"Содержание работы по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Автор: Снеткова Надежда Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №63 "Катюша"
Населённый пункт: г. Сургут, Ханты-мансийский автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Содержание работы по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Дата публикации: 05.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Содержание работы по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Проведенное нами диагностическое исследование позволило определить цель эксперимента – целенаправленное и активное использование дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1) организация в экспериментальной группе развивающей среды, 2) разработка и апробация плана использования дидактических игр; Для этого работа нами была спланирована следующим образом: 1) организовать развивающую среду в экспериментальной группе соответственно возрасту; 2) составление картотеки музыкально-дидактических игр, согласно возрасту детей и провести их в процессе формирующего эксперимента Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях. В ходе подбора музыкально-дидактических игр учитывались следующие принципы: - для детей будут подобраны музыкально - дидактические игры, привлекающие внимание и желание детей к их неоднократному повторению; - создана обогащенная предметно-пространственная среда (красочные элементы костюмов, яркие карточки, предметы-заместители); - если музыкально-дидактические игры будут органично вплетаться в содержание музыкальных видов деятельности (пение, МРД, игра на музыкальных инструментах); Для решения поставленных задач нами был составлена картотека музыкально – дидактических игр, которые мы разделили на три блока: развитие звуковысотного слуха, развитие гармонического слуха, развитие динамического слуха, игры на закрепление пройденного материала, на три
месяца, данные игры мы активно использовали в процессе проведения эксперимента. Развитие звуковысотного слуха, развитие гармонического слуха, развитие динамического слуха – всё это является неотъемлемой частью развития музыкальных способностей, а в частности развитие музыкально- слуховых представлений. Музыкально-дидактические игры были подобраны согласно, возрасту детей - старшего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях активно использовались музыкально- дидактические игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением. Методика проведения формирующего обучения представляла собой непрерывный и последовательный цикл освоения серий игр в течение определенного периода. Освоение детьми музыкально-дидактической игры осуществлялось в три этапа: Первый этап . Первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими играми; Второй этап. Овладение детьми способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков под непосредственным руководством педагога; Третий этап. Совершенствование навыков различения звуков в процессе самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога. А также совершенно самостоятельное применение музыкально- дидактических игр по инициативе детей и без помощи педагога в самостоятельной деятельности. Непрерывность цикла заключалась в том, что после освоения музыкально-дидактических игр на НОД они переносились в
самостоятельную игровую деятельность, и одновременно на занятии происходило знакомство детей со следующей игрой. На развитие звуковысотного слуха мы включили игры», «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Музыкальные птенчики». Для реализации игрового замысла нами были использованы музыкальные инструменты, игрушки, картинки с изображением различных предметов. Основная задача данных игр, была в том, что бы научить детей повторять мелодию, которую играет ведущий, с помощью выкладывания карточек, передвижения моделей игрушек ведущих мы также выбирали детей, предварительно с ребенком были отрепетирована та мелодия, которую ребенок проиграем перед сверстниками. Поначалу дети путали карточки или направление животных, но после неоднократного повторения игры, дети с легкостью выполняли задания, при этом ведущий и предполагаемая мелодия менялись от игры к игре. Музыкально-дидактические игры «Песня-танец-марш», «Наши песни», «Слушаем музыку» направлены на развитие гармонического слуха, детям предлагали вспомнить уже имеющиеся знания и проявить их в процессе узнавания мелодии и композитора. Мы мотивировали детей на старание давать правильные ответы, включая метод «аплодисменты», если ребенок назвал правильно, остальные дети, активно хлопают и говорят что он молодец. Музыка была подобрана разнообразная начиная с песней из любимых мультфильмов, заканчивая композициями классиков, которые дети изучали на разнообразных НОД. Очень важно при развитии музыкальных способностей, развивать динамический слух, посредством музыкально дидактических игр «Три цветка», «Удивительный колобок» дети учились определять характер музыки: доброжелательная, грустная, плясовая и т.д. Тем самым мы учили детей внимательно слушать музыкальное произведение, а также пополняли словарь детей. Также мы побуждали детей к активности, дети производили движения, соответствующие музыке, которая звучала. Детям очень нравиться
танцевать, поэтому им нравилось играть, неоднократно воспроизводили игры такого рода в свободной деятельности После проведения цикла музыкально-дидактических игр, мы организовывали итоговые игры на закрепление материала «Сладкий колпачок», «Поможем Дюймовочке», «Музыкальный секрет». Такие игры носили более массовый характер, мы приглашали гостей (воспитателей группы), ставили проблемную задачу перед детьми, для решения которой они должны были вспомнить все то, что они узнали в течение месяца, проявить музыкальные способности. Нами было отмечено, что приход «живых гостей» дает наиболее положительный результат и высокие результаты, детям нравится общаться с героями, которые могут ответить на их вопрос, вместе танцевать и петь. Дети активно включались в игровую деятельность, мы принесли яркие музыкальные инструменты, некоторые из которых детям были не известны, по согласованию в музыкальным работником, мы знакомили детей с данными инструментами, после чего в процессе музыкально – дидактической игра производил различные манипуляции. Мы планировали игры таким образом, чтобы органично вплетались в содержание музыкальных видов деятельности (пение, МРД, игра на музыкальных инструментах). Представленные игры были нами организованы в различных вариациях, для того, что бы, дети не потеряли интерес к содержанию игры. Мы часто обращали внимание на детей, которые на этапе констатирующего эксперимента показали низкий уровень или проявляли безразличие к выполнению заданий. Чаще делали таких детей ведущими, постоянно давали в руки музыкальные инструменты, с просьбой воспроизвести простую мелодию, активно поощряли всех детей, наклейками смайлами, которые напоминали детям об их достижениях. Также нами были подготовлены наглядные пособия, они носили яркий характер, привлекающий внимание детей, если это был кукольный персонаж,
то она была наряжена в красивый наряд, после проведения игры, мы давали возможность детям самостоятельно поиграть в атрибуты. Таким образом, в процессе проведения формирующего этапа эксперимента нами была организована работа по внедрению музыкально – дидактических игр, которые направлены на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста