"Математический сундучок"

Автор: Петрик Елена Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 42"
Населённый пункт: г.Нижневартовск ХМАО - Югра
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Математический сундучок"
Дата публикации: 07.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 42»

Рабочая программа

Предмет: факультатив
«
Математический

сундучок
»
Класс: 3

Составитель: Петрик Елена Михайловна.
г. Нижневартовск 2016 год

Пояснительная записка

«Математический сундучок»

Рабочая программа к курсу «Математический сундучок» создана на основе рабочей

программы «Математический лабиринт», автор Немцева Татьяна Григорьевна.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Учебная деятельность с ее специфической структурой, которая включает учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку, складывается не сразу. Ее становление у ребенка происходит под руководством учителя непосредственно в процессе обучения. Помочь ученикам овладеть учебной деятельностью осознанно и квалифицированно, управлять ее формированием, задача актуальная и сложная. От ее решения зависит не только овладение образовательной программой, но и психическое и психологическое благополучие ребенка, уверенность в себе, реализация индивидуальных способностей. Развитие интеллектуальных способностей и познавательных сил у ученика является ведущей линией обновления образовательной практики, когда на первый план выходят не столько знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний в любой области. Курс “Математический сундучок” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и быстро считать, обогатив математическую речь учащихся, дать начальные сведения по математике, обеспечить разностороннее развитие школьников. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир математики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения математики школьники могут открыть для себя удобные и простые способы вычислений. Формирование интереса к «Математическому сундучку» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по математике, совершенствовать своё логическое мышление. Изучение курса «Математический лабиринт» на ступени начального общего образования направлено на достижение
следующих целей
:  пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;  расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;  разностороннее развитие личности;  воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни
Основные задачи курса:
 развивать математические способности и логическое мышление у учащихся;  работать над развитием у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;  создать актив, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса;  расширить и углубить представления учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных-математиков в развитии мировой науки;  осуществлять основы индивидуализации и дифференциации.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Требования к знаниям и умениям
В ходе проведения занятий факультатива учащиеся должны овладеть умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:  решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;  исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;  ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;  поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. Данный курс «Математический сундучок»
рассчитан на 34 часа. В рабочую

программу внесены изменения: увеличено количество часов на элементы логики и

решение олимпиадных задач с 3 до 5, заменена тема «Решение задач на проценты»

на тему «Решение олимпиадных задач».
Программа состоит из 9 разделов: Раздел 1
Решение задач
6 часов Раздел 2
Большие числа
5 часов Раздел 3
Элементы логики
5 часов Раздел 4
Геометрические головоломки
3 часа Раздел 5
Решение олимпиадных задач
5 часов Раздел 6
Решение уравнений
2 часа Раздел 7
Интересные случаи умножения и сложения
3 часа Раздел 8
Знаете ли вы дроби?
2 часа Раздел 9
Системы счисления
3 часа :
Содержание

1. Решение задач (5ч.) Введение (1ч.)
Знакомство с программой работы факультатива. Практикум. Математическая викторина: “Угадай задуманное число”, “Любимая цифра”, “Угадайте возраст и дату рождения”, “Сравнение прямой и кривой” и т. д. – 1ч. Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; с вычислением времени, Практикум. Игра “Путешествие по стране математика” – 1ч.
2. Большие числа. Головоломки (5ч.)
Запись больших и малых чисел, действия с ними. Числовые головоломки. Геометрические упражнения со спичками. Практикум. Игра “Поле математических чудес” – 1ч.
3. Элементы логики (5ч.)
Знакомство с правилами и способами рассуждений: закон противоречия, закон исключения третьего, классификация. Практикум. Решение задач конкурса “Кенгуру” – 2ч.

4. Геометрические головоломки (3 ч).
Нахождение периметра и площади. Головоломки на сгибание, разрезание фигур. Практикум: «Глазомерные измерения» - мастерская
5. Решение олимпиадных задач (5ч.)
Решение задач методом подбора. Решение задач конкурсов «Кенгуру» и «ЭМУ». Практикум. Состязание эрудитов “Звездный час” – 1ч.
6. Решение уравнений (2ч)
Простые и составные уравнения. Способы сокращения уравнений. Практикум. Игра “Что? Где? Когда?” – 1ч.
7. Интересные случаи умножения и сложения (3ч) «
Молниеносные
»
способы умножения. Таблица на пальцах. Умножение многозначных чисел. Мастерская. Решение олимпиадных задач – 1ч.
8. Знаете ли вы дроби?(2ч)
Простейшие дроби. Образование дробей. Действия с дробями. Практикум. Решение задач – 1ч.
9. Системы счисления (2ч)
История возникновения десятичной и двоичной систем счисления
.
Практикум. Выполнение действий в недесятичных системах счисления – 1ч.
Итоговое занятие (1ч)
Практикум. Конкурс “Математический марафон” – 1ч. Контроль знаний, умений и навыков включает практические работы, игры состязания, олимпиады. Изучение каждого раздела завершается практикумом, акцент при этом делается на проверку умения решать задачи нестандартного характера.
Календарно - тематическое планирование

3 класс 34 ч. (1 час в неделю)



Дата

Тема


1 четверть
1 Введение. Знакомство с программой факультатива. 2 Некоторые старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века. 3 Решение задач со старинными мерами веса. 4 Решение задач со старинными мерами длины. 5 Решение старинных задач с вычислением времени. 6 Игра “Путешествие по стране математики». 7 Запись больших и малых чисел. 8 Действия с большими числами. 9 Числовые головоломки. 10 Геометрические упражнения со спичками.
2 четверть
11 Игра “Поле математических чудес”. 12 Знакомство с правилами и способами рассуждений. 13 Закон противоречия, закон исключения третьего. 14 Классификация. 15 Решение задач конкурса “Кенгуру”. 16 Решение задач конкурса “Кенгуру”.
3 четверть
17 Нахождение периметра и площади фигур сложной конфигурации. 18 Головоломки на сгибание, разрезание фигур. 19 «Глазомерные измерения» - мастерская. 20 Решение задач конкурса “Кенгуру”. 21 Решение задач конкурса “Кенгуру”. 22 Решение задач методом подбора. 23 Решение задач конкурса “ЭМУ”. 24 Состязание эрудитов “Звездный час” 25 Простые и составные уравнения. Способы сокращения уравнений. 26 Игра “Что? Где? Когда?” 27
«
Молниеносные
»
способы умножения.
4 четверть
28 Таблица на пальцах. 29 Отработка нестандартных способов вычислений. 30 Простейшие дроби. 31 Действия с дробями. 32 История возникновения десятичной и двоичной систем счисления
.
33 Выполнение действий в недесятичных системах счисления. 34 Конкурс “Математический марафон”.
Список рекомендуемой литературы

Литературы для учителя
1. Волина В. Праздник числа, М.: «Просвещение», 2008г.
2. Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 3-4 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2008.-142с 3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 2011. 4. Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва,2008. 5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2008. 6. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. Дом Литера, 2002. 7. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1998. 8. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 2007. 9. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2008. 10. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Саратов ОАО Издательство “Лицей”, 2008. 11. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, Главная редакция физико- математической литературы, 2009. 12. Занимательные задачи для маленьких. – М.: Омега, 2009. 13. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 2008. 14. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2011. 15. Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М. : - Образование, 2008. 16. Орг А. О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по математике. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. 17. Тонких А.П., Кравцова Т.П., и др. Логические игры и задачи на уроках математики. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Литература для обучающихся
1. Математика: Итоговые и тематические контрольные работы и тесты 3-4 классы /авт.-сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2008.-142с 2.Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2500 задач по математике / Пособие для начальной школы. – М.: Аквариум, 2011. 3.Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2008. 4.Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Москва,2008. 5.Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2011. 6.Орг А. О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по математике. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. 7. Николаева Л.П., Иванова И.В. 5000 заданий по математике. 3 класс. ФГОС.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.