"Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Автор: Колешня Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Буратино"
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: Конспект
Тема: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Дата публикации: 09.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект мастер-класса для родителей

в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей

раннего возраста посредством дидактических игр"

Цель:
познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях.
Задачи
: - дать представление о "дидактической игре" и о её целях; - показать различные виды дидактических игр, упражнений для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия ребенка. Ход мастер-класса: Уважаемые родители! Мы рады поприветствовать Вас на нашем мастер-классе! Мы надеемся, что он не оставит Вас равнодушными и Вы узнаете для себя много нового и интересного. Коротко о теории. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал интересным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Изготовленная руками воспитателя, игра позволяет ребенку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов. Для предстоящей деятельности мы проведем с Вами небольшую разминку для наших пальчиков, которая так нравится Вашим детям.
Игра: "Приветствие"
Цель игры: способствовать развитию мелкой моторики, помогать усвоить названия пальцев рук. Большим пальчиком поочередно касайтесь остальных пальцев. При этом приговаривайте: «Здравствуй, пальчик указательный, здравствуй, пальчик средний...» Сложите пальцы обеих рук в колечки и поднесите их к глазам.
"Игра с Ежиком"
(с использованием массажных мячиков). Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое) Помассируем бока. (катаем между ладошек) «Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
Игра: "Человечек"
«Ходите» по столу указательным и средним пальцем, напевая песенку: «Топ, топ — топает малыш». Ускоряйте и замедляйте движение.
В игре можно предложить пальчикам малыша «прогуляться» вместе с Вашими. Чтобы было веселее, поиграйте в догонялки. Пускай пальчики ребенка убегают, а вы будете догонять. И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки и все игры сделать своими руками. Игры на развитие слухового восприятия.
1.Дидактическое упражнение

«Найди конфетки, одинаковые по звучанию».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков Материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др. Ход игры: предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково. - Как гремит эта баночка? (тихо) - Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят). - А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат. И т. д., пока не будут найдены все пары.
2. Дидактическое упражнение «Угадай, где позвонили».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве. Материал: баночки от фотоплёнки с различными видами круп, обклеенные самоклеящейся плёнкой, шарф. Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление. Лучше взять баночки с разными наполнителями, можно было уловить тихий звук (если баночка наполнена манкой), громкий звук (если наполнитель-рис) и очень громкий звук (если наполнитель-фасоль). Игры на развитие тактильных ощущений
Тактильные карточки.
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка. Материал: набор карточек с различными поверхностями (наждачная бумага, губка для мытья посуды (обе стороны - жесткая и мягкая), гофрированный картон, фольга, колючая часть липучки и др.) в двойном экземпляре, набор железных крышек от детского питания с такими же поверхностями, так же в двойном экземпляре. Описание игры: Предлагается найти пару каждому типу поверхности; Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый); Предлагается угадать материал при ощупывании предложенной карточки под покрывалом; Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой). Игры на развитие зрительного восприятия.
1. Дидактическая игра "Собери бусы"
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем
сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов. Материал: карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки. (Ниточки с бусами предлагаются в различных вариантах). Описание игры: Игровая ситуация: у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку. В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
2. Дидактическая игра: "Угостим кукол".
Цель: учить сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук. Материал: крупные бусины трех цветов. Описание игры: Предлагается сложить в коробку бусинки трех цветов. Необходимо придумать угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложить разложить их по трем тарелочкам. Предложить перекладывать по одной бусинке. При этом показывается, как брать бусины тремя пальцами.
3. Дидактическая игра: "Разноцветный кубик"
Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей. Материал: кубик, на каждой грани которого один цвет и горлышко с крышкой. На крышке приклеен соответствующий цвет. Описание игры: сначала предлагается рассмотреть кубик: открутить и завинтить крышки, вначале хаотично. Затем предлагается соотнести цвет на крышке с цветом на грани куба. Предлагается выложить крышки “паровозиком” на стол и выложить цвета “вагончиков”. После каждому из "вагончиков" необходимо найти нужное “окошко” и закрыть его. Игры на развитие восприятия формы.
1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела). Описание игры: положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.
2. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук. Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур. Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же. Игры на развитие восприятия размера.
Дидактическая игра: «Разложи по размеру»
Цель: учить соотносить предметы по величине. Описание игры: По просьбе педагога нужно разложить по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др. Итак, сегодня мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! Памятка для родителей Развивающие игры с пуговицами. Игры с пуговицами отлично развивают: - мелкую моторику и тактильное восприятие; - зрительно-моторную координацию; - точность движений и внимание; - математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать); - эмоциональное и творческое развитие 1. Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц: разной фактуры, размера и цвета. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д. 2. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка. 3. Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице и при этом расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу. 4. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки (большую и маленькую): в большую коробочку он будет собирать большие пуговицы, соответственно в другую - маленькие. 5. Пуговичная мозаика. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например: синяя –белая –синяя -белая. Предложите ребенку продолжить закономерность. 6. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше.
Игра «Забавная змейка»
Цель: стимулирование тактильных рецепторов. Материал: пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Описание игры: предложить ребенку нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.
Игра «Больше - меньше»
Цель: учить ребенка различать предметы по размеру. Материал: прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера. Описание игры: сделать в банке три отверстия: маленькую, среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое.
Спасибо за внимание!!!