"Игра и самостоятельность у детей дошкольного возраста"

Автор: Григорьева Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ №2 "ДЕТСКИЙ САД №17" п.г.т. Новосемейкино
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра и самостоятельность у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 07.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Самостоятельность и игра.
Авторы (Н.В.Лысенко, Н.Г.Кирста) среди различных видов игр, имеющих наиболее самостоятельный характер, выделяют сюжетную игру. Признаком этого они называют ее содержание. Сюжетная ролевая игра не может функционировать в готовом виде, а зависит от жизненного опыта дошкольников. Она имеет свои законы развития, зависит от мировосприятия действительности и выступает его отражением. В процессе подготовки детей к игре воспитатель должен планировать систему педагогических мероприятий, а не сюжетную линию игры, что может притормозить развитие самостоятельности и инициативности детей в таком случае. Кроме того, исследовательницы выделяют определенные возможности дидактических игр для развития познавательной стороны самостоятельности. Их использование приучает детей к самостоятельному мышлению, обдумывание, соотнесение и сопоставление на основе уже усвоенного опыта, выступает главным компонентом сознательного усвоения фундаментальных знаний. Самостоятельность развивается у дошкольников в процессе самодеятельных игр. Такие игры начинаются по собственной инициативе ребенка, его желания проигрывать различные сюжеты, без вмешательства взрослого. К ним К.В. Карасева, Т.А.Пироженко относят сюжетно-ролевые и режиссерские игры. При этом режиссерские игры исследовательницы не выделяют как отдельный вид игр, а называют подготовительными к овладению сюжетно-ролевыми. Взрослый не должен слишком опекать детей, выбирать сам ведущего, постоянно уточнять правила и делать выводы. Это тормозит проявления самостоятельности у детей, желание доводить игру до конца, способствует перекладыванию ответственности за свои действия на других. Участники игры должны чувствовать некоторую свободу. Автор выделяет определенные приемы воспитания дошкольников, способствующие развитию самостоятельности старших дошкольников: использование упражнений, учат действовать согласованно во время игры, понимать важность подчинения движений; введение роли ведущего (ребенка-лидера) как средства поощрения детей к самостоятельной игре и стимула к подражанию в организации этой игры. Исследуя игру дошкольников на современном этапе, российская исследовательница Т.П. Авдулова отмечает снижение значение игровой культуры в связи с ориентацией на ускоренное развитие современного дошкольника, обогащение его знаний, умений и навыков, что приводит к процессу развития. Большинство современных игр (в том числе электронных, компьютерных) и игрушек не способствуют развитию творчества, фантазии ребенка, включению в коллективных взаимоотношений, а направлены на индивидуальность и потребительские интересы. Отмечается их однообразие, упрощенность сюжета. Исследования ученых (А.А. Смирнова, А.В. Гударева) позволяют отметить снижение количества современных детей, имеющих желание и способности к игровой деятельности. Им трудно строить
взаимоотношения в коллективе дошкольников, социальную действительность они познают односторонне, ориентируясь на внешние атрибуты, материальную сторону, а не содержание. Все меньше ориентиром в современной игре ребенка выступает взрослый, не находит отражения нормативная поведение, общечеловеческие ценности и правила (В.С. Собкин). Повышается роль раннего интеллектуального развития, и снижается значение межличностного общения, нравственного становления личности, нарушается передача игры от поколения к поколению. Решению этой ситуации будет способствовать перестройка игрового пространства, в котором растет ребенок, и изменение отношения к нему взрослого. Так, причиной снижения интереса дошкольников к игре выступает снижение внимания взрослого к ней, когда внимание замещается предоставлением большого количества игрушек. Изменить ситуацию может ориентация взрослого на совместную партнерскую игру, а не ознакомление ребенка с правилами, помощь в овладении новыми более сложными способами игры, обучение ребенка умению объяснять свои действия и соотносить их с действиями партнеров по игре (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко). Обозначенный подход способствует развитию уверенности в своих силах и желание действовать самостоятельно. С целью обретения ребенком самостоятельности, исследователями рекомендуется использовать в игровой деятельности проблемные ситуации, побуждающие ребенка обращаться к полученному ранее опыту и способствуют поиску нового. Отмечается значение правильно подобранного игрового материала для развертывания самостоятельной игры дошкольника.