"Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций как основа повышения эффективности профессионального образования"

Автор: Бахтина Марина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Таймырский колледж"
Населённый пункт: город Дудинка, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций как основа повышения эффективности профессионального образования"
Дата публикации: 09.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Бахтина Марина Николаевна, методист, преподаватель Г. Дудинка, Красноярский край КГБПОУ «Таймырский колледж»
Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций как

основа повышения эффективности профессионального образования
Ежегодно на базе КГБПОУ «Таймырский колледж» проводится Международная научно-практическая конференция «ПРОФИ» при содействии Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Министерства образования Красноярского края, Министерства сельского хозяйства Красноярского края, МОО «Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края», Международной организации « BEBO» («За возрождение оленеводства»), ФГБУ «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства и экологии Арктики», некоммерческого партнерства «Союз оленеводов Росси». На конференции ПРОФИ-2016 была актуализирована проблема сетевой кооперации по развитию циркумполярной Арктики: бизнес-власть-образование. Необходимым условием развития инновационной экономики Арктики является модернизация системы профессионального образования, составляющего основу подготовки квалифицированных специалистов. Но одно дело наблюдать со стороны за процессом развития, и совсем другое – быть участником инновационных преобразований. Следовательно, главным ориентиром современного профессионального образования Таймырского Долгано-Ненецкого района стала подготовка специалистов в соответствии с международными стандартами WorldSkills. В рамках конференции педагогическим коллективом колледжа была разработана Модель сетевого взаимодействия « AS-JS-KS» как основы повышения эффективности профессионального образования. Практико- ориентированный подход – неотъемлемая часть реализации данной Модели. Сетевое взаимодействие как инновационная технология позволяет образовательным организациям активно инициировать идеи и динамично развиваться. В условиях сетевого взаимодействия происходит распространение лучших практик, диалог между различными производственными и образовательными структурами, накопление опыта, все это находит место в системе образования в целом. Являясь центром сети, Таймырский колледж использует свой ресурсный потенциал в организации Международной конференции и ряда мероприятий, проводимых в её рамках, осуществляет качественное методическое и консультативное сопровождение образовательных организаций. Модель сетевого взаимодействия « AS-JS-KS» как основа повышения эффективности профессионального образования состоит из комплекса конкурсных Программ профессионального мастерства « Arctikskills» и ранней
профессионализации « Juniorskills», « Kidskills» на основе практико- ориентированного обучения. В рамках каждой программы разработан кейс заданий по всем возрастным группам, согласно международным требованиям, согласован образовательными организациями Таймыра, Эвенкии, Республики Саха (Якутия), Туруханского района - участниками конкурсов и работодателями. Сегодня мы имеем опыт проведения регионального отборочного конкурса профессионального мастерства « ArctikSkills», где студенты демонстрируют своё мастерство по различным профессиональным компетенциям, востребованным на ранке труда Арктического Севера и РФ, отрабатывая навыки для активного вхождения в Национальный Чемпионат WS. Такая целенаправленная подготовка студентов в отдаленных территориях достаточно эффективна и дает хороший стимул для участия на более высоком уровне. Развивая преемственные связи и решая проблему ранней профессионализации, наряду с конкурсом профессионального мастерства «ArctikSkills», мы разработали кейс заданий для детей дошкольного и школьного возраста «KidSkills» и «JuniorSkills». Технологический процесс во всех возрастных группах отслеживается экспертами со стороны работодателей, в конкурсах с дошкольниками и младшими школьниками экспертами являются студенты. Для каждой возрастной категории и профессиональной компетенции разработаны оценочные листы, в которые заносятся результаты выполнения определенного технологического этапа по бальной системе. В колледже творческой группой педагогов разработаны для каждой возрастной категории логотипы, которые находят отражение в сертификатах и дипломах участников соревнований, а также призах. Намерения колледжа: 1. Организовать минилаборатории, мастерские для дошкольников и младших школьников на постоянно действующей основе. Таким образом, мы достигнем высокого уровня осведомленности детей в области современных профессий и специальностей, развития ранней профессионализации. Отработка профессиональных компетенций будет происходить по согласованному заинтересованными сторонами тематическому планированию. 2. Проводить уроки технологии для обучающихся 5-9 классов на базе производственных мастерских колледжа (опыт имеется), оснащая их современным обрудованием.. 3. Производить культурный международный обмен студентов для прохождения стажировки в других образовательных организациях Арктического Севера, включая международное сообщество.

Содержательные компоненты

модели сетевого взаимодействия

«AS-JS-KS» как основы повышения эффективности

профессионального образования
Таблица 1
Содержательный

компонент

Arctikskills

Juniorskill

Kidskills

Цели
Формирование ключевых компетенций востребованных на ранке труда Арктического Севера и РФ. Подготовка к участию в Чемпионате WS Профессиональное самоопределение; подготовка к реализации профессиональног о выбора. Включение дошкольников в практическую деятельность профессиональной направленности
Участники,

кол-во
Студенты колледжей Таймыра, Эвенкии, Якутии, Туруханского района 24 студента Школьники 5-9 классов образовательных школ Более 80 школьников Воспитанники дошкольных организаций; Школьники 1-4 классов Более 80 дошколят
Место

проведения
Производственны е мастерские ТК Спортивный зал ТК Спортивный зал ТК
Профессиональн

ые компетенции
Сестринское дело в терапии; Сестринское дело в терапии «Протяни руку помощи» ДПИ; ДПИ и народные промыслы «Шерстяные картины»; Изготовление элементов пояса с использованием долганского орнамента; ДПИ «Северное сияние» Панно «Сирень» Электромонтаж; Электромонтаж «Сборка Электромонтаж гирлянд
электросхем» Автомеханик; Автомеханик «Сборка узла агрегата» Автомеханик «Гонки по вертикали» Оленевод- механизатор; Поварское дело; Поварское дело «Приготовление бутербродов и канапе» Поварское дело «Оформление бисквитного коржа» Дошкольное образование; Дошкольное образование «Волшебные превращения» Монтаж конструкции из гипсокартона Изготовление молдинга «Юный Архитектор» Ветеринария «Слабое звено» Ветеринария «Колобок» Физическая культура «Быстрее, выше, сильнее» Парикмахерское искусство «Заплетай-ка» Парикмахерское искусство «Заплетай-ка» Экономика и бухгалтерский учет «Тренажер» Экономика и бухгалтерский учет «Семейный бюджет» Швея «Конструирование чертежа прямой юбки» Швея «Этнокукла» Штукатур Мозаичная штукатурка; Штукатур Мозаичная штукатурка; Преподавание в начальных классах «Рассударики» Социально- культурная Социально- культурная
деятельность «Проф БАТЛ» деятельность «Актерское искусство. Чтение стихов о весне»
Результат
6 победителей регионального уровня. Победители и призеры в каждой из возрастных категорий городского уровня. Учитывая современные ориентиры профессионального образования, мы определили перспективы Арктического будущего:  это рост доли выпускников, закончивших обучение по наиболее востребованным профессиям для работы в условиях Арктического Севера;  это рост доли студентов, участвующих и получивших высокие результаты в Чемпионатах WS (всероссийского и международного уровней);  это рост запросов высококвалифицированных выпускников работодателями  это активизация студенческих социально значимых инициатив, которые уже сегодня входят в разряд прогрессивных нововведений;  это практико-ориентированный подход в организации профориентационной работы с образовательными учреждениями (ДОУ, школы);  это сохранение традиций, культуры Севера посредством включения этнических компонентов в содержание ООП;  Это повышение самосознания коренных народов Севера в укреплении экономической составляющей традиционного природопользования.