"Работа по профориентации в начальной школе"

Автор: Симакова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №3 "Центр развития образования"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа по профориентации в начальной школе"
Дата публикации: 04.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Работа по профориентации в начальной школе Дети, которые пришли в первый класс в начале тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно cебе представить. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Итак, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Проблеме профориентационной работы в нашей школе уделяется особое внимание в связи с участием в муниципальном эксперименте «Cодержательное наполнение образовательной среды многопрофильной школы.» Учитывая, что профильное обучение строится на прочной базе начального и основного общего образования, в школе разработана своя структура работы, которая охватывает в том числе и начальное звено. Выбор будущей профессии – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. Именно поэтому будет хорошо, если уже в начальной школе ребенок начнет задумываться над особенностями профессий, особенностями своего характера и над тем, каким образом в будущей жизни он сможет связать себя с той или иной профессией. Cистему профориентационной работы можно представить по следующим направлениям:  информационная работа;  элементы исследовательской деятельности;  социальная проба;
Основной задачей информационной работы является расширение словарного запаса учащихся, знакомство с разнообразием профессий в современном обществе и в старину и их краткими характеристиками. Это реализуется через  составление азбуки профессий;  посещение различных предприятий города и области; Основной задачей исследовательской деятельности является воспитание гордости за своих родственников, за их доблестный труд на благо Родины, познание себя частью большой трудовой династии. Это реализуется через  составление родословной с указанием профессий родственников;  изучение профессий и ремесел, которые были распространены среди жителей нашего края в старину; Основной задачей по направлению « социальная проба» является самореализация учащихся, познание определенных качеств своего характера. Это реализуется через  «ролевые игры»;  через инсценировки;  через самостоятельное распределение «специальностей» во время проведения различных классных коллективных дел; Большое внимание в профориентационной работе уделяется разным формам деятельности учащихся: работе в паре и в группе, что способствует развитию коммуникативных компетентностей. Итак, работа по профориентации в начальной школе направлена на  ориентацию в мире профессий;  формирование начальных профессиональных устремлений;  интеграцию образовательного процесса с социумом;  развитие коммуникативной культуры;  приобретение элементов исследовательских умений;  развитие познавательной активности;