"ЗНАЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Автор: Будаева Надежда Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО Кизнерский районный ДДТ
Населённый пункт: Удмуртская республика пос. Кизнер
Наименование материала: статья
Тема: "ЗНАЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Дата публикации: 08.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЗНАЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Каждый ребенок, появившись на свет, с первых дней своей жизни наделен уникальностью, и в процессе взросления ему предстоит открыть в себе эту уникальность, определить образ самого себя. В свою очередь образ самого себя возникает у ребенка в ходе различных видов жизненной практики: опыта индивидуальной (одиночной) деятельности и опыта общения, в результате реализации коммуникативных потребностей. См. подробнее: Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения.», Педагогика, 1986. С.31–57 Особенным колоритом отличается потребность в общении у детей школьного возраста. Учитывая высокую загруженность графика современного школьника, стоит понимать необходимость в коммуникации, свободной от методов контроля и оценки. Поэтому важную позицию в работе современной системы образования занимают вопросы об организации внеурочной деятельности, которую зачастую современные специалисты отождествляют с дополнительным образованием, полагая, что речь идет лишь о смене терминов. Но с этим трудно согласиться. Более внимательное изучение этих понятий требует их разделения. Общими характеристиками внеурочной деятельности и дополнительного образования являются: время реализации, формы организации, связь с учебным процессом и социально-культурной деятельностью. Характеристиками, различающими внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование являются: основная организационная «единица», кадры, научно-методическая основа деятельности, возможность выбора форм организации. Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. См. подробнее: Просвещение. Общественные науки. Интернет издание для учителя «Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС». Кроме того, и в самой системе дополнительного образования возникает необходимость к организации внеурочной деятельности. И особенно актуальным такой вид деятельности является для дисциплин различной направленности, связанных с групповым воспроизведением заданных проектов. Визуально ярко это прослеживается в дисциплинах художественной направленности, например на уроках хореографии, в вокально инструментальных группах и т.п. Убедившись в качественном усвоении базисного курса знаний учениками, педагог осознаёт потребность в глубоком изучении более сложного материала и выходе на конкурсы и соревнования, для подтверждения успешности результатов. На новом уровне с возрастающими темпами занятий особую важность приобретает слаженность, синхронность в работе группы детей, что неоспоримо считается показателем эффективности. И здесь доминирующую роль начинают играть не только личностные, индивидуальные особенности каждого воспитанника, а степень, крепость межличностных отношений, влияющих на общий потенциал работы всей группы. С таким пониманием приходит объективная необходимость в построении внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной деятельности в системе дополнительного образования считаем достижение высокого морально-психологического состояния группы обучающихся, позволяющего добиться большей эффективности в получении знаний и навыков и использовании их на практике. Следует отметить, что внедрение в работу любительских объединений МБОУ ДОД Кизнерского Дома Детского Творчества внеурочной деятельности дало положительные результаты. Группы детей сильнее сплотились общими воспоминаниями, положительными эмоциями. У них появилось чувство ответственности друг за друга. Они почувствовали себя частью коллектива и приобрели потребность в сопереживании за общее дело. При организации внеурочной деятельности педагог чётко формулировал перед собой преследуемые цели, что помогало определиться с выбором формы мероприятий. Например, осознавая некоторую обособленность в отношениях родителей учеников (ведь успешная коммуникация между родителями и педагогом часто является основой крепких межличностных связей между учениками) , педагог предложил в одной из групп подготовить мероприятие на стыке двух праздников: восьмого марта и двадцать третьего февраля - музыкально-игровой гостиной «Ты и Я». Мероприятие было организованно таким образом: Все
представители слабого пола заняли места в одной половине зала, а все представители сильной половины человечества из числа воспитанников и их родителей заняли места в другой половине зала, напротив команды соперников. У каждого на сиденье лежала заранее подготовленная карточка с картинкой, которая необходима была для последующего голосования. Ведущий (педагог) поочерёдно объявлял разные конкурсы: «Визитная карточка», «Ля-фа»(песенный), «Каля-маля» (конкурс визажистов), «Хлоп, топ, поворот» (танцевальный), «Очумелые ручки» (конкурс на оперативную сборку журнального столика) и т.п. Каждая команда в определённом порядке выполняла все задания. Особый восторг вызвали те конкурсы, в которых участники пробовали себя в непривычных для них ролях: папы красили дочкам глаза, мамы занимались сборкой мебели, дети (танцоры) пели, родители танцевали. В результате, что естественно, соперники уже сопереживали друг другу, подсказывали возможности для решения поставленных задач, и, оценивая выступления другой команды, давали положительные оценки. После мероприятия и родители и дети высказывали свои впечатления, делились фотографиями и комментариями в социальных сетях. Отсюда делаем вывод о достигнутых целях. Между детьми и родителями появились объединяющие их яркие, эмоциональные воспоминания, которые легли в основу их коммуникации. Подчеркнем, что внеурочная деятельность должна быть спланирована педагогом дополнительного образования, на основе анализа психо-эмоционального состояния группы и учитывать «слабые стороны» в межличностных отношениях внутри коллектива, которые требуют коррекции. Форма мероприятий будет зависеть от поставленных целей и задач, учитывать возрастные потребности групп. То есть внеурочная деятельность не должна носить случайный характер, кроме того в каждой группе такие мероприятия нужно проводить с определённой регулярностью, но не дублируя их, а каждый раз следуя за новыми целями, меняя задачи и ход действий по их организации.