение в приют»). Отрыв ребенка от семьи - событие, иногда необходимое, но очень травмирующее, так как оно нарушает нормальный процесс развития привязанности к определенному взрослому. Что происходит, когда мы разрушаем эту привязанность? Происходит переживание горя, чем младше ребенок, тем сильнее и продолжительнее его переживания. Андрюшка. «Тебе уже 4 года. У родителей есть хорошие друзья, которые часто к вам приходят в гости. Тебе нравится проводить с ними время, играть. Каждый раз они дарят тебе игрушки. С удовольствием ходишь в детский сад, во дворе дома постоянно играешь с другими детьми». «Что ты чувствуешь сейчас?» 6. «
Борис
. Проходит немного времени и тебя помещают в новую семью. Ты входишь незнакомый дом. Тут много красивых игрушек. Взрослые очень доброжелательны по отношению к тебе. Они говорят, что будут о тебе заботиться». «Что ты чувствуешь сейчас, Борис?» Важно, чтобы участники группы вспомнили о том, что момент помещения ребенка в новую семью тоже очень тяжелый для него. Чувство пережитой потери обостряется. И страхи и сомнения, недоверия к взрослым сразу не проходят. После проведения этой части упражнения стоит сделать промежуточные выводы, дать участникам выказать чувства, которые они испытывали в ходе упражнения, задавая наводящие вопросы:  «Что вы чувствовали в ходе выполнения, в ходе выполнения заданий?»  «Давайте вместе подумаем, можно ли в такой ситуации полностью изменить отношение этого ребенка к взрослым?»  «Стоит ли ждать быстрых результатов, пытаясь сформировать у него привязанность к новой семье?» 
«Чистый лист»
Душа ребенка подобна чистому листу бумаги. Посмотрите, какой он ровный гладкий, чистый. Давайте попробуем пройти через все чувства, которые пережил Борис. Называя чувства, сминаем каждый раз лист.  Как вы думаете, что произошло с душой ребенка?  Давайте попробуем исправить.  Получилось ли разгладить полностью лист?  Так и с душой ребенка… остались борозды глубокие - следы от сильных, ярких переживаний…  Как вы будете исправлять (по кругу) Сегодня мы с Вами попытались прочувствовать тот путь, который проходят большинство приемных детей. Давайте не будем забывать, что багаж прошлого влияет на становление личности ребенка. Только благодаря вашей любви, пониманию, терпению «гадкие утята» превращаются в «прекрасных лебедей»!
А для того, чтобы вам было легче воспитывать деток, есть мы кураторы, психологи, не забывайте, обращайтесь!!! 
«Пожелания по кругу»

Обратная связь

Хотелось бы узнать какие чувства вы сейчас испытываете?

Понравилось ли вам занятие?

Что хотелось бы добавить?

С чем вы уходите?

Приложение 1
Тематический опросник
Фамилия и Имя ____________________________________________________________дата____________ МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. МОИ УСПЕХИ: МОИ НЕУДАЧИ: МОЯ ТОЧКА ОПОРЫ В ЖИЗНИ ЧТО МНЕ ПОМОГАЕТ: ЧТО МНЕ МЕШАЕТ: ЧТО Я ЛЮБЛЮ, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ПРИЕМНОМ РЕБЕНКЕ: ЧТО Я НЕ ЛЮБЛЮ, ЧТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ В ПРИЕМНОМ РЕБЕНКЕ: