"Части речи"

Автор: Степанова Любовь Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Амгинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В.В. Расторгуева"
Населённый пункт: РС(Якутия) Амгинский улус, с Амга
Наименование материала: технологическая карта урока по русскому языку
Тема: "Части речи"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока

Предмет:
Русский язык
Класс:
4
Составитель:
Степанова Л.Ф. учитель начальных классов, АСОШ №2 им В.В. Расторгуева.
Тема:
Части речи
Тип:
повторение изученного
Задачи:
 Уточнить грамматические признаки изученных частей речи  Развивать умение классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.  Учить подбирать примеры изученных частей речи.
Планируемые результаты

Предметные
 Различать изученные части речи;  Называть признаки изученных частей речи;  Соотносить изученные грамматические признаки с той частью речи, которой они присущи;  Обобщать материал;  Подбирать примеры изученных частей речи
Метапредметные
 Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  Группировать слова по определенному признаку;  Обосновывать свое мнение;  Вступать в диалог для решения поставленной задачи.
Личностные
 Адекватно оценивать результаты учебной деятельности;  Проявлять фантазию, включать воображение, осознавать эстетические потребности
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД
1.Организационны й момент слайд 2.
Приветствие (эмоциональный настрой)
- мыначинаем наш урок. - ручки с карандашами на месте? - тетради на месте? - а мы с вами вместе? А если мы с вами вместе, значит, постараемся сделать так, чтобы урок у нас получился… каким же должен быть урок? Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя. Варианты ответов Интересным, познавательным, научным, добрым, результативным Создание положительного эмоционального настроя.
2. Чистописание Слайд 4
Организует чистописание
В чистой и прозрачной воде реки Амги радужно отражается солнце.Спишите каллиграфическим почерком данное предложение. Укажите известные части речи. Рассуждают и приходят к заключению, что тема урока будет связана с частями речи.
Регулятивные УУД
Принимают учебную задачу. Учитывают выделенные учителем ориентиры. 3. Актуализация знаний
Проводит актуализацию знаний
С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё название, имя. Назовите части страны Речь. Дети называют изученные части речи Списывают текст. Над словами подписывают части речи. Сохраняют учебную задачу. Опираются на приобретённые знания. 4. Постановка цели урока Слайд 5, 6.
Организует деятельность учащихся по

определению темы урока, цели и учебных

задач
Сформулируйте тему урока. Исходя из темы урока и используя данные слова, сформулируйте цели и задачи нашего урока: Повторим… Будем учиться правильно… Приводить примеры разных… Работать дружно.. Спорить... Ссориться… Объясняет лексическое значение слова РАДУЖНО Части речи и различение их признаков. Учащиеся самостоятельно формулируют задачи и цель урока: - различать части речи; - называть изученные признаки имен существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. - приводить примеры разных частей речи. - работать в сотрудничестве, помогать друг другу
Регулятивные УУД
Сохраняют учебную задачу. Самостоятельно учатся ставить цель и планировать учебные действия 5. теоретические вопросы Слайд 7
Организует работу в группе
Обсудите в группе и составьте рассказ о своей части речи по плану: Учащиеся разделяются на 3 группы. Каждая группа защищает свои части речи. Каждая группа защищает часть речи, отвечая
Познавательные УУД,

регулятивные УУД,

коммуникативные УУД

Зад 1 гр - что называется именем существительным? -какого рода бывают имена сущ? - как определить род имен сущ? -перечисли падежи имен сущ? -напишите, какие части речи еще знаете? Зад 2 гр. -что такое имя прилагательное? -с какой частью речи всегда связано имя прилаг? -как узнать род, число, падеж имен прилаг? - напишите 4 прилагат. В множ числе -напишите, какие части речи еще знаете? Зад 3 гр. -что такое глагол? -с какой частью речи связан глагол? -как пишется не с глаголами? - какие времена имеет глагол? -напишите, какие части речи еще знаете?
После выполнения задания всех групп на

доске появляется сводная таблица.
на вопросы прикрепляют ответы на доске. Получается определение частей речи. Слушают ответы других групп, дополняют. Работают в группе коллективно осуществляют поиск информации; сотрудничают; слушают и ведут диалог. 6.имя прилагательное Отработка навыков Слайд 8
Подберите по смыслу имена

прилагательные, укажите число, род имен

существительных.
река - … берега - … Солнце - … Просклоняйте имя сущ. СОЛНЦЕ Подбирают имена прилагательные, указывают число, род имен сущ. Взаимопроверка по группам Склоняют имя сущ. солнце по группам. Проверка ( один читает ответ, другие проверяют)
Регулятивные УУД,

КоммуникативныеУУД
Выполнять учебные задания в соответствии с целью. Проверяют написание текста, вносят исправления. Выполнять задание в рамках учебного диалога 7. Физминутка Слайд 9. Я иду и ты идешь Раз, два, три. Я пою и ты поешь, Раз, два, три, Мы идем и мы поем Раз, два, три. Дети повторяют движения за учителем. Называют числительные и местоимения.
Очень дружно мы живем Раз, два, три. Ловушка: раз – не числительное. 8. местоимение Слайд 10.
Группам дается одинаковое задание.
1. Найди лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно лишнее? Я, они,
на
, ты. (предлог)
Но
, оно, она, они. (союз)
2.

Выбирают одно местоимение и

составляют предложение.
Выбирают одно местоимение и составляют предложение.
Познавательные УУД
Развитие слухового внимания. Логическое мышление. 9. Творческая работа Слайд 11.
Организует самостоятельную работу
Творческий уровень – составление текста, подбирая соответствующие части речи на тему: «Река Амга» (3-4 предложения) Красивые …, … вода, жемчужина …, любят …, плывут …,… горы, … стихи, берегите…. Задание -определите время каждого глагола в вашем предложении. Составляют предложения или связный текст (по выбору) коллективно. зачитывают Сотрудничают, развивают самостоятельность. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в группе. Учитывать мнение одноклассников, проверяют по критериям: - все опоры использованы - есть ли интересные предложения. - связаны ли предложения. Активно используют речевые средства для решения познавательных задач. Оценивают учебные действия. 10. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенныхЗУНов. Слайд 12.
Организует обобщение знаний учащихся и

подведение итогов в академическом плане
- Над какой темой урока работали? - Какие цели ставили? - Достигли поставленной цели? - Какие части речи вы употребляли в своей письменной речи? Приведите примеры. Учащиеся называют тему и задачи урока. Формулируют выводы. Приводят примеры разных частей речи. Принимают учебную задачу.
Регулятивные УУД,

коммуникативные УУД,

познавательные УУД
Обобщение ЗУН Осуществляют взаимный контроль в совместной
По каким признакам вы научились распознавать разные части речи? деятельности. 11. Рефлексия. Слайд 13, 14.
Подводит итог урока в эмоциональном

плане
Кому на уроке сегодня было всё понятно, получил удовольствие, - не всё понятно, было трудно,нарисуйте на личико.
Учитель вызывает учеников,

показавшие разные личики, с просьбой

прокомментировать причину выбора.

Спасибо за работу, досвидание!
Учащиеся показывают свои рисунки Формирование умения оценить свою работу на уроке.

Задание 1, 4 группе
- что называется именем существительным? -какого рода бывают имена существительные? - изменяется ли имя существительное по числам? -перечисли падежи имен существительных. -напишите, какие части речи еще знаете.

Задание 2 группе.
-что такое имя прилагательное? -с какой частью речи всегда связано имя прилагательное? -как узнать род, число, падеж имен прилагательных? - напишите 4 прилагательных во множественном числе. -напишите, какие части речи еще знаете.

Задание 3 группе.
-что такое глагол? -с какой частью речи связан глагол? -как пишется не с глаголами? - какие времена имеет глагол? -напишите, какие части речи еще знаете.

Подберите по смыслу имена прилагательные, укажите число, род имен

существительных.
Река - … Берег - … Солнце - … Просклоняйте имя сущ. СОЛНЦЕ
1. Найди лишнее слово в каждом ряду, и объясните, почему оно лишнее? Я, они, на, ты. __________________ Но, оно, она, они. ___________________
2. Закончи высказывание.
Наречие – это …

«Река Амга»
Красивые …, … вода, жемчужина …, любят …, плывут …, … горы, … стихи, берегите ….
Задание
-определите время каждого глагола в первом предложении предложении. ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________