"Проблема межличностных конфликтов среди педагогов в дошкольном образовательном учреждении"

Автор: Коробова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №9"
Населённый пункт: г.Анжеро - Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема межличностных конфликтов среди педагогов в дошкольном образовательном учреждении"
Дата публикации: 08.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проблема межличностных конфликтов среди педагогов дошкольного

образовательного

учреждения
Межличностные конфликты во взаимоотношениях педагогов изучены в меньшей степени, по сравнению с другими видами конфликтов в педагогических коллективах. Это связано с тем, что конфликты между педагогами гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием детей. Мы рассмотрим не только конфликты с участием рядовых педагогов, но и педагогов с заведующей дошкольного образовательного учреждения, т.е. конфликты «по вертикали». Это два разных вида конфликтов, хотя происходят в одном и том же педагогическом коллективе и часто связаны между собой, поэтому могут подвергаться сравнительному анализу. Можно выделить следующие типы конфликтов в дошкольном образовательном учреждении:  представляющие собой реакцию на препятствия при достижении основных целей трудовой деятельности (например, сложности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т. п.);  возникающие как реакция на препятствия при достижении личных целей педагогических работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся "выгодными" или "невыгодными", недовольство предложенным графиком отпусков и т. п.);  порожденные восприятием поведения педагога как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт по поводу нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой творческой группы педагогов с общим высоким уровнем отношения к труду);  сугубо личные конфликты между работникам и обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик: резкими различиями интересов, ценностных ориентаций, потребностей, уровня культуры в целом В педагогической науке описывают следующие общие причины возникновения педагогических конфликтов: 1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе - сложные противоречия, происходящие в последнее десятилетие в политической, экономической и духовной жизни страны
существенно отразились на настроении и условиях работы педагогов. Следует сказать, что этот фактор влияет и на особенности конфликтов у детей. Однако, педагоги в гораздо большей степени, чем воспитанники, подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды. Дети во многом защищены от тягот и лишений опекой родителей. Кроме того, в силу особенностей детской психики, они обычно в радужном цвете видят будущее, быстро забывают прошлые обиды, легче переносят трудности. У педагогов же нестабильная обстановка в стране, непрерывные, часто необоснованные и непонятные реформы, вал трудно разрешимых проблем вызывают продолжительный и устойчивый стресс. Оценка устойчивой тревожности 586 педагогов, проведенная А.С. Гусевой с помощью специального теста, показала, что ни один из них не обладает низкой тревожностью. Средняя тревожность обнаружена у 13% педагогов, высокая - у 87%. Очевидно, что при таком высоком уровне личностной тревожности педагоги порой неадекватно реагируют на обычные противоречия интересов между коллегами, что зачастую чревато конфликтами. 2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании - в реальной образовательной жизни имеют место правовой нигилизм педагога, будничное попирание прав педагогов. Правовая безграмотность или неразвитое правосознание администрации учебных заведений нередко выражается в нарушении трудового законодательства. 3. Содержательное и методическое несовершенство учебно- воспитательного процесса - несоблюдение общепринятых единых требований, отсутствие преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса, непродуманным введением педагогических инноваций. 4. Содержание и характер педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимозависимость гораздо больше, чем у воспитанников. Если педагог в группе работает плохо, это заметно отражается на качестве занятий музыкального руководителя или логопеда. Если педагог не уделяет должного внимания дисциплине воспитанников, это влияет на профессиональную деятельность всех остальных, работающих в данной группе. 5. Специфика конфликтов между педагогами связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность педагогического труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «вымывания» мужчин из этого важнейшего, государствообразующего вида деятельности. По данным
на 2016 г., среди педагогов дошкольных образовательных учреждений женщин около 93%. В условиях подавляющего доминирования женщин в педагогических коллективах дошкольных учреждений на возникновение, развитие и завершение конфликтов между педагогами заметное влияние оказывают особенности женской психологии. Известно, что женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины. Они более чувствительны к переменам со стороны коллег, острее реагируют на просчеты и ошибки окружающих. Экспериментально доказано, что конфликты между женщинами чаще носят личностный характер, в то время как мужчины обычно конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности. Причины конфликтной ситуации в женском коллективе достаточно разнообразны. Зачастую конфликт может возникнуть из-за мало значимого повода, не требующего особого внимания. В однополом коллективе не приветствуется излишняя любовь к себе, хвастовство, потому как у сотрудниц может проявиться зависть, влекущая за собой неформальные негативные отношения. Одна из популярных тем для неформальных разговоров – обсуждение внешности. Опытные сотрудницы не станут привлекать внимание к своей фигуре, одежде, аксессуарам. Наиболее часто женщина вступает в конфликт, выражая тем самым защитную реакцию, которую порождает желание сохранить своё рабочее место, занимаемое положение как в обществе, так и в коллективе. Нередко отношения в женском коллективе осложняются условиями труда: график работы, качеством обустроенности рабочего места, градация заработной платы, способ распределения премий и выходных дней и т. д. Педагогический конфликт - сложное явление, происходящее, как правило, в силу не только объективных, но субъективных причин. Среди них выделяют следующие: 1. Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов: · между молодыми педагогами и педагогами со стажем работы; · между педагогами, имеющими звание, должностной статус и не имеющими их; · между педагогами, чьи дети посещают одно дошкольное учреждение и др. Специфическими причинами конфликтов между педагогами, чьи дети посещают одно дошкольное учреждение, могут быть:
· недовольство педагогов отношением к их собственному ребенку своих коллег; · недостаточная помощь и контроль за собственными детьми педагогов- матерей в силу огромной профессиональной занятости; · особенность положения ребенка педагога в дошкольном социуме (всегда «на виду») и переживание по этому поводу матери-педагога, создающее вокруг нее постоянное «поле напряженности»; · запредельно частое обращение педагогов к коллегам, чьи дети посещают дошкольное учреждение, с просьбами, замечаниями, жалобами по поводу поведения и учебы их ребенка. 2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения: · необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения); · неудачный подбор педагогов в одной группе с точки зрения их психологической совместимости; · косвенное «сталкивание» педагогов (сравнение групп по исполнительской дисциплине и т.д.). Исследования конфликтов типа «педагог-педагог» показали, что их специфическими причинами также могут быть: · перегрузки детей, общая утомляемость, ведущая к обострению противоречий; · смена дошкольного коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков; · неразвитая рефлексивность, несоответствие самооценки ребенка с оценкой товарищей; · «непроясненность» социального статуса личности ребенка в социуме; · общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в группах В научных работах в области конфликтологии отмечено, что объект конфликта естественно влияет на характер возникновения, развития и завершения противостояния педагогов. В результате исследований А.С. Гусевой выявлено, что в дошкольных учреждениях одной из распространенных причин конфликтов выступает стаж работы педагогов . Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в дошкольном учреждении оппонентов представлена в таблице 1.
Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать определенные выводы. Во-первых, чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в конфликты с коллегами и руководством. Это связано с адаптацией педагога к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения проблем, как с педагогами, так и с администрацией. Таблица 1.
Частота конфликтов в зависимости от их причин и стажа работы

педагога

Причины конфликта

Стаж работы

до З

лет

до

10

лет

до

20

лет

до

30

лет

более

30

лет
Неудобный рабочий график 69 63 60 50 49 Значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию детей 65 62 52 55 41 Личные 57 52 40 45 31 Распределение жилья 53 42 34 33 25 Распределение путевок в дома отдыха, санатории 53 43 35 36 28 Выполнение дополнительных объемов работы 50 41 30 32 24 Во-вторых, чаще всего причиной конфликтов у педагогов является неудобный график работы и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию. Нередко бывают конфликты на почве личной неприязни.
В-третьих, особенно важно, как часто происходят конфликты между педагогами, — это зависит от профессиональных и индивидуальных качеств. Так, конфликты из-за графика сокращаются по мере увеличения педагогического стажа — от 3-х до 30 лет в 1,4 раза. Устранение этих причин во многом зависит от администрации дошкольного учреждения. Характер и особенности конфликтов у педагогов обусловлены тем, с кем из окружающих сталкиваются интересы или возникают противоречия. Выявлены следующие мнения педагогов о том, кто чаще является их оппонентом в конфликте: 1. администрация — педагог — 35,5%; 2. администрация — обслуживающий персонал — 7,5%; 3. конфликт между педагогами — 15%; 4. молодые педагоги—педагоги со стажем — 7,5%; 5. педагог— ребенок — 24,8%; 6. педагог— родитель — 14,3% . Результаты исследования А.С. Гусевой показывают, что, по мнению педагогов чаще все конфликты у них случаются с администрацией дошкольного учреждения . Столкновения «по вертикали», т. е. конфликты между начальниками и подчиненными, обычно составляют около 78% от общего количества конфликтов в коллективе. Чаще всего интересы педагогов сталкиваются с интересами заведующей или старшим воспитателем. Это естественно. Ведь именно с ними педагог обычно решает важные для него вопросы. Следовательно, именно к таким конфликтам должен быть в первую очередь готов педагог. Отвечая на вопрос: «Что главное в вашей работе?» педагоги дали следующие ответы: -материальное обеспечение — 54%; -свобода, независимость в профессиональной деятельности — 36%; -уважение окружающих — 31,5%; -большой отпуск — 19,5%; -хорошие отношения с администрацией, коллегами, родителями — 65,3%; -возможность саморазвития, самореализации — 22,5% . Эти данные показывают, что педагоги почти в два раза чаще называют главными «хорошие отношения с окружающими» и «уважение с их стороны»
(в сумме 96,8%), чем «материальное обеспечение» (54%). И это не удивительно: здоровый социально-психологический климат в педагогическом коллективе для педагога не менее важен, чем хорошая зарплата. Педагоги отрицательно относятся к конфликтам, по возможности стремятся обходиться без них, оценивают конфликт как деструктивное явление в жизни дошкольного учреждения. Это нормальная оценка нормальных людей, понимающих, что конфликты чаще мешают делу, чем помогают. Ярко выраженное негативное отношение к конфликтам, однако, не является препятствием к межличностным столкновениям между педагогами. Таким образом, особенности конфликтов в коллективах дошкольных учреждений обусловлены причинами, их вызвавшими. Без знания причин трудно понять механизмы развития и завершения конфликтов, а самое главное — заниматься их профилактикой. Ведь профилактика — это устранение условий и факторов, вызывающих конфликты, управление причинами, их порождающими.