"На планете Трехзначных чисел. Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик."

Автор: Кочкарева Оксана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №924" г. Москвы
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: "На планете Трехзначных чисел. Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик."
Дата публикации: 04.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока по математике в 3 классе

Учитель начальных классов: Кочкарева О.Е.

Тема урока: «
На планете Трехзначных чисел. Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик.
»

УМК «Школа 2100»

Тип урока
: перенос существующих знаний на новый числовой концентр
Цель и ожидаемый результат (для учителя):
создание условий для формирования понятий письменного сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.
Цель и ожидаемый результат (для обучающихся)
: научиться использовать алгоритм письменного сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.
Цели:

предметные УУД
– познакомить с алгоритмами письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании двузначных чисел;
личностные УУД –
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
познавательные УУД
– развитие познавательного интереса в познании математики, умение отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем;
универсальные логические действия
– способности и умения учащихся производить простые логические действия;
коммуникативные
УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
регулятивные УУД
- - контроль в форме сличения способа действия результата с заданным эталоном коррекции
Осваиваемые понятия: (новые слова, термины
): алгоритм письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел
Оборудование:
Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Математика» изд. «БАЛАСС» 2013 год, карточки с заданиями для групп. 1

Этапы

урока

Содержание урока

Основной вид

деятельности

учащихся

Формируемы

е УУД

(личностные и

метапредметн

ые результаты)

I.

Организац

ионный

момент
- Что пригодится для успешной работы на уроке? Дети высказываются. (Рассуждать, доказывать, слушать друг друга, вспоминать, работать в группах, сотрудничать) - Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Когда мы начинаем изучать новое, что должны сделать? (вспомнить, что знаем.) Откройте тетради, запишите число, Классная работа. (Комментированная запись) Основная форма - диалог, в ходе которого учитель направляет деятельность учеников. Самостоятель ное формулирован ие целей урока. Регулятивные: мотивация к учебной деятельности; саморегуляция.
II.

Актуализа

ция

знаний.
Для начала проведём математическую разминку. Она нам поможет в нашей дальнейшей работе. Прочитайте числа: 31,19, 531, 219  Что означает каждая цифра в записи этих чисел?  Выберите одно из этих чисел. Запишите его в виде суммы разрядных слагаемых.  Составьте выражения из данных чисел. Я записала выражения из данных чисел (которые составили вы). (учитель записывает на доске выражения, которые необходимы для дальнейшей работы) Найдите их значения.
Индивидуальная работа.
Определение темы урока Умение давать полные ответы Самоконтроль и самооценка. Фронтальная работа.
Личностные:
мотивация учебной деятельности
Регулятивные:
Устанавливать причинно- следственные связи
Познавательн

ые:
1)постановка и формулировани е проблемы. 2)применение изученных правил в решении общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 2

Цель работы:
– создание проблемной ситуации и выдвижение гипотез. 531 + 31 31 + 19 531 - 31 531 +19 219 - 19 531 + 219 - Всегда ли легко было вычислять устно?
(нет)
Решение каких выражений вызвало затруднение? (второго столбика) – И что же вы предприняли? (Попробуем выполнить задание.) Самостоятель ная работа Создание проблемной ситуации, высказывание предположени й логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Коммуникатив

ные:
Умение составлять вопросы, вести устный диалог.
III.

Открытие

новых

знаний.

Формулир

ование

темы и

цели

урока
. Как складывать и вычитать числа, если сложно это сделать устно ? -Можно выполнить вычисления в столбик ( либо дети вспоминают, либо учитель напоминает им пройденный ранее алгоритм сложения двухзначных чисел в столбик с переходом через разряд) Мы уже умеем складывать двухзначные числа в столбик. На какой алгоритм вы будите опираться в своих действиях? (на алгоритм сложения двузначных чисел) (Зафиксировать данный алгоритм вычисления на доске) 1 + 31 19 50 – Подошёл ли к вашему заданию известный алгоритм? (да). – Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном Высказывание предположени й Обобщение
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи, Формулировани е и удерживание учебной задачи Составлять план и последовательн ость действий. Прогнозировани е.
Познавательн

ые:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель общеучебные: знаково- символические - моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных 3
алгоритме? (Сложение сотен). 1 1 1 + 31 +531 +531 19 19 219 50 550 750 Значит, как надо складывать трёхзначные числа в столбик? Новая разрядная единица (сотни)Дополните алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
!!!!(переписать алгоритм из

учебника)
– Расскажите, как складывают и вычитают трёхзначные числа, скажите, какой шаг добавили в алгоритм. (Записываем числа в столбик. Пишем единицы под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями. Складываем единицы, результат пишем под единицами, А десяток надписываем над десятками. Складываем десятки, результат пишем под десятками. А вот следующий шаг необходимо добавить: складываем сотни, результат пишем под сотнями. Читаем результат. Зафиксировать на доске следующий шаг: сложение сотен) Сравним свой алгоритм вычисления с алгоритмом, данным в учебнике на стр. 58 упр 2 А как мы будем действовать, если нам необходимо выполнить следующие вычисления: . . . - 31 - 531 - 531 19 19 219 50 550 750 Алгоритм вычитания в столбик с переходом через разряд. Записываем числа в столбик, вычитаем единицы, условий.
Коммуникатив

ные
Проявлять активность во взаимодействии для решения задач. Формулировать собственное мнение. 4
из меньшего большее вычисть нельзя, занимаем у десятко вуменьшаемого 1 десяток, ставим над цифрой десятков точку, 1 десяток и Х единиц это число ХХ вычитаем.. пишем под единицами… и т. д. учебник стр 58 Сравним свой алгоритм вычисления с алгоритмом, данным в учебнике на стр. 58 упр 2 Сформулируем правило. Как нужно действовать, если трудно сложить или вычесть трехзначные числа? Учащиеся высказывают свои варианты. Сравним свой ответ с правилом в учебнике: Если трудно сложить или вычесть трехзначные числа, то действия выполняются в столбик так же, как при сложении и вычитании двузначных чисел.
IV.

Первичное

закреплен

ие

изученного
Номер из учебника. Выполняет у доски учащиеся, с комментированием и подробным проговариванием действий.
Стр 59 №4.
Запиши примеры в столбик и вычисли вместе с объяснением и проверкой
А) 304+58; 423-106; 253+317; 215

+67; 288-69. Один ученик

выполняет на доске (скрытой от

глаз остальных).
После выполнения каждого вычисления проводим самопроверку Критерии самопроверки: 2б – все правильно 1б – 1 ошибки 0б – 2 и более ошибок Фронтальная работа Индивидуальн ая работа. Самопроверка Критерии самопроверки: 2б – все правильно 1б – 1ошибки 0б – 2 и более ошибок
Регулятивные
Применять установленные правила в планировании способа решения 5

Физкультминутка
Если я назову трехзначное число – подпрыгните, если двузначное потянитесь, а если однозначное – присядьте.
V.

Включение

нового

знания в

систему

знаний и

повторение

.
Решите задачу. У профессора Селезнева в начале путешествия было 765образцов космического грунта. Он отправил на изучение в лабораторию 386 образцов. Находясь в кратере «Примерном», Громозека собрал для профессора еще 459 образцов космического грунта. Сколько образцов космического грунта стало у профессора Селезнева к концу путешествия? Один ученик работает у доски, остальные самостоятельно в тетради. 1) _765 386 379 (шт.) – осталось у профессора. 2) 379 +459 838 (шт.) – образцов стало у профессора. Ответ: 838 образцов космического грунта стало у профессора Селезнева к концу путешествия. Самостоятель ная работа. 1 ученик выполняет работу у доски.
Регулятивные
: применять установленные правила Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательн

ые
Применять правило и пользоваться инструкцией Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
VI.Итог
урока.
Рефлексия:

(выведение

знания на

уровень

применени

я и

понимания
С какой проблемой мы столкнулись вначале урока? (Нам не удалось выполнить сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик) Нам удалось решить эту проблему? (Да.) Как мы это сделали? (Мы стали записывать решение столбиком, используя те же приемы, что и при Рефлексируют свою деятельность.
Личностные
Самооценка на основе критериев успешности
Познавательн

ые:
общенаучные: умение структурировать знания, оценка 6

)
сложении и вычитании в столбик двузначных чисел, достраивали знакомый алгоритм новым: сложение сотен) В чем преимущество нового способа? (Вычисления без затруднений) Где нам может пригодиться новое знание? (При решении примеров, задач.) Продолжите предложения Я узнал: Я научился: Оцените себя: Все ли вам понятно? Сумеете ли вы самостоятельно выполнять вычисления в столбик с переходом через разряд? - А теперь оцените свою работу на уроке. (шкала успеха) - Ребята, мы славно потрудились. Спасибо за работу!
Запись домашнего задания: стр. 54

№ 4 (б)
Самоконтроль и самооценка. процесса и результатов деятельности.
Коммуникатив

ные:
умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозировани е
Самоанализ урока по математике в 3 классе

Учитель начальных классов: Кочкарева О.Е.
7

Тема урока:
На планете Трехзначных чисел. Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик.
Тип урока
: перенос существующих знаний на новый числовой концентр
Цели:

предметные УУД
– познакомить с алгоритмами письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании двузначных чисел;
личностные УУД –
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
познавательные УУД
– развитие познавательного интереса в познании математики, умение отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем;
универсальные логические действия
– способности и умения учащихся производить простые логические действия;
коммуникативные
УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия результата с заданным эталоном коррекции
Осваиваемые понятия: (новые слова, термины
): алгоритм письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел
Оборудование:
Т. Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Математика» изд. «БАЛАСС» 2013 год, карточки с заданиями для групп.
Особенности урока:
 Урок дан в соответствии с планированием курса математики;  Урок непосредственно связан с темами предшествующих уроков;  Опирается и активизирует знания, которые дети уже получили;  Позволяет ребятам повторить материал в новых нестандартных условиях, выявить и осознать каждому обучающемуся свои индивидуальные проблемы в освоении конкретного предметного материала для их устранения; 8
 Позволяет закрепить новое знание и связать его с ранее изученным тематическим материалом Все этапы урока связаны между собой и выстраиваются по принципу роста уровня трудности (от простого к сложному). При подготовке и проведении урока были подобраны методы и формы обучения, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Урок был построен в соответствии с принципами обучения: научность, системность, доступность, наглядность, сознательность, активность, прочность, дифференциация. На уроке мною были использованы методы: 1. по источнику получения знаний: словесные, наглядные, эмпирические, практические; 2. по характеру включения мыслительной деятельности и познавательной активности: репродуктивные, объяснительно- иллюстрированные, проблемно-поисковые, творческие. Основным в данном уроке является усвоения алгоритма письменного сложения и вычитания трехзначных чисел. На данном этапе была создана проблемная ситуация, организован поиск решения проблемы, прием сопоставления открытого знания с научной формулировкой учебника. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную ранее. Выбранный темп работы позволил добиться поставленных задач. Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Цель урока достигнута. 9