"Методические рекомендации для тренера-педагога ДЮСШ"

Автор: Жирков Михаил Прокопьевич
Должность: методист ДЮСШ
Учебное заведение: МБУДО "Амгинская ДЮСШ им.Н.Захарова-Сахаачча"
Населённый пункт: село Амга Амгинского района Республики Саха/Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методические рекомендации для тренера-педагога ДЮСШ"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБУДО «Амгинская ДЮСШ имени Н.Захарова- Сахаачча»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ТРЕНЕРА – ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЮСШ.

АВТОР: ЖИРКОВ М.П.,

МЕТОДИСТ-ИНСТРУКТОР.

АМГА- 2014.

I. ВВЕДЕНИЕ. II. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Примерная структура описания опыта инновационной образовательной деятельности ОУ 2. Тарифно- квалификационная характеристика тренера- преподавателя 3. Критерии оценки деятельности ДЮСШ. 4. Требования к результатам работы тренеров- преподавателей по спорту для присвоения КК. 5. Индивидуальная карта юного спортсмена. 6. Режимы учебно- тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке. 7. Учебный план на 52 недели учебно- тренировочных занятий в ДЮСШ. 8. План занятий групп ОФП (в час). 9. Примерный учебный план занятий по футболу 10. Акт готовности спортивного объекта. 11. Акт о несчастном случае, происшедшем во время учебно- тренировочного процесса или спортивного соревнования. 12. Перспективный план подготовки спортсмена. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
I.

ВВЕДЕНИЕ.
Принятие Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. № 1101-р;
Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 г. 696-З № 327-IV «О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)»; Стратегия развития физической культуры в Республике Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2009 г. № 524; Улусной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в МР "Амгинский улус (район)" на 2014-2020 годы» позволяет разработать и внести в практику физкультурно- спортивного движения Республики Саха, у нас в улусе новые нормативно- правовые акты в области физической культуры и спорта, утвердить новые должности практических работников, оперативно вносит дополнения и изменения в принятые нормативные документы. Целью моих методических рекомендаций является оказание помощи педагогам в конструировании задач учебного занятия с учетом общих требований, возрастных особенностей детей, концептуальных основ деятельности ДЮСШ.
СОДЕРЖАНИЕ

1.

Примерная структура описания

опыта инновационной образовательной деятельности ОУ
Введение (может содержать): - Вопросы, вызвавшие затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Определение проблем, исходя из анализа социокультурной ситуации, при этом необязательно представить весь анализ СКС. Для чего организуется инновационный процесс, решение каких задач преследует?). - Концептуальная идея инновации. (Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.). - Цели, задачи (конкретизирующие цель). - Степень новизны. (Насколько оригинальна данная инновация в повышении качества образования, в решении социокультурных проблем?). - Используемые научные подходы. Основная часть: - Основные механизмы реализации идеи (организационные, программно- методические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, материально-технические и др. Можно раскрыть наиболее успешно реализуемый механизм. Обратить внимание на нормативно-правовое обеспечение проекта, на локальные акты, способствующие реализации именно данного проекта, а не весь норматив ОУ). - Содержание инновационной деятельности. (Деятельность учащихся, педагогов, партнеров – участников образовательного процесса. Какие эффективные действия были осуществлены авторами опыта или планируются в проекте?).
- Методическая идея. (Какие инновационные педагогические подходы, технологии, методы, формы, методические приемы используются в данном опыте или проекте? В чем заключается основное содержание преобразования педагогического взаимодействия? Как изменяются способы взаимодействия учителя, ученика, социума, система их взаимоотношений?). Обязательно - методические рекомендации, памятки к использованию тех или иных инновационных подходов, идей, методов, технологий. - Описание результатов инновационной деятельности ОУ.
2. Тарифно- квалификационная характеристика тренера- преподавателя

(включая старшего)

Должностные обязательства
. Осуществляет набор в ДЮСШ детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Проводит учебно- тренировочную и воспитательную работу. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. Проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся. Обеспечивает повышение уровня физической, теоретической, морально- волевой, технической и спортивной подготовки занимающихся, укрепление охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно- тренировочного процесса. Содействует исключению случаев применения обучающимися различных видов допингов. Разрабатывает годовые и текущие планы подготовки. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы. Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления.
Должен знать
: Конституцию РС (Я), РФ; законы РС (Я), РФ, решения Правительства РС (Я), РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся; нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3. Критерии оценки деятельности ДЮСШ

Спортивно- оздоровительный:
1. Стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий. 2. Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся. 3. Уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
Начальной подготовки
: 1. Стабильность состава занимающихся. 2. Динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся. 3. Уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля

Учебно- тренировочный:
1. Состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся. 2. Динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. 3. Освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта. 4. Освоение теоретического раздела программы.
Спортивного совершенствования
: 1. Уровень физического развития и функционального состояния занимающихся 2. Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки. 3. Динамика спортивно- технических показателей. 4. Результаты выступлений во всероссийских соревнованиях.
Высшего спортивного мастерства.
1. Стабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях. 2. Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд РС (Я), РФ.
Критерии эффективности деятельности тренера- педагога МБУДО «Амгинская

ДЮСШ им. Н.Захарова- Сахаачча».
№ Показатели эффективности деятельности руководителя организации дополнительного образования детей Оценка деятель (макс. балл) Критерии, баллы 1 Полнота реализации учебной программы 8 - выполнено – 8 баллов 2 Реализация дополнительных образовательных программ, направленных на: - выявление и развитие одаренных детей; 4 - Работает программа по выявлению и развитию одаренных детей – 4 балла;
3 Удовлетворенность населения качеством предоставляемых образовательных услуг тренером 10 По итогам социологического опроса родителей (не менее 1 раза в год): 70 % удовлетворенных - 10 баллов 4 Повышения эффективности деятельности тренера. 8 - Удельный вес работника, прошедшего обучение на курсах повышения квалификации - 4 балла - Удельный вес педагогического работника, внедряющего инновационные методы и технологии – 4 балла 6 Организация учебно- тренировочных занятий по соглашениям с родителями 8 - Наличие договора (соглашения)– 3 балла; - Результативная работа с родителями – 5 баллов 7 Реализация тренером спортивного эффективного проекта 7 Результативность реализации проекта (достижения, гранты и др.) – 7 баллов 8 Наличие системы отслеживания динамики индивидуальных образовательных результатов обучающихся 6 Ведется стартовая, промежуточная, итоговая диагностика – 6 баллов 9 Динамика участия обучающихся в соревнованиях, (муниципальный, республиканский, российский, международный уровни). 8 Удельный вес обучающихся, участвующих в муниципальных, республиканских, российских, международных соревнованиях: 55% – 8 баллов 10 Обеспечение психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса и детей, требующих повышенного педагогического внимания 3 Ведется мониторинг психолого- педагогического сопровождения обучающихся – 3 баллов 1! Сохранность контингента обучающихся 8 - Сравнительный анализ списочного состава обучающихся в конце учебного года - 4 балла; - Количество обучающихся, получивших свидетельства по итогам реализации дополнительной образовательной программы – 4 балла.
Итого

70

4. Требования к результатам работы тренеров- преподавателей по спорту для

присвоения КК.

Критерии

Квалификационная категория
высшая первая вторая
1.

Международные соревнования
Непосредственная подготовка спортсмена к указанным соревнованиям не менее 2 лет: Чемпионат Мира, Европы, участие участие
международные соревнования (не менее 5 стран) 1-4 м участие
2.

Всероссийские соревнования
Непосредственная подготовка спортсмена к указанным соревнованиям не менее 2 лет: Чемпионаты, спартакиады среди юниоров, среди юношей, юношеские игры, спартакиада среди школьников Зональные, республиканские чемпионаты, спартакиады среди юниоров, молодежи Первенства среди юниоров, ст. юношей, молодежные игры, спартакиада среди школьников Первенства среди юношей, юношеские игры, спартакиада среди школьников 1-3 м 1 м. 1 м. 4-8 м 2-6 м 2-3 м 1-2 м участие участие
3.

Территориальные республиканские

соревнования среди:
-взрослых - юниоров - юношей 1 м 1 м 1 м 2-4 м 2-3 м 1-3 м
4.

Зачисление спортсменов (чел) в УОР
3-4 1-2
5.

Стабильность состава занимающихся на

этапе НП (за 2-3 года) в %
70
5.

Индивидуальная карта юного спортсмена.

Ф.И.О_________________________Дата и место рождения_________________________

Год, месяц начала занятия спортом_______, избранным видом спорта____________

ДЮСШ_________Спортивное общество____________

адрес____________ тренер__________
Учебные группы, год дата Физическое развитие Закл. врача рост вес Длина стопы Сила сгибателей кисти ЖЕЛ МПК Исходные данные при зачислении Этап НП: 1- й 2- й 3- й Этап УТ: 1- й 2- й 3- й Этап СС: 1-й 2-й 3-й
Этапы и годы дата Физическая подготовленность Тренировочная и соревновательная деятельность Резуль таты обшая специальна я количество Бег 30 м Пры ж длина ч/бег 3х10 Сгиб и разг рук Бег 100 м Трен. дней/ заняти й Сорев дней/ стартов Исходные данные при зачисл-и ДЮСШ НП: 1-й 2-й 3-й УТ: 1-й 2-й 3-й
6.

Режимы учебно- тренировочной работы и требования по физической,

технической и спортивной подготовке
Наименование этапа Год обучения Минимальны й возраст зачисления Минимальное число учащихся в группе Максимально е количество учебных часов в неделю Требование по ФТиС подготовки на конец уч.года НП До 1 года Свыше года 6,5 15 4 Выполнение нормативов ОФП УТ До 2- х лет Свыше 2 лет 6,5 15 6 Выполнение нормативов ОФП, СФП,ТТП СС До 3- х лет Свыше 3 года 6,5 10 6 КМС, выполнение нормативов СФП,ТТП, спортивных результатов.
7.

Учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ
№ Разделы Этапы подготовки НП УТ СС До 1 Свыше 1 До 2 Св.2 лет До 1 Свыше 1
года года лет года года 1 Общая физическая подготовка 2 Специальная физическая подготовка 3 Технико- тактическая подготовка 4 Теоретическая Подготовка 5 Контрольно- переводные Испытания 6 Контрольные соревнования 7 Инструкторская и судейская практика 8 Восстановительные мероприятия 9 Медицинское обследование Общее количество часов
8.

План занятий групп ОФП (в час)
Виды занятий 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения Занятия 2 раза в неделю Занятия 2 раза в неделю Занятия 3 раза в неделю Занятия 2 раза в неделю Заняти я 3 раза в неделю Комплексные занятия по гм и играм 24 20 30 16 20 Комплексные занятия по л/а (бег, прыжки, метания) 38 28 46 20 30 Лыжи 14 14 14 17 17 Плавание 16 10 12 10 16 Стрельба 6 4 4 - - Занятия по избранному виду спорта - 24 50 37 70 Туристские походы выходного дня 4 8 8 10 10 Беседы по ЗОЖ 3 3 3 5 5 ВСЕГО: 107 111 167 115 168
9.

Примерный учебный план занятий по футболу
№ Содержание материала Количество часов в год
теория
1 Общие вопросы теории и практики физической культуры и спорта 7 7 2 Правила игры в футбол. Техника и тактика 2 2
практика
1 Общеразвивающие, подготовительные и подводящие упражнения 20 31 2 Упражнения по технике игры 62 92 3 Упражнения по тактике игры 31 46 4 Гимнастика 10 15
5 Легкая атлетика 17 24 6 Спортивные и подвижные игры 16 19 7 Лыжи 10 16 8 Учебные игры, участие в массовых соревнованиях 21 35 9 Подготовка и сдача нормативов физической подготовленности 12 15 Всего 208 312
10. АКТ ГОТОВНОСТИ

____________________________________________________________________________ _

(
ТОЧНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ СПОРТИВНОГО СООРУЖЕНИЯ
)
к проведению ____________________________________________________________________________________________________ (НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, СОРЕВНОВАНИЯ) в период «_____ »_______________20____г. по «____ »__________________20____г. 1. Спортивное сооружение готова к приему____________________________________ ( наименование команд ) в количестве______спортсменов, ______тренеров,_______других специалистов 2. Имеющаяся МТБ, оборудование, инвентарь обеспечивают нормальные условия для проведения______________________________________________________________ (учебно- тренировочный процесс, соревнования и.т.д.) 3. Необходимо дополнительно_______________________________________________ (оборудовать, обеспечить) 4. Проведение вышеуказанных мероприятий согласовано с местными службами госавтоинспекцией, медицинской службой, пожарной охраной_______________________________________________________________________ 5. Инструктаж участников мероприятия проводился руководством сооружения_______20__г. Директор ДЮСШ Руководитель спортивного мероприятия «___»_____________20__ г.
11. АКТ

о несчастном случае, происшедшем во время учебно- тренировочного процесса

или спортивного соревнования

.

1. Вышестоящий физкультурно- спортивный орган_______________________________ 2. Наименование учреждения (организации), где проводились спортивные мероприятия _________________________________________________________________________ 3. Наименование организации, в которой занимается спортсмен_____________________ 4. Ф.И.О. пострадавшего_______________________________________________________ 5. Возраст___________________________________________________________________ 6. Стаж занятий видом спорта, при проведении которого произошел несчастный случай__ ___________________________________________________________________________ 7. Дата и время несчастного случая_______________________________________________ 8. Обстоятельства несчастного случая____________________________________________ 9. Причины __________________________________________________________________ 10. Мероприятия по устранению причин несчастного случая__________________________ 11. Лица, допустившие нарушения инструкции, положений, правил ТБ_________________ 12. Очевидцы несчастного случая_________________________________________________ Дата составления акта: Подписи:
12. Перспективное планирование.
Перспективный план – это программа повышения мастерства команды и спортсменов, в которой намечается решать поставленные задачи по годам. Перспективный план рассчитывают на различные сроки в зависимости от конкретных условий. При составлении перспективного плана анализируют исходные данные занимающихся, результаты, обобщают опыт научных исследований, определяют динамику изменений физической, технической, тактической подготовленности спортсменов и на этой основе разрабатывают план на несколько лет вперед. Тренеру необходимо определить главные соревнования каждого года и установить преимущественную направленность тренировочного процесса к каждому из них. В связи с этим в перспективном плане предусматривается изменение по годам задач, объема, интенсивности нагрузки, соотношения средств подготовки, контрольных задач и т.п.
Примерная форма перспективного плана подготовки команды
1. Цель подготовки. Намечаются конечный спортивный результат в главном соревновании цикла и основное направление тренировочного процесса 2. Состав команды и подготовка резерва. Определяются состояние команды и задачи по комплектованию и подготовке резерва. Показателями могут служить возраст, рост, количество игроков по функциям и т.д. 3. Участие в соревнованиях. Ставится задача соревновательной подготовки. По годам подготовки рассчитывается общее количество игр, в том числе календарных и контрольных. Перечисляются основные соревнования, в которых намечается участие команды и прогнозируются спортивные результаты. 4. Тренировочные нагрузки. Определяются состояние и основная задача. Рассчитываются тренировочные нагрузки (объем) по годам подготовки. 5. Периодизация подготовки. Намечаются основные задачи годичных циклов подготовки; их принципиальная нагрузка структура. По годам рассчитываются периоды подготовки и их длительность.
6. Средства и уровень подготовки. Определяются основная задача и направление по каждой из сторон подготовки. По годам намечаются нормативные требования в контрольных упражнениях по физической и технической подготовке, а также задания по применению в соревнованиях технических приемов. 7. Учет, педагогический и врачебный контроль. Устанавливаются сроки проведения контрольных испытаний, врачебных осмотров и всей системы учета, контроля и самоконтроля.
Примерная схема плана перспективного планирования
№ Раздел подготовк и Исходны й показател ь Планируемый показатель и его выполнение по годам 2015 2016 2017 2018 2019 пла н вы п пла н вы п пла н вы п пла н вы п пла н вы п
Примерная форма индивидуального перспективного плана.
1. Данные о спортсмене: общие и антропометрические. 2. Спортивно- техническая характеристика: развитие физических качеств, техническая и тактическая подготовленность, психологическая характеристика, функциональное состояние. 3. Цель и задачи подготовки: основная цель и главное направление в подготовке; задачи по участию в соревнованиях; задачи по тренировочному объему работы; задачи по уровню физической. Технической, тактической, психологической подготовки. 4. Врачебный контроль и самоконтроль: сроки сдачи контрольных испытаний, а также прохождение медицинских осмотров. 5. График подготовки: № тренировки дата время Содержание тренировки дозировка Методические занятия
13. Заключение
Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи для учреждений дополнительного образования по внедрение опыта учреждений дополнительного образования, реализующих инновационные проекты и программы; Цель автора: Подготовка материалов для ознакомления педагогического сообщества МБУДО с результатами инновационного опыта образовательного учреждения, для внедрения его в массовую практику. В введении вошли вопросы, вызвавшие затруднение в практике педагогической деятельности МБУДО, на решение которого направлена инновационная деятельность.
В основной части отражены основные механизмы реализации идеи (организационные, программно-методические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, материально-технические и др). Методическая идея данной работы заключалась в решении следующих подходов: (Какие инновационные педагогические подходы, технологии, методы, формы, методические приемы используются в данном опыте или проекте? В чем заключается основное содержание преобразования педагогического взаимодействия? Как изменяются способы взаимодействия тренера, ученика, социума, система их взаимоотношений?). В данном методическом рекомендации молодым тренерам- педагогам также предлагается типовые планы учебной программы ДЮСШ, режим и дозирование работы, также необходимые акты, документация работы тренера.