"Развитие коммуникативной активности"

Автор: Заповитряная Ольга Александровна
Должность: учитель немецкого и английского языков
Учебное заведение: МОУ СШ № 82
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативной активности"
Дата публикации: 07.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Развитие коммуникативной компетенции»
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. При сформированности коммуникативной компетентности выпускник основной школы научится:  представлять себя устно и письменно, заполнять анкету, писать заявление, резюме, письмо, поздравление;  представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;  выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;  владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:  речевую;  языковую;  социокультурную;  компенсаторную;  учебно-познавательную. За основу мы взяли речевую компетенцию. Речевая компетенция — совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности:  говорении;
 аудировании;  чтении;  письме. С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». В стандарте 2004 года основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяетсяметапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности обучающийся, получив определённые умения в одном предмете (то естьвыпускник научится), сможет их применить в любом другом (выпускник получит возможность научиться). Мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика.  Мы предоставляем учащимся возможность мыслить, решать какие- либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.  Формулируем на языке, доступном пониманию ученика.  Учитываем актуальный уровень развития учащихся и их подготовки для создания реальных условий выполнения коммуникативной задачи.  Ставим многоуровневые задачи, то есть предполагающие возможность оценить общий подход к их решению и выбрать необходимую стратегию.
 Решаем модульные задачи, то есть предполагающие возможность менять некоторые из условий. В стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе учащегося. В связи с этим мы используем вурочной деятельности такие технологии, как метод проектов,технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Приведу вам примеры нетрадиционных форм уроков:  урок-лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Германии»);  урок-путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);  урок-игра («Путешествие по зоопарку»);  урок-соревнование («Что вы знаете о Германии?»);  урок-викторина («Занимательная грамматика»);  видео-урок («Путешествие по немецкоговорящим странам»);  урок конференция («Система образования в России и Германии»)  урок-брейн-ринг («Достопримечательности Берлина», «Политическая система Германии»);  урок-разговор по душам («Внешность»)  урок-защита проекта («Средства массовой информации»)  урок-зачёт («Планы на будущее»)  урок-экскурсия («Мой город). Использование активных методов обучения способствует развитию умений учащихся анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность учащихся. Одним из приёмов нашей работы выступает работа с драматизацией, театрализованной деятельностью учащихся в рамках Недели немецкого языка. Драматизация — уникальный способ реализовать и продемонстрировать все достигнутые цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные). Предметная неделя. Неделя немецкого языка. Целью интеллектуального марафона является формирование у учащихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера, формирование стремления к интеллектуальным победам, как необходимому условию самоуважения для умственно развитого человека, развитие положительной учебной мотивации, формирование уважения к интеллектуальным возможностям других людей и умения радоваться успехам других. ВИКТОРИНЫ Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе. Они способствуют:  созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету;  использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся;  развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей. В настоящее время мы используем в образовательном процессе приёмы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, то есть учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
 применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять уровень своего знания и незнания и др. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Исходя из требований стандарта мы меняем подход к современному уроку. Современный урок немецкого языка отражает владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Современный урок мы строим на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Мы по-новому организуем урок — основную форму учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:  субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);  метапредметность (формируются универсальные учебные действия);  деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);  рефлексия (перед учащимися становится задача проанализировать свою деятельность на уроке);  импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения). В современном уроке выделяем шесть основных этапов:
 мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);  целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить→узнать→научиться»);  осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует созданию на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);  коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);  взаимопроверка, взаимоконтроль;  рефлексия (осознание учеником и воспроизведение им в своей речи того нового, что он узнал и чему научился на уроке). На уроке мы используем следующие виды учебной рефлексии:  Физическая (успел — не успел).  Сенсорная (самочувствие: комфортно — дискомфортно).  Интеллектуальная (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал).  Духовная (стал лучше — хуже, созидал или разрушал себя, других). Ребёнок учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям; когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него личный опыт, если он может реализовать свои знания и опыт в активной деятельности.