"Формирование здоровьесберегающего пространства в ДОУ".

Автор: Лисицина Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 10 "Малыш"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здоровьесберегающего пространства в ДОУ".
Дата публикации: 09.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование здоровьесберегающего пространства в ДОУ.
М. Г. Лисицина, воспитатель МБДОУ № 10 «Малыш» В.Ф. Фирсанова, воспитатель МБДОУ № 10«Малыш» Здоровье определяет благополучие государства, его духовное и экономическое развитие, уровень всех сфер человеческого бытия. Здоровье самых ма леньких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечело веческой, глобальной, планетарной. Ведь от состояния здоровья зависят качест во и продолжительность его жизни. Формирование жизнеспособного подрас тающего поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Не случайно по новым стандартам ФГОС направление по физическому развитию названо пер вым и предполагает работу, направленную на развитие физических качеств, формирование сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Ежедневная организация жизни и деятельности детей должна строиться в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей, социального заказа родителей, предусматривая личностно- ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности. Особое внимание уделено осуществлению инди видуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Описывая интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, подчеркивают, что это физически развитый, овладевший ос новными культурно-гигиеническими навыками ребенок. У ребенка сформиро ваны основные физические качества и потребность в двигательной активности, он соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Стараясь дать ребенку как можно больший объем знаний и умений на завтрашний день, педагоги и родители, часто не учитывают их
интересы и воз можности сегодня. Профессор Балинский И.М. писал, что раннее и чрезмерное напряжение умственных способностей препятствует надлежащему физическо му развитию организма, составляет начало душевной и телесной его слабости в будущем, а, следовательно, и наклонностей к заболеванию. Поэтому особенно актуальной стала проблема использования здоровьесберегающих образовательных технологий, органично сочетающих обучение с укреплением здоровья детей, возбуждающих желание и естественную потребность заниматься физической культурой. Важнейшим направлением оздоровительной работы в современных до школьных образовательных учреждениях должна стать развивающая педаго гика оздоровления. Развивающая педагогика оздоровления рассматривает поня тия здорового ребенка как целостный телесно-духовный организм, идеальный эталон и практически достигаемая норма детского развития. Поэтому одним из важнейших компонентов, сберегающих детское здоровье, должна стать разнообразная организация образовательного процесса, пре жде всего, соблюдение возрастных регламентов периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Педагогика оздоровления предусматривает психологопедагогический мониторинг эффективности организации образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья детей, наблюдение за функциональным состоянием детей и состоянием их здоровья. Основной целью психолого-педагогического мониторинга является коррекция образовательной и оздоровительной деятельности, условий среды учре ждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на раз витие детей. Мониторинг способствует повышению качества образовательной и оздо ровительной деятельности учреждения. Мониторинг можно охарактеризовать как путь к точности при оценке деятельности. Объектами исследования при организации развивающей педагогики оздоровления должны быть: нервно- психическое и
физическое развитие детей, психоэмоциональное состояние, адаптация детей к условиям жизни в дошкольном учреждении, развитие лич ности ребенка, влияние создаваемой в образовательном учреждении социо - культурной среды на развитие ребенка и его психологическое благополучие, физкультурно-оздоровительная деятельность и ее влияние на развитие физических качеств и физической готовности детей. Приоритетными направлениями по реализации основных целей здоровьесберегающей деятельности нашего образовательного учреждения являются; сохранение и укрепление здоровья дошкольников, создание оптимальных ус ловий для воспитания здорового ребенка, учитывая все факторы, влияющие на его здоровье, развитие здоровьеохранной компетентности дошкольников формирование у детей представлений о способах поддержания здоровья, развитие умений и привычек здорового образа жизни. Основываясь на концепции доктора медицинских наук, профессора Ю.Ф. Змановского, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного, доктора медицинских наук М.Л. Лазарева, мы пришли к выводу о целесообразности корен ного изменения подходов к организации оздоровительной работы. В результате проектной деятельности нами намечены пути построения здоровьесберегающе го пространства развития ребенка: формирование мотивации здоровья, воспитание в детях и родителях привычки к здоровому образу жизни; оптимальная организация образовательного процесса в течение дня и не дели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастно- психологических особенностей детей, исключающая допущение перегрузок детей; разработка режима дня, предусматривающего рациональную организацию двигательной активности детей, всех видов оздоровительной работы; разработка системы эффективного закаливания, психогигиены и психокоррекции;
обеспечение рационального питания; создание службы по коррекции физического, психического, интеллектуального, речевого развития детей; отработка системы мероприятий по предупреждению детских заболеваний; внедрение в работу гибкого режима, обеспечивающего дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку. Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно - оздоровительные программы в работу именно дошкольного учреждения, поскольку в этот пери од у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Кроме того, в дошкольном периоде детства отмечается более тесная связь с семьей и воспитателем, чем в школьный период. Поэтому через органи зацию целенаправленной оздоровительной работы с дошкольниками появ ляется возможность воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Исходя из вышеизложенного работа по формированию здоровья, позволяющая сотрудничать между собой педагогам, врачам, родителям и детям, вос питывая в детях чувство ответственности за свое здоровье, должна стать приоритетной в дошкольных образовательных учреждениях. Используемая литература: 1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. 2. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с. 3. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5 4. Любимская С. В. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ «Управление ДОУ» № 1–2011г.
5. Хомич Е. С. Здоровьесберегающее пространство ДОУ с учетом ФГОС // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 234-236.