"Ключ к установлению отношений с подростком"

Автор: Рудковская Татьяна Витальевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ №40"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Ключ к установлению отношений с подростком"
Дата публикации: 09.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ключ к установлению отношений с подростком Рудковская Татьяна Витальевна, учитель МБОУ «СШ №40», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО-Югра, 2016 г. Жизнь на Земле дарит человеку возможность приобретения многопланового опыта. Складывается жизнь по-разному. Немаловажное значение приобретает не столько накопление опыта в жизни, как умение анализировать возникающие ситуации и результаты предпринятых решений. Найти правильный выход из жизненной ситуации не всегда под силу даже взрослому. А как обстоят дела в мире подростков? Всегда ли дети пребывают в безоблачном детстве? Предсказуем ли переход в подростковый период по туннелю счастья? Какие вопросы волнуют детей и взрослых людей, преодолевающих ступени переходов? Какие трудности возникают на пути? Как разрешить проблемы с наименьшими затратами жизненных сил? Сталкиваясь с воспитанием детей, взрослые встречаются с рядом проблем, на которые не сразу проявляют действенную реакцию, пускают происходящее на самотёк. Проблемы накапливаются и усложняют нашу жизнь. Чем позднее мы прибегнем к их рассмотрению, тем сложнее будет поиск их устранения. Попытаться найти «корень зла» и есть наша задача. Главные истоки кроются в налаживании отношений. Хотя сделать это предоставляется немало возможностей, люди откладывают его начало на неопределённый период, до проявления стойких негативных явлений, отрицательно сказывающихся в повседневной жизни. Три самых главных формирующих центра отношений на земле, на мой взгляд, являются: дом, школа, улица, работа. Это эпицентры зарождения, развития и совершенствования норм, согласующихся или же противостоящих нормам, принятым в обществе, оказывающих непосредственное влияние на само общество, уровень его культуры и взаимообусловленности. Общество – не абстрактное понятие. Оно рождено землянами в результате совместной человеческой деятельности, вплотную связано с пониманием сущности построения отношений в целом. Взрослые люди влияют на своё окружение в силу принятых ими ценностей, осуществляя их передачу молодому поколению через повседневное трансформирование в быту, в кругу близких людей, в общественной среде, то есть, в социуме. Ни у кого из мира образованных людей не возникает сомнения, что источником воспитания моральных и культурных устоев, является семья, самая маленькая, но, тем не менее, весомая ячейка 1
общества. Если родители ведут недостойный образ жизни, зависимы от алкоголя, табачных изделий, наркотических средств, устраивают дома дебоши, пьяные разборки, без учёта душевного состояния семьи, их проблем, спокойствия, не стоит надеяться на хорошие результаты воспитания детей. Даже в силу страстного желания добиться идеальных результатов воспитания словами, в адрес подростков, нравоучениями, наказаниями, лишениями возможности заниматься любимым делом, родители рискуют получить в итоге другие результаты. Отец семейства, безразлично занимающий место у экрана телевизора с тарелкой в руках, и просиживающий часами за просмотром новостей, или спортивных передач, также не станет достойным примером своему ребёнку, как бы он не объяснял свои действия. Усталость матери на работе, рьяное увлечение своим хобби, не даёт повода безучастно относиться к своим детям, если вы хотите получить любящего сына, дочь и граждан государства, о котором тайно мечтаете. Работая в школе учителем в течение многих лет, мне пришлось увидеть последствия многих недостатков воспитания детей в семье. Когда конкретные недочёты семейных отношений проявляются в кругу семьи, они, в основном, сказываются на внутрисемейных отношениях. Но, сливаясь воедино, переплетаясь в многочисленных проявлениях школьных отношений, эти незримые нитевидные сплетения образуют тысячи новых, непредсказуемых ситуаций, требующих детального и серьёзного рассмотрения и корректировки, нуждаются в особом внимании и участии школы, усилиях психологической службы в поисках причин неадекватного поведения подростков. Жизнь в большом коллективе имеет свои особенности, правила. Только от того, как поведёт себя человек в социуме, насколько проявит такт, способность к взаимопониманию, сложатся его отношения в коллективе сверстников и взрослых. Предстоит нелёгкая задача – научиться уважению к людям. «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами…», по словам Конфуция, нелёгкая задача. Человек создаёт судьбу сам, своими деяниями. Знания обогащают кругозор, позволяют сформировать духовный мир, в силу чего, работая над формированием своего «Я», человек поведёт себя во взрослый мир собственной жизни. Желания формируют идеал, направляют по курсу мечты. Закаляя волю, анализируя продвижение к цели, человек намечает очередные задачи, которые станут маяками и не позволят сбиться с пути. Но на жизненном пути встречаются преграды. Даже на современных яхтах парусами нужно управлять. Счастье куётся удачей, разумом и усилиями, умением ориентироваться в сложившейся обстановке; способностью вовремя сказать: «Нет!» манящим соблазнам, прогнозируя последствия предполагаемых событий, скорректировать предстоящие действия с целью достижения положительного результата на пути реализации цели своей мечты. Всё это желательно иметь в запасе. Но это и не приходит само по себе. Его основам нужно научиться. Истоки закладываются в семье. От того, насколько серьёзно родители относятся к проблеме воспитания своих детей, зависит обычная атмосфера семейных взаимоотношений. Прежде чем начать воспитывать детей, нужно исследовать и воспитать себя, постоянно работать над искоренением своих недостатков, дурных привычек, проявлять волю и усилия к налаживанию простых, понятных отношений на основе дружеского, терпимого отношения к членам семьи. Очень важно научиться обсуждению проблем в 2
непринуждённых беседах; интересоваться результатами достижений каждого члена семьи, обсуждать удачи и неудачи. Ласковая улыбка, слова поддержки за столом, во время совместного ужина, не смогут не дать положительную реакцию в семейных отношениях. Организация совместного отдыха на природе, поход в театр, кино, поездка с целью увидеть места славы района или новые достопримечательности города, поделиться историей своих прославленных предков, воинов, служивших родному Отечеству - всё это формирует образ семьи, проявляет её ценности, вырабатывает традиции и обычаи. Отношения должны быть понятны, приближены к эталону, принятому в семье. Некоторые великие мыслители и педагоги советуют не воспитывать детей специально, так как дети впитывают в себя реальные отношения между родителями и членами семьи на выработанных условиях. Они являются зеркальным отражением всего, что олицетворяет и характеризует семью, хотят этого родители или не хотят. Нет семей похожих. Каждая особенна по-своему. Но есть семьи счастливые, а некоторые полны недоразумений в отношениях или являются пристанищем бед. Нельзя учить детей тому, чего не достиг сам. Ребёнка не обмануть. Он видит и чувствует мораль семьи, делая для себя определённые выводы, не всегда выражаемые в формах, предпочитаемых родителями. Порою, проявление резкости, бестактности не являются свойствами дерзости и невежества. Это может быть связано с наличием проблем, плохого настроения, болезни, с отношениями в коллективе окружения. Желательно обсудить в спокойном тоне всплывшую ситуацию и выявить источники проблемы, не считать, что она самоустранится без вашего вмешательства. Школьные оценки – весьма регулируемый процесс. Этот вопрос всегда решаем. Родителям на помощь в любую минуту придут опытные учителя и помогут изменить ситуацию. Главное – своевременное решение возникшей проблемы. Трудно живётся в семье, где не складывается взаимопонимание и доверительные отношения. Нельзя оставлять один на один с неразрешённой проблемой своего подрастающего ребёнка. Иногда течение моды, или статус родителей может нежелательно сказываться на отношениях в семье. Дети не признают своих родителей только из-за того, что они не могут покупать своим детям модную одежду, сами одеваются в старомодные вещи, не нажили красивый дом, квартиру, машину, не могут дать определённую сумму на карманные расходы, не понимают и не признают их увлечений. Ситуация вполне разрешима при объяснении причин и проявлении обоюдной терпимости к временно сложившейся ситуации. Привлечение школьников к совместному распределению бюджета, участию в бытовых обязанностях , проявление участия в нелёгких ситуациях поможет ребёнку яснее понять положение своей семьи, учесть родительский труд, или ситуацию, когда в доме есть больной человек, которому требуется постоянный уход и внимание. Интерес к временному увлечению детьми современными группами, музыкой так же не станет камнем преткновения, если родители поучаствуют в поиске истории возникновения групп, их ритуалов и обрядов, разъяснят ребёнку не только положительные, но и отрицательные стороны бездумного идеализирования какого-то модного явления, проявления фанатизма в определённом увлечении. Специальные атрибуты новоявленных групп связаны с формой одежды, цветом,манерами, причёской и т.д. Не у всех складывается одинаковое отношение к рок-певцам, отдельным известным актёрам, спортсменам, художникам, так как интересы людей разнятся. Нужно быть 3
готовым к проявлениям недовольства и непредвиденной реакции со стороны фанатов и обычных людей. Так, например, спортивные фанаты, при поражении своей команды, устраивают погромы на стадионах, в городе. Они могут забрасывать машины и квартиры бутылками с горючей смесью, разбрасывать скамьи на стадионах, чинить побоища, громить магазины. Это уголовно наказуемые действия в любом правовом обществе. Один из философов, Эпиктет, советовал: «Учитесь быть снисходительными, учитесь любить людей, учитесь прежде давать, а не брать, и будете счастливы». Родителям не стоит требовать от своих детей неукоснительного выполнения родительских наказов и уважения к себе. Не нужно делать из своих детей кумиров и возводить их на пьедестал, за любое хорошее дело награждать ребёнка крупной суммой денег на удовлетворение его нужд. Ребёнок принимает дары как должное и превращается в потребителя. Следует научиться понимать своего ребёнка, принимать его позицию, давать свободное пространство для предпринятых им действий, а свои требования выражать в приемлемой ребёнком форме. Важно, чтобы ребёнок понимал, что вы от него хотите и зачем. Родители сами не обращают внимания, в каком тоне и в какой форме разговаривают со своими детьми. Часто, сказанное на ходу ребёнок не слышит: «Оденься теплее, холодно.», «Где ты был?», «Уроки сделал? Нет? Почему? Никуда не пойдёшь, пока не сделаешь», «Когда вернёшься?», «Ты ел?», «Вернись. Я не разрешал тебе уходить». Можно сказать то же с выражением беспокойства о здоровье своего ребёнка, о вашей ответственности за его жизнь; о волнении за то, что ребёнок не успеет выполнить своё домашнее задание из-за игры в хоккей до позднего вечера, а завтра сам будет переживать, что не готов к уроку. Начинать словами: «Мне было бы интересно узнать о…», Мне было бы приятно увидеть, что…», «Для меня очень важно услышать о тебе…», «Я беспокоюсь о тебе, так как…» и т.д., значит, иметь возможность быть услышанным ребёнком. Ребёнок взрослеет. У него появляется своё отношение к происходящему, своё мнение. Он критически оценивает действия и поступки окружающих. Родителям просто необходимо учитывать данный момент, чтобы не оттолкнуть ребёнка, не ожесточить. Самое главное, чтобы ребёнок не замкнулся в себе, не концентрировал внимание на своих переживаниях и безысходности положения, смог довериться вам в трудную минуту своей жизни. Внимательное отношение к проблемам своих детей, умение предложить ненавязчивую помощь, выказать свою поддержку и понимание трудностей, непременно скажется на отношениях в семье, придаст уверенность ребёнку. Дети будут знать, что неразрешимых проблем не бывает. По крайней мере, попытаться совместно разрешить их, просто необходимо. Тёплые, доверительные отношения в семье, открытость помогут избежать непонимания между членами семьи, будут способствовать укреплению отношений. Предоставив ребёнку самостоятельное решение проблем, родителям не следует устраняться. Они всегда рядом с ребёнком и всегда готовы оказать посильную помощь. Чувствуя безразличие родителей к возникающим детским проблемам, ребёнок найдёт сверстников, которые его «поймут и подскажут». Последствия могут оказаться непредсказуемыми. Чаще всего, дети приобщаются к спиртному, слабым наркотическим средствам, надеясь на лучший исход. Они идут к «дворовым» лидерам, объединениям подростков, непонятых близкими людьми. Это всегда группа подростков, возглавляемая 4
более сильным, опытным, старшим или смелым подростком, устанавливающим свои правила поведения и отношений. Нарушение требований к нормам морали, совершение непристойных поступков в отношении сверстников и других людей, попустительство взрослых, могут привести к плохим последствиям в таких группах. Вновь присоединившийся к ним подросток готов терпеть давление и насилие в группе, чтобы показать родителям, что может обойтись и без них. Следование кумиру – частое явление у подрастающего поколения. Родителям не помешает бдительность в наблюдении за компанией, с которой их дети проводят свободное время. Побоями и окриками такие ситуации не разрешаются. Нужна мудрость. Несколько советов родителям:  любите своих детей, будьте для них хорошим примером;  принимайте решение о форме поведения по отношению к ребёнку, выслушав его;  не спешите наказать ребёнка, выясните мотивы произошедшего;  интересуйтесь психологическими и возрастными поведенческими нормами и реакцией на основные жизненные ситуации детей подросткового возраста; выдвигайте требования в соответствии с положением;  будьте терпеливы и сдержанны, не выражайте резких эмоций, не кричите на детей;  учитывайте, что назидательный тон не всегда терпимо воспринимается ребёнком подросткового возраста;  не принуждайте вашего ребёнка к сиюминутным обещаниям впредь так не поступать, дайте ему время на размышление, анализ и оценку ситуации;  не меняйте резко гнев на милость, придерживайтесь намеченной линии поведения, не объясняйте происшедшее за ребёнка;  всегда интересуйтесь школьными делами и успехами подростков;  контролируйте общение с друзьями, интересуйтесь их общими увлечениями;  организовывайте семейные походы, отдых на природе, наблюдайте за природой местного края в лесу, поле; учите правилам экологии на природе;  контролируйте время нахождения ребёнка у компьютера и телевизора, интересуйтесь направленностью компьютерных игр, предлагайте развивающие игры, соответствующие возрасту;  привлекайте ребёнка к занятию спортом с учётом его интересов;  не навязывайте своих решений, умейте с уважением отнестись к выбору ребёнка;  ознакомьте ребёнка со своей профессией, организуйте экскурсию с его товарищами в музей, галерею;  приучайте ребёнка к повседневным хозяйственным делам, просите помочь, интересуйтесь мнением ребёнка относительно какого-то приспособления в хозяйственных нуждах; он поймёт важность своего участия в общем деле;  устраивайте с детьми семейные праздники;  проявляйте заботу и внимание к старшему поколению вашей семьи, просите о помощи им со стороны детей;  вместе читайте, ходите в кино, смотрите передачи и любимые мультфильмы совместно с детьми, говорите о героях, их действиях, проявляйте интерес к детской оценке событий; 5
 приглашайте друзей и товарищей своих детей на дни рождения своих детей, учите детей принимать участие в составлении приглашений, в оформлении праздничного стола, в составлении сценария праздников;  не балуйте своих детей; не делайте за них то, что они могут сделать сами;  держите слово, данное вами;  воспитывайте самостоятельность и ответственность в своих детях. Вспомним русскую пословицу: «Что посеешь, то и пожнёшь». Немало труда придётся положить в воспитание. Но «Без труда не вытянешь и рыбки из пруда». Мы все об этом знаем. Успехов! Будьте счастливы в своих семьях. Не упускайте из вида жизнь своих подростков. Будьте для них опорой и надеждой. Возможно, они заменят вас в вашей старости. Используемая литература: 1. И Мезенцева. Что делать с этими невыносимыми родителями? Что делать с этими невыносимыми подростками?// Семья и школа, 1995, номер 1. 2. Ошибки родителей// Перевод с итал.,М.: Прогресс, 1993. 3. Семь замечаний, которые не стоит делать детям// Семья и школа, 1996, номер 5. 4. Л.А. Егорова, ,Родительские собрания. 9 класс, М., «ВАКО», 2009 г. 5. М.А. Алоева, В.Е. Бейсова, Настольная книга классного руководителя, Ростов-на- Дону, Феникс, 2005 г. 6. В.Н. Зубков, Школа здравомыслия или уроки мудрых, как жить достойно. Афоризмы и мысли выдающихся людей, М., Астрель, 2007 г. 6