"А живут ли дети на другой планете?"

Автор: Кезик Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №8
Населённый пункт: Архангельская область, г.Мирный
Наименование материала: конспект занятия-исследования
Тема: "А живут ли дети на другой планете?"
Дата публикации: 08.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №8 «Золотой ключик»
Занятие-исследование

с детьми подготовительной к школе группе

«А живут ли дети на другой планете?»

Воспитатель по экологии

Кезик Н.А.
г.Мирный Архангельской области 2011г. 1

Цель:
Расширение представлений детей о космосе в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:

-
дать детям знания о планетах Солнечной системы (названия, расположенность относительно Солнца, размер, цвет, климатические особенности); - учить устанавливать причинно-следственные связи; - развивать исследовательские навыки, любознательность; - подчеркнуть уникальность планеты Земля; - воспитывать любовь и ценностное отношение к богатствам Земли.
Оборудование:
мольберт, 4 стола, карточки с символическим изображением методов исследования, папки исследователя на четверых детей, небольшие листочки бумаги в большом количестве для составления пиктограмм, фломастеры, 9 резиновых мячей разного размера и цвета, напоминающие планеты Солнечной системы, модель Солнца с девятью лучиками разной длины, ноутбук, проектор, оборудование для опытов (см. по ходу конспекта), энциклопедии, книги о космосе.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам кто-то спешит в гости. Входит Лунтик: «Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что я родился на Луне! Но там так пусто, нет ни одной травинки, ни ручейка, ни птички, ни жучка. Стало мне очень грустно, и прилетел я к вам, на Землю. Здесь очень уютно! А дедушка Шершуля рассказал мне, что есть еще много разных планет. Вот я и пришел к вам, чтобы вы рассказали мне, что это за планеты, и на каких еще планетах живут дети, может, я в следующий раз полечу к ним в гости». Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем Лунтику помочь? Дети: Да! Воспитатель: 2
Нам для этого придется совершить исследование Солнечной системы, выяснить особенности планет и рассказать Лунтику, могут ли земляне летать в гости к людям на другие планеты». Вы готовы? Дети: Готовы. Воспитатель: Итак, сегодня мы станем исследователями космоса. Вспомним, что помогает нам узнавать новое (мы думаем, читаем книги, задаем вопросы специалистам, проводим эксперименты, обращаемся к компьютеру, наблюдаем) А у нас сегодня работают несколько научных станций, которые помогут вам в исследовании планет: это станция «Читай-ка», где вы найдете необходимые книги о космосе, станция «Умный компьютер», где вы посмотрите видеоматериалы о планетах, станция «Экспериментальная», станция «Астрономы», где специалисты ответят на ваши вопросы. Для того, что бы отправиться на поиски новых знаний, мы немного подготовимся. Скажите, как называется планета, на которой мы живем? Дети: Земля. Воспитатель: Где находится наша планета Земля? Дети: в Солнечной системе. Воспитатель: сколько всего планет в С.с.? Дети: девять. Воспитатель: на чем летают в космос? Дети: на ракете. Воспитатель: как называется невидимая дорожка, по которой движутся все планеты. Дети: орбита. А теперь давайте поиграем.
Игра.
3
Дети выполняют ритмичные движения под музыкальную презентацию «Запоминай-ка»: Раз- Меркурий, Два- Венера, Три –Земля, Четыре –Марс, Пять- Юпитер, Шесть- Сатурн, А еще Уран, Нептун И, конечно же, Плутон- Наше Солнце чемпион. Ребята-астрономы, отправляйтесь на свою станцию, а исследователи подойдите к столу. Здесь лежат папки исследователя. На них помещены изображения планеты. Выберите любую из них. Итак, каждый из вас будет исследовать свою планету. Вам нужно будет узнать, какой цвет у вашей планеты, какая она по размеру, далеко или близко она находится от Солнца, есть ли на ней жизнь. Вы все пойдете своими дорожками, цвет которых похож на цвет вашей планеты . Вы сделаете остановку на каждой из станций, получите информацию и зарисуете ее, потом вернетесь сюда, подготовите доклад и расскажете Лунтику, что интересного вам удалось выяснить. Удачного вам поиска! Звучит космическая музыка. Дети расходятся к своим станциям в соответствии с номером, указанным на карточке (расположение планеты относительно Солнца). Получают и фиксируют информацию. По сигналу дети переходят к другой станции, продвигаясь по дорожкам с соответствующими номерами.
Станция «Экспериментальная»

Опыт 1

«Как положение Меркурия относительно Солнца может мешать

наблюдению за его поверхностью»
Материалы для опыта: настольная лампа, карандаш, линейка. Ход опыта: Повернуть настольную лампу к лицу ребенка, включить свет. Взять карандаш и установить его на расстоянии вытянутой руки от ребенка и в 15 см. от лампочки. 4
Итог опыта: на карандаше нельзя прочитать надпись и трудно различить его цвет. Вывод: Свет от лампы такой яркий, что очень трудно рассмотреть поверхность карандаша. Точно так же из-за ослепительного блеска Солнца трудно изучать планету Меркурий. Когда астрономы наблюдают за Меркурием, то им приходится смотреть прямо на Солнце.
Опыт 2

« Как земной шар освещается Солнцем?»
Материалы для опыта: настольная лампа, глобус. Ход опыта: глобус повернут одной стороной к включенной лампе. Предложить ребенку потрогать освещенную сторону и затемненную: какая из них теплее? Вывод: Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной. На стороне, согретой Солнцем - лето, в это же время же время на другой стороне Земли –зима, т.е происходит смена времен года.
Опыт 3

«Красное пятно Юпитера»
Материалы для опыта: большая банка с широким отверстием; щепотка чая; карандаш. Ход опыта: наполнить банку водой. Высыпать чай в воду. Опустить карандаш в воду по центру банки. Начать перемешивать воду, производя легкие круговые движения. Итог: чаинки идут ко дну, совершая движения по расширяющейся спирали. Вывод: вращение вызывает водоворот. Красное пятно на Юпитере - это мощный ураган. У него достаточно сил, чтобы поглотить три таких планеты, как Земля. Красные частички - так же как и чаинки - подхватываются мощным вихрем. 5

Опыт 4

«Кольца Сатурна»
Материалы для опыта: круг из бумаги черного цвета; белый мелок; карандаш; клейкая лента. Ход опыта: Белым мелом на черном круге нарисовать10-12 маленьких точек. Проткнуть круг карандашом по центру и закрепить его снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, начать быстро крутить его. Итог: на вращающемся бумажном круге появляются светлые кольца. Вывод: из-за вращения круга отдельные изображения на нем (белые точки) сливаются в светлые кольца. Так кольца Сатурна состоят из множества камней и льда, но из-за того, что планета вращается, мы видим не отдельные камни, а кольца.
Станция «Читай-ка»

Примерная информация о Меркурии
Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Меркурий намного меньше Земли. Там нет воздуха и нет никакой жизни. С Земли он плохо виден, только на рассвете или на закате можно разглядеть в небе маленькую немигающую звездочку. Меркурий быстро облетает вокруг Солнца. А вот вокруг своей оси Меркурий вращается очень-очень медленно.
Примерная информация о Земле
Земля-третья планета от Солнца. Земля-это шар, который вертится вокруг Солнца и вокруг своей оси. Земля летит вокруг Солнца долго, и это время называется годом. А время, за которое наша планета оборачивается вокруг свое оси -это сутки (день и ночь). Самый верх и самый низ нашей планеты всегда освещены Солнцем плохо, там всегда холодно, даже летом, –это Южный полюс и Северный полюс. Зато середина земного шара всегда освещена хорошо, там всегда жарко.
Примерная информация о Юпитере
Юпитер- пятая от Солнца планета. Юпитер- самая большая планета в Солнечной системе. Он гораздо больше нашей Земли, примерно так же, как крупное яблоко больше вишни. 6
Юпитер - очень необычная планета, у него нет твердой поверхности, и там невозможно бы было совершить посадку. Гигантская планета очень быстро вращается - всего за 10 земных часов поворачивается вокруг себя! Юпитер далеко от Солнца, поэтому там очень холодно. И всегда дует сильнейший ураган.
Примерная информация о Сатурне
Сатурн- шестая планета от Солнца. Сатурн- вторая по величине планета, в 10 раз больше Земли, но при этом это самая легкая планета в С.с. Там дуют сильные ветра, часто бывают молнии. Сатурн имеет розово-фиолетовый цвет. Его называют жемчужиной Солнечной системы. Сатурн окружен кольцами, которые состоят из камней и льда. Причем некоторые из камней совсем небольшие, а другие -размером с 5-этажный дом. Насчитывают 7 колец, которые вращаются вокруг Сатурна с разной скоростью.
Станция «Умный компьютер»
Дети просматривают видеоролики о планетах из презентации «Веселая астрономия»
Станция «Астрономы»
Дети-знатоки рассказывают исследователям о планетах. (Знатоки подготовили свои сообщения дома вместе с родителями).
Игра.
В центре ребенок-солнце (в руках у ребенка солнце с лучиками – лентами разной длины). Каждый ребенок берется за свой лучик, и дети начинают движение вокруг солнца. У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По-разному все они Солнце согреты. Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет. Это очень интересно, Но пока что неизвестно: А живут ли дети На другой планете? 7
Дети возвращаются к исходному месту, готовятся к докладу, рассказывают Лунтику про планеты. Лунтик: Как интересно! Все планеты такие разные: одни совсем маленькие, другие настоящие гиганты, на одних очень жарко, на других невыносимый холод и только на планете Земля есть и воздух, и вода, и поэтому здесь так много растений, животных и людей. Воспитатель: Действительно, ребята молодцы, хорошо потрудились. Столько интересного узнали мы сегодня о планетах Солнечной системы и выяснили, что только на нашей планете Земля существует жизнь. Наша планета прекрасна и удивительна, но она нуждается в нашей любви и защите. Чтобы будущее всех людей было прекрасным, надо охранять Землю! Просмотр презентации «Земля» (клип на песню группы «Божья коровка») 8