"Использование технологии развития критического мышления как условие компетентностного подхода в образовании"

Автор: Долгополова Людмила Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов№2
Населённый пункт: г.Яранск Кировская область
Наименование материала: Методический проект
Тема: "Использование технологии развития критического мышления как условие компетентностного подхода в образовании"
Дата публикации: 05.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов№2 имени Александра Жаркова г. Яранска Кировской области
Методический проект

Использование технологии

развития критического мышления

как условие компетентностного

подхода в образовании
Работу выполнила Долгополова Л.Б., учитель русского языка и литературы

1.Актуальность проекта
На современном этапе развития школы пересматривается традиционный подход к образованию, так как он носит чрезмерно академический и узко - предметный характер. Дети не умеют работать с информацией, производят стереотипные действия, плохо анализируют самостоятельно описанную ситу - ацию, то есть учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анали - за, не обучены выдвигать гипотезы и проверять их и т.д. Стратегия модернизации содержания общего образования определяет компетентностный подход одним из важнейших оснований обновления об - разования, а ключевые компетентности рассматриваются как конкретизиро - ванный результат обучения. Что такое компетентностный подход? Он предполагает освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнако - мых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание – это то, что помогает идти дальше. Таким образом, в компетентностном подходе значение слова “знание” означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных ) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуа- ции, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей. Компетентностный подход – это усиление прикладного, практическо- го характера школьного образования. Теоретические знания должны пере - стать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он само - стоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для это- го, называются компетенцией. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция - готовность решать проблемы, используя ключевые компетентности. Компетентность – владение человеком соответствующей компетенци - ей, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – способность использовать знания, умения, навыки для до - стижения цели. Исходя из вышесказанного, школа должна способствовать решению следующих методических задач: -формировать навыки самостоятельной работы с учебным материа - лом с использованием новых информационных технологий, -формировать навыки самообразования, развивать способности к ака - демической мобильности обучающихся, 2
-формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большим объемом информации, - формировать навыки работать в команде, - развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать, - формировать навыки самоконтроля. Деятельно-компетентностный подход предполагает в том числе и ориен - тацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной ре - зультат образования. Для реализации этого положения необходимо: - использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, поз - воляющих раскрывать субъективный опыт учащихся, - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, - стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ, - оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по про - цессу его достижения, - поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализиро - вать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные, - создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждо - му ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной необходим для дости- жения главной цели – раскрытия и развития каждого ученика. С педагогической точки зрения решить проблему компетентностного подхода в образовании позволяет технология развития критического мышле - ния, где критическое мышление можно рассматривать как активный, творче - ский процесс познания. Данная технология предоставляет учителю систему эффективных стра- тегий и приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, сов - местного поиска способов решения проблем. Чем интересна эта технология нам, филологам? Тем, что каждый её приём работает на формирование у ре - бят филологической компетенции. Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знани - ями. На стадии вызова происходит процесс актуализации имеющихся зна - ний и представлений о предмете изучения. Организация работы на данной стадии позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той или иной темы. 3
На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся работает с но - вой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить но - вые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом мате - риале. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» но- вого знания, формирование собственного отношения к изучаемому материа - лу. В ходе работы по данной технологии ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, отстаивать ее логическими доводами, ясно выражать свои мысли, внимательно относиться к аргументам оппонента и т.д. В процессуальном плане технология представляет собой систему стра- тегий и приемов, которые объединены по видам учебной деятельности и по этапам урока. Однако ещё в начале 20 века предпринимались попытки найти другие подходы к систематизации методических приёмов технологии крити - ческого мышления.
2.Противоречия:
Педагогическое – необходимость компетентностного подхода к образо - ванию и недостаточный методический аппарат учителя по использованию компетентностного подхода. Методическое – система методических приёмов критического мышле - ния и отсутствие их классификации в соответствии с ключевыми компетент - ностями.
3.Проблема -
Необходимость обновления содержания образования за счёт компетент - ностного подхода.
4.Тема проекта:
Использование технологии развития критического мышления как усло - вие компетентностного подхода к образованию.
5.Цель проекта –
повысить эффективность образовательного процесса.
6.Задачи проекта:
-освоить теоретические основы, систематизировать методические приёмы технологии развития критического мышления;
-
создать методическую копилку приёмов технологии развития критического мышления;
-
разработать классификацию приёмов технологии развития критического мышления в соответствии с основными компетентностями.
7.Основные концептуальные идеи для решения поставленной пробле

-

мы:

Психолого – педагогические
Сущность применения элементов технологии критического мышления за - ключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С. Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е. Щурковой. 4

Методические
1) Учебный процесс должен сохранять основные параметры процесса ком - муникации: -соотнесенность общения с определенной коммуникативной ситуацией, -целенаправленность и мотивированность общения, -партнерские отношения участников речевой деятельности, -деятельностно - речевая направленность. 2) Ключевые компетентности как свойства личности выступают конкрети - зированными целями обучения. Предметные компетентности как сумма зна - ний, умений и личностных качеств, позволяющих человеку ориентироваться в предметном содержании, выступают целями обучения по предмету. Веду - щая предметная компетентность по русскому языку и литературе – коммуни - кативная. Характеристика ключевых компетентностей: Рефлексивная – способность и готовность организовывать свою деятель - ность в соответствии с позициями: что я делаю, зачем я это делаю, как я буду делать это, что я получу. Технологическая – способность и готовность применять технологии, техно - логически мыслить в различных жизненных ситуациях. Проектная – способность и готовность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению, ставить цели и со - относить их с устремлениями других людей, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. Коммуникативная – способность и готовность получать информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном вы - ступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отно - шения к ценностям других людей. Информационная – способность и готовность осуществлять информацион- ный поиск и извлекать информацию из различных источников, делать аргу - ментированные выводы на ее основе, использовать информацию для осуще - ствления своей деятельности. Социальная – способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с члена - ми команды, решающей общую задачу, реализовывать собственные права и выполнять обязанности гражданина.
Дидактические:
Технология развития критического мышления тесно связана с видами ре - чевой деятельности. Виды речевой деятельности: -говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляет - ся устное общение; -письмо – вид речевой деятельности, в процессе которого содержание выска - зывания передается с помощью графических знаков; -слушание – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов; 5
-чтение – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменных текстов.
8.Этапы реализации проекта.
Проект долгосрочный, рассчитан на три года.
1 этап– подготовительный.
Цель – создание условий для реализации проекта. Содержание деятельности: -определение проблемного поля деятельности, -разработка концепции проекта, -изучение теории вопроса по теме проекта. Прогнозируемый результат – методическая готовность педагога к реализа - ции проектной деятельности.
2 этап– основной.
Цель – создание условий для реализации проекта. Содержание деятельности: -создание методической копилки приёмов технологии критического мышле - ния, -апробация и коррекция материала, -разработка классификации приёмов технологии критического мышления в соответствии с основными компетентностями. Прогнозируемый результат – внутренняя экспертиза проектной деятельно- сти.
3 этап– заключительный.
Цель – подвести итоги работы, определить степень эффективности реализа- ции проекта. Содержание деятельности: -мониторинг эффективности реализации проекта через систему индикаторов, -подготовка материалов для конкурса «Мои инновации в образовании», для печати. Прогнозируемый результат – внешняя экспертиза проектной деятельности.
9. Ожидаемый результат от реализации проекта-
Обновление содержания образования, повышение эффективности образовательного процесса за счёт компетентностного подхода.
10.Критерии эффективности проекта:
-сформированность общеучебных умений, обеспечивающих нахождение, обработку и использование текстовой информации для решения учебных задач, -сформированность повышенной мотивации к предмету через активное внедрение технологии РКМ, -развитие у учащихся компетентностей работы с текстами учебника и дополнительной литературой, -стабильно качественное преподавание предмета.
Оценивание деятельности учащихся
6
Для оценивания достижений учащихся в компетентностном обра - зовании предлагаются следующие
критерии
: объективность, адекват - ность, значимость, интегрирован ность, открытость, доступность.

Объективность достигается путем тщательной разра ботки конкрет - ных критериев оценивания знаний, умений и социально-активной дея - тельности учащихся.

Адекватность подразумевает точность инструмента для оценивания. Для того чтобы применить этот критерий, необ ходимо ответить на вопрос: «Ка- кое упражнение или задание может адекватно показать, что ученики достиг - ли ожидае мых целей, овладели нужными знаниями, умениями, ценнос - тями?»

Значимость предполагает выбор для оценивания лишь самых важных из ожидаемых результатов (целей) курса. Для того чтобы применить этот кри- терий, необходимо ответить на вопросы: «Какие ожидаемые результаты яв - ляются настолько важными, чти их стоит оценивать? Являются ли эти зна- ния, умения, ценности полезными, применимыми в реаль ной жизни, соци - альной практике гражданина?»

Интегрированность означает, что оценивание включе но в сам процесс обучения. Открытость требует, чтобы критерии и формы оцени вания были из - вестны учащимся заранее. Учащиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут принять участие в разработке критериев оценивания. Доступность предполагает, что формы оценки просты и удобны в при - менении и пользовании. Наиболее адекватными
методами
оценива ния компетентностей, на - ряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием являются мето ды психолого-педагогической диагностики, оценка ре - зультативности проектной и исследовательской деятельности учащихся . Для оценки деятельности ученика в процессе работы учитываются и оцениваются следующие
сферы деятельности
: - нахождение информации, - организация информации, - оценка полученной информации, - умение читать с целью получения информации, - умение наблюдать и слушать с целью получения информации, - умение интерпретировать графики, таблицы, рисунки, - умение распознавать проблему, находить факты, относящиеся к ней, де- лать выводы. Для оценки качества презентации проектной и исследовательской рабо - ты критериями являются: - организация ответа (введение, основная часть, заключение), - умение анализировать, делать выводы, - иллюстрация своих мыслей, - точность в использовании фактического материала, достоверность, 7
- культура речи. 8

11.Основные мероприятия по реализации проекта

Сроки

Действия

Участники

Прогнозируе-

мые результа-

ты

Реальные ре-

зультаты

1 этап– подготовительный
Сентябрь - май Изучение методической литературы по данной проблеме; выявление основных параметров, критериев, методов, приемов ТРКМ Учитель Создание банка основных харак - теристик техно - логии Создан банк основных харак - теристик техноло - гии Сентябрь Выявление основных компетенций, которыми обладают учащиеся 8 класса Педагогический коллектив шко - лы Учащиеся Создание базы данных по ре - зультатам диа - гностики Выявлены основ - ные компетенции, учащиеся 8 класса Октябрь Изучение требований Госстандарта и разра - ботка для учащихся 5- 11 классов диагности - ческих тестов. Педагогический коллектив шко - лы Учащиеся Родители Создание банка контрольно- измерительных материалов Создан банк контрольно-изме- рительных мате - риалов Ноябрь Проведение педагоги - ческого совета по теме «Компетентностный подход к образованию как условие повышения качества образования школьников» Педагогический коллектив Обмен опытом работы по теме Подготовлен и проведён совмест- но с творческой группой педагоги - ческий совет по теме «Компетент - ностный подход к образованию как условие повыше - ния качества об - разования школь - ников» Январь Проведение мастер – класса «Приёмы обра - ботки информации» Педагоги проблемной группы «Пути повышения каче- ства образова - ния» Отработка приёмов сжатия и разворачива - ния информации Проведён мастер –класс «Приёмы обработки инфор - мации», отработа - ны приёмов сжа - тия и разворачи - вания информа - ции Апрель Выступление на кафед - ре «Формирование кри - тического мышления учащихся через чтение и письмо» Учителя - фило - логи Доклад, презен - тация Подготовлен доклад с презен - тацией по теме «Формирование критического мышления уча - щихся через чте - ние и письмо», выступила на ка - 9
федре Май Портфолио Администрация школы Учитель Оформление ре - зультатов работы за год Оформлены ре - зультаты работы за год
2 этап– основной
Сентябрь - май Внедрение в учебный процесс технологии РКМ Учитель Учащиеся Создание мето - дической копил - ки приёмов ТРКМ Создана методи - ческая копилка приёмов и страте - гий ТРКМ (более 30), разработан приём «Презента - ция: вопрос- ответ» Октябрь -апрель Проведение занятий с учащимися школьного научного общества Педагогический коллектив Уча - щиеся Разработка реко - мендаций по научной органи - зации труда уча - щихся Разработаны реко- мендации по приёмам работы с текстом, проведе - но занятие с уча - щимися школьно - го научного обще - ства Ноябрь- март Разработка классифика - ции приёмов ТРКМ в соответствии с компе - тентностным подходом Учитель Учащиеся Школьный мето - дический совет Методическая основа проекта Определены под - ходы к классифи - кации приёмов ТРКМ Февраль Участие в школьной не- деле открытых уроков Учащиеся Администрация школы Презентация опыта по внедре- нию ТРКМ на уроках русского языка и литера - туры Презентован опыт по внедрению ТРКМ на уроках русского языка, проведён откры - тый урок по теме «Вводные слова и предложения» в 8гклассе Март Участие в районной научно – практической конференции учителей русского языка и ли - тературы. Учитель РМО учителей русского языка и литературы Экспертиза проекта на му - ниципальном уровне Выступение на районной научно – практической конференции учи - телей русского языка и литерату - ры с темой «Ис- пользование тех - нологии развития критического мышления как условие компе - тентностного под - хода к образова - нию». 10
Апрель Участие в окружной научно – практической конференции учителей русского языка и ли - тературы. Учитель ОМО учителей русского языка и литературы Подготовка ма - териалов к печа - ти Выступление на окружном методи- ческом объедине - нии учителей рус - ского языка и ли - тературы с темой «Использование технологии раз - вития критическо- го мышления как условие компе - тентностного под - хода к образова - нию». Переработала текст выступле - ния в соответ - ствии с требова - ниями написания научной статьи. Май Портфолио Администрация школы Учитель Оформление ре - зультатов работы за год Оформены ре - зультаты работы за год
3 этап– заключительный
Сентябрь – март Коррекция материалов к печати Учитель Готовые для пе - чати материалы по теме проекта Скорректированы для печати мате - риалы по теме проекта Февраль Анализ хода реализа - ции проекта Учитель Педагогический коллектив шко - лы Учащиеся Администрация школы Доклад, презен - тация итогов проекта на школьной мето - дической конфе - ренции. Проанализирова- ны предваритель - ные итоги проекта на школьной ме - тодической кон - ференции. Март Определение уровня сформированности общеучебных умений учащихся, уровня сформированности повышенной мотивации к предмету, уровня развития у учащихся ключевых компетентностей Учитель Учащиеся Мониторинг эф - фективности ре - ализации проек - та через систему индикаторов Апрель Участие в районном конкурсе «Мои иннова - ции в образовании». Учитель Администрация школы Члены жюри конкурса Презентация опыта по внедре- нию ТРКМ на уроках русского языка и литера - 11
туры Май Портфолио. Публикация в журнале «Образование в Ки - ровской области». Администрация школы Учитель Оформление ре - зультатов работы за год и в целом по проекту
12.Управление реализацией проекта.
Управление реализацией проекта осуществляется через: 1. Контроль за реализацией проекта методическим советом школы. 2. Мониторинг выполнения программных мероприятий (система критери - ев). 3. Координация деятельности исполнителей проектных мероприятий в ходе работы. 4. Подведение итогов реализации проекта через педагогическое портфолио. 5. Включение в проект всех участников образовательного процесса. Мероприятия, заложенные в методический проект, подлежат корректиров- ке в зависимости от результатов, получаемых в ходе реализации проектной деятельности.
13. Ресурсное обеспечение проекта

Человеческие ресурсы:
1. Коллектив учащихся в составе 25 человек. 2. Участники школьного научного общества «Созвездие». 3. Кафедра учителей русского языка и литературы в составе 7 человек. 4. Педагогический коллектив в составе 46 человек. 5. РМО учителей русского языка и литературы. 6. Родители учащихся.
Материально-технические ресурсы:
1. Кабинет русского языка и литературы. 2. Компьютерный класс. 3. Медиапроектор. 4. Ноутбук. 5. Мультимедийные диски. 6. Ксерокс. 7. Принтер. 8. Аудио и видеотехника.
Информационные ресурсы:
1. Ресурсы Интернета. 2. Школьная и районная библиотеки. 3. Школьный и районный методические кабинеты. 12