"О нравственных ценностях на уроках"

Автор: Евстафьева Надежда Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова Шумерлинского района Чувашской Республики
Населённый пункт: село Ходары
Наименование материала: статья
Тема: "О нравственных ценностях на уроках"
Дата публикации: 09.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


О нравственных ценностях на уроках «Основы православной культуры»
«Итак во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди так поступайте и вы с ними; ибо в этом и закон и пророки»
Мы живем в стране, которая сформирована православной культурой.
Образовательные стандарты нового поколения направлены на обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, на овладение ими духовных ценностей и культуры народов России. В связи с этим введен в учебный процесс общеобразовательных школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим, воспитывает толерантность и патриотизм. Цель курса – помочь нашим школьникам вырасти честными, трудолюбивыми и ответственными, почтительными к родителям, любящими свою Родину. Наша Россия создана трудами и подвигами множества поколений православного русского народа и опора на Православие, отечественные традиции и культуру дает возможность для формирования правильных ориентиров процессах образования подрастающего поколения. Из шести модулей курс «Основы православной культуры» в полной мере способствует духовно- нравственному воспитанию школьников, так как православная культура— это мораль и нравственность. Православная культура - это образ жизни, система ценностей, устные традиции, нормы и правила общения и поведения, вера, обычаи и обряды.
Православная культура — это, прежде всего, умение защищать свою Родину.
Задача учителя на уроках ОПК - сформировать культуру ребенка и научить уважительно относиться к культурам и религиям и других народов, первоначальное представление об определенной духовной традиции. Познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям, сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов и на основе каких ценностей должен жить нравственный человек. Успех преподавания этого курса, как никакого другого, зависит от личности учителя. Мы понимаем, что педагог должен прежде всего сам стремиться к собственному духовному росту, поэтому прошли курсы повышения квалификации, принимали участие в работе круглых столов, семинаров, посещали и уроки коллег. Ну и конечно, кульминационным моментом была встреча с автором учебника «Основы православной культуры» А.Кураевым.

Предмет «Основы православной культуры» включает в себя обучение, воспитание и

обучение каждого ученика
: это знания об истории формирования православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании. Это воспитание уважения к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения . Это развитие творческих способностей и общее культурное развитие на основе отечественных традиций и знаний об основах православной культуры. В нашей школе накоплен богатый материал по православной культуре. Учащиеся принимают активное участие на очных и дистанционных конкурсах и олимпиадах, успешно выступают на школьных и районных научно-практических конференциях с темами, связанными с православной культурой и христианскими заповедями. Неоценимы по своему содержанию
уроки

нравственности
: - Не осуждай других , - О прощении ближнего, - О любви к ближнему, - Милостыню надо творить тайно и т.д..
Православная культура — это архитектура.
Христианская нравственность - глубоко- сознательное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа Спасителя. Вера – основание для нравственности. На территории нашего села есть
церковь Покрова

Пресвятой Богородицы
. История церкви сложна и многогранна. Первая церковь была построена предположительно в середине 40-х годов 18 века, т.е. в 1745-1748 годах и она была деревянная. В 1806 году на средства прихожан построили каменную церковь, двухпрестольную Покрова Пресвятой Богородицы, Святых Петра и Павла. На церкви семь глав. Но с 1961 по 1981 годы Ходарская церковь не действовала как богослужебное учреждение. В середине 80-х годов 20 века верующие в Ходарах организовали «двадцатку» в поддержку открытия церкви. Они добились того, что им разрешили открыть церковь. Весной 1990 года Ходарская церковь вновь открылась для богослужения. В настоящее время священником в церкви является отец Алексей Чумерин. Наши деды и прадеды, будучи настоящими мастерами своего дела, при возведении храма трудились на совесть, это здание и по сей день поражает прихожан своей уникальной архитектурой и крепостью, украшая деревенскую местность. Это тоже можно назвать популяризацией
православной культуры. Ребята гордятся, что такую красавицу-церковь построили их прадеды. Весной 2014 года при церкви открылась Воскресная школа для детей близлежащих деревень, которые желают ближе познакомиться с православной культурой. По просьбе родителей сопровождают детей в церковной школе преподаватели предмета «Основы православной культуры» Евстафьева Н.М. и Шангеева А.А. Учителя, преподающие Основы православной культуры, тесно сотрудничают с Православной церковью. Неописуемы по содержанию и красоте совместно проведённые мероприятия «Пасха» и «День матери». Наш путь к Основам православной культуры только начинается. Мы сталкиваемся с определенными трудностями, которые решаем методом проб и ошибок. Трудности представляет отбор материала к урокам, отсутствие методической литературы, рабочих тетрадей. Определенная сложность - безоценочная система преподавания. Ведь дети привыкли к тому, чтобы их поощряли, и мы пробуем разные формы: символические подарки в виде календариков или картинок, похвальные записи в дневниках. Трудностей очень много, но мы видим и ощущаем то положительное, что несет данный курс. Мы рады тому, что этот урок с нетерпением ждут дети, что их глаза светятся добром и теплотой. У нас есть надежда, что мы заложим в них определенный жизненный стержень, без которого человек не может состояться как личность. Ведь не зря говорят, что строить будущее без нравственных основ, все равно, что строить дом без фундамента. Мы верим, что наши воспитанники вырастут добрыми и честными, трудолюбивыми и ответственными, почтительными к родителям, благородными к учителям, любящими свою Родину, стремящимися помочь тем, кто нуждается в помощи.