"Работа классного руководителя начальной школы в условиях ФГОС НОО"

Автор: Мартова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: Курский район Ставропольский край станица Курская
Наименование материала: статья
Тема: "Работа классного руководителя начальной школы в условиях ФГОС НОО"
Дата публикации: 04.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


С.А.Мартова
МОУ СОШ № 1 Курского муниципального района, учитель начальных классов С переходом современной школы на обучение, ориентированное на новые образовательные стандарты второго поколения, функции школы остались прежними – обучение и воспитание. Но важно понимать, что вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, теперь перед школой стоят другие задачи – научить ученика интегрировать, обобщать и осмысливать новые знания, увязывать их с жизненным опытом ребенка, ориентировать их на то, как полученные знания пригодятся в дальнейшей жизни. Школа перестает быть единственным источником знаний. СМИ и сеть Интернет коренным образом преобразили жизнь людей. Изменилось и отношение к обучению. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. В моем классе такие же современные дети, которые могут не сделать домашнюю работу, пропустить или опоздать на урок, оправдываясь, что засиделись за компьютером. Но даже после однодневного отсутствия, а тем более, если ребенок по болезни пропустил несколько дней, я всегда слышу одну фразу: «Мне было дома скучно, я очень хотел(а) в школу». И я понимаю, что это моя заслуга, как классного руководителя данного детского коллектива, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. Осознание классным руководителем себя как воспитателя – одно из условий его эффективной деятельности с коллективом класса. В воспитательной деятельности важным считаю принцип обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, способствует становлению ученика как личности. Еще К.Д.Ушинский писал, что только успех поддерживает интерес к учению, познанию нового. Причем успех должен быть доступен каждому ученику. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся моя воспитательная деятельность ориентирована на выпуск успешного человека. Не все дети могут быть отличниками, но проявить себя может каждый. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Деятельность классного руководителя и в современной школе актуальна, так как школьники нуждаются в коррекции поведения, нуждаются во влечении в процесс обучения. По новым стандартам кроме предметных результатов, обязательными являются и метапредметные, такие как умение, ставить перед собой цели, планировать собственные действия, осуществлять самоконтроль и
Работа классного руководителя начальной школы в условиях

ФГОС НОО
1
самооценку, работать в команде и т.д. Чем не воспитательные задачи? Поэтому обязательной частью учебного плана стали часы внеурочной деятельности, направленные на развитие учащихся. И тут важен комплексный подход, изучение индивидуальных творческих способностей ребенка. Все мои ученики вовлечены в разнообразную внеурочную деятельность. Но к этому мы пришли не сразу. Приходилось убеждать родителей, рекламировать способности их детей, проводить консультации о пользе той или иной деятельности для ребенка, рассказывать, как это может пригодиться ему в жизни. И теперь, когда дети достигли результатов в музыке, в искусстве, спорте, родители поняли, почему я так настоятельно рекомендовала им ту или иную внеурочную деятельность. Все свои результаты дети помещают в портфолио – портфель достижений, что позволяет прослеживать личностное развитие каждого ребенка. Современный классный руководитель – тонкий психолог и умелый педагог, владеющий теоретическими познаниями и педагогической интуицией. Он исследователь и организатор, увлеченный спортом, музыкой, искусством, умеющий с готовностью поделиться своим опытом и знаниями. Мастерство воспитателя состоит именно в том, чтобы вовремя подсказать правильную линию поведения, убедить, разбудить мысль, поддержать и поверить в силы и возможности. Моя воспитательная работа состоит из нескольких этапов: - диагностика; - развитие самостоятельности; - привитие навыков демократизма; - привлечение родителей. При составлении плана воспитательной работы с учащимися в 1-ом классе, я главной целью для себя ставлю изучение личности учащихся и сплочение коллектива посредством традиционных мероприятий. Во-первых, это систематическая диагностика. Во-вторых – проведение детских праздников, как уникальной коллективной формы воспитания. Это и календарные праздники, и тематические мероприятия. Главное раскрыть способности каждого ребенка. Такими традиционными праздниками в моей практике стали следующие мероприятия: «Посвящение в первоклассники», «Здравствуй, осень золотая», «Все для мамочки родной», «День снега» и др. Первое время родителей учеников к школьной воспитательной деятельности не привлекаю. Сама готовлю сценарий, распределяю обязанности, репетирую. А уж родителей зовем как гостей на праздник. Моя цель в данном случае показать, что все дети талантливы, как раскрылись они, придя в школу. Родители хотят видеть успехи своих детей и не только в учебе. Во 2-ом классе ставлю следующую задачу – развитие самостоятельности. Тут уже включается в работу актив и родительский комитет класса. Родители уже не хотят быть пассивными участниками наших мероприятий. Они вносят свои предложения в план воспитательной работы класса и активно включаются в школьный воспитательный процесс. Для каждого классного руководителя общение с родителями – неизбежная 2
и не всегда простая часть работы. Главное, чтобы родители почувствовали себя партнерами, поняли свою значимость для классного руководителя. В 3-ем классе внедряю принципы демократии и самостоятельного принятия общим собранием различных решений. Ребята в анкетах указывают, что было им интересно в прошлом учебном году, и в чем они хотят проявить себя в этом. Конечно же, главным «дирижером», как и прежде, является классный руководитель. Ненавязчиво предлагая, наталкивая на какое - либо мероприятие, охватывая все направлении воспитательной работы. В 4-ом классе главный девиз – мы вместе, мы одна семья. У нас уже есть устоявшиеся традиции. Приоритетными являются коллективные дела. Все запланированные мероприятия, в основном, с родителями. Детям очень запомнился осенний поход в лес. Они долго вспоминали, как разбившись на группы, шли по маршрутным листам к месту стоянки. Где родители уже приготовили костер и завтрак. А потом были конкурсы, игры и песни у костра. Не менее запоминающимся оказался праздник зимы, когда мы вместе с родителями устроили спортивные зимние соревнования с санками, ледянками и перетягиванием каната. А в конце горячий чай на свежем морозном воздухе. Не могу не рассказать еще об одном творческом деле нашего класса, проведенного в этом году – это праздник русского народного творчества «Посиделки у самовара». Мое предложение о проведении данного мероприятия, дети восприняли скептически. Может быть, сыграла роль то, что данный коллектив только на 40% состоит из детей русской национальности, а может я не донесла им важность знаний русской культуры. Тем не менее мое предложение не нашло поддержки. Но каково было мое удивление, когда ребята сказали, что готовы работать над этим мероприятием. Мы репетировали его в секрете от родителей. Разучивали русские народные танцы, песни, подбирали костюмы. Накануне праздника написали для родителей приглашения. Праздник получился отличный, а в конце все вместе пили чай у настоящего русского самовара. Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Уже, будучи взрослыми люди, вспоминают не столько уроки, сколько песни у костра, посиделки у самовара, задушевные беседы и дружескую поддержку классного руководителя в трудную минуту. И, несмотря на всю сложность и ответственность мне работа классного руководителя доставляет огромную радость и удовлетворение. Главное, понимать всю важность этого нелегкого дела.
Список использованной литературы :
3
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.,1990 2. Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. – Москва, 1988. 3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986 4. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся. - М.,1988 5. Изучение личности школьника учителем. / Под ред. 3. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Родионовой и др. - М., 1991 6. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. М., 2006 7. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе. М., 2008 8. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с. 9. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т.– М.; Л., 1948 – Т.2 4