"Формирование орфографической грамотности младших школьников на основе комплекса методов и приёмов"

Автор: Торопынина Татьяна Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 379
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование орфографической грамотности младших школьников на основе комплекса методов и приёмов"
Дата публикации: 06.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Торопынина Татьяна Владимировна Учитель начальной школы ГБОУ СОШ № 379 «Формирование орфографической грамотности младших школьников на основе комплекса методов и приёмов» Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму. Анализируя проверочные работы, отмечаем, что при знакомстве с новой орфограммой ученик особенно внимательно проверяет слова на данное правило и допускает ошибки на ранее изученные орфограммы; при проведении проверочных работ большой процент ошибок дают «описки»; проверку написанного ребенок выполняет формально, механически, не замечая допущенных ошибок. Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков. Чтобы добиться результатов в формировании прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа. Применение разнообразных приемов и упражнений – обязательное условие успешной работы по орфографии. Но в выборе приёмов не должно быть самотёка. При определении того, какой именно приём или какого рода упражнение нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные особенности каждого из них. Целесообразность применения того или иного приёма, упражнения с точки зрения методической определяется такими условиями, как: а) степень соответствия его проходимому в данный момент материалу;
б) подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала; в) доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся; г) последовательность в применении отобранных с определенной целью приёмов Стержнем системы орфографических упражнений является степень самостоятельности учащихся в ходе их выполнения. При этом должна учитываться связь классной и домашней работы. Упражнения типа списывания, обычно выполняемые дома, являются продолжением работы по формированию орфографических навыков, начатой в классе, другими словами, домашние упражнения — это составная часть системы орфографических упражнений, способствующих выработке того или иного орфографического навыка. Важно так представить ученикам изучаемый материал, чтобы он был до конца понят и усвоен. Этому помогают правильно выбранные методы обучения. В педагогике существует несколько классификаций методов обучения, но современная тенденция переноса главного акцента на учебную деятельность сделала наиболее актуальной классификацию, основанную на характере познавательной деятельности. Она была предложена известным дидактом И. Я. Лернером, который выделил пять основных методов: ◊ информационно-рецептивный или объяснительно- иллюстративный, ◊ репродуктивный, ◊ проблемный, ◊ эвристический, ◊ исследовательский.
информационно-рецептивного (объяснительно-иллюстративного)

метода
заключается в том, что учитель передаёт ученикам определённую информацию в готовом виде, организует и регламентирует её восприятие. В
таких условиях ученик является своеобразным приёмником сообщаемых ему сведений. У этого метода есть положительные стороны. Так, он позволяет за единицу времени передать довольно большой объём сведений; он необходим тогда, когда нужно сообщить детям специальную справочную информацию и т. п. Однако, этот метод предполагает наличие у учеников хорошо развитого и устойчивого внимания, высокой произвольности слушания, достаточно высокого уровня мотивации. Использование объяснительно-иллюстративного метода в качестве основного в начальной школе представляется несвоевременным, поскольку для младших школьников характерны особые психофизические свойства: слабая регуляция нервных процессов, не обеспечивающая полноценный анализ поступающего материала;
Репродуктивный метод обучения
(репродукция – воспроизведение чего- либо по образцу или по памяти) с точки зрения участия детей может быть пассивным и активным. В пассивной форме метода учитель сообщает ученикам алгоритм действий, необходимый для решения какого-то типа учебных задач, и даёт образцы выполнения этих действий (например, схему разбора слова по составу, план выполнения упражнения и т. п.). В активной форме ученики самостоятельно определяют или выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении. Задача репродуктивного метода – формирование умений и навыков. Он позволяет успешно закреплять создавшуюся систему связей и автоматизировать операции, приобретать практический опыт. Работа репродуктивным методом проходит в менее напряжённом режиме, так как ученик может опираться на план, представленный в виде памятки, правила. Однако учителю следует всегда помнить, что если в процессе выработки новых знаний ученик что-то понял неполно или неточно, то при выполнении тренировочных упражнений неправильные действия также будут закрепляться, что приведёт к неуспешности в учении.
Репродуктивный метод наиболее оптимален при выполнении домашних заданий, когда ребёнок лишён возможности обсудить способы решения учебной задачи, проконсультироваться у учителя (к сожалению, родители не всегда могут ему помочь). В таких случаях как раз и выручат имеющиеся образцы или заданный план действий. На уроке широко пользоваться репродуктивным методом нецелесообразно, потому что присутствие учителя и одноклассников (т. е. возможность коллективной работы) позволяет применять продуктивные методы, обладающие более высоким развивающим и коррекционным потенциалом.
Эвристический метод
(от слова эврика! – нашёл!) относится к продуктивным методам. Он тоже требует осмысления проблемы, определения путей её решения и выполнения шаг за шагом нужных действий. Ученики, благодаря собственным мыслительным усилиям, но при умелой направляющей помощи педагога, открывают новые свойства и качества в давно знакомых объектах. Учитель обучает их видеть проблему, активно помогает разделить её на серию доступных задач, в ходе эвристической беседы тактично подводит к выбору адекватных способов решения
Методы обучения
– это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Прием обучения
– это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Мы широко используем опыт наших коллег, психологов и логопедов. Применяя на своих уроках разнообразные приёмы. Такие как: -Списывание, комментированное письмо, письмо с проговариванием. Письмо с пропуском орфограмм, какографические упражнения, скоростное письмо, письмо по памяти, диктанты, диктанты с постукиванием, проверяю себя, словарные диктанты, орфографические минутки.
Мои коллеги уже рассказали о некоторых приёмах Кроме перечисленных выше методов и приемов работы над формированием орфографической грамотности младших школьников, часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи. Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической грамотности. Это процесс творческий, трудоемкий, занимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся. Самый распространенный вид упражнения по русскому языку? “Вставьте пропущенную букву ”. Малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость.