"Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка".

Автор: Быстрицкая Надежда Александровна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: НОУ "Католическая гимназия"
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка".
Дата публикации: 10.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка. Иностранный язык в качестве школьного предмета довольно долгое время относился к третьестепенным. Отрадно, что реалии современности показали его значимость, это осознали методисты, учителя, дети и их родители. Почему же, окончив среднюю школу, большинство современных детей едва ли могут связать несколько слов на языке, который они изучали много лет? Быть может, причина в несовершенстве системы обучения иностранным языкам в массовой школе? Возможно, здесь имеются недостатки, которые пытаются устранить методисты и педагоги. Не секрет, что эффективность обучения иностранным языкам в нашей школе не на высоте. Педагогам давно понятно, что одним из основных факторов в изучении иностранного языка является мотивация учащихся. Многие методисты поднимали эту проблему в своих трудах, да и простые учителя, работающие «у станка» заинтересованы в этом вопросе. Нельзя чему-то учиться, не мотивируя свою деятельность. Должна быть побудительная причина для изучения определенной науки, т.е. мотив. Современная педагогическая наука утверждает, что качество выполнения деятельности и ее результаты зависят, прежде всего, от мотивации обучающегося. А что такое мотивация? Это побуждение к действию. Поэтому мотивация является как бы толчком к любой деятельности человека, в том числе и к познанию. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. По моему мнению, особенно остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков на средней ступени обучения. Конечно, путей повышения мотивации достаточно много и их необходимо изучать. Но в одной небольшой статье нельзя «объять необъятное», поэтому мне бы хотелось затронуть только один аспект этой проблемы. О чем пойдет речь, говорится ниже. Изучение языка в начальных классах чаще всего проходит в игровой форме, дети поют, разучивают рифмовки, играют и т.п. В старших классах мотивация принимает осознанные формы. Обучающиеся ориентируются на выбор профессии, понимают сознательно значение иностранного языка для своей будущей карьеры. А вот на средней ступени обучения немаловажно сформировать степень сознательности и мотивации к обучению. На этой ступени удержать интерес обучающихся к предмету гораздо сложнее.
Наличие интереса к предмету — важное условие для познавательной деятельности детей в процессе обучения. Поддержание интереса к предмету-это задача ложится на плечи учителя. В процессе обучения иностранному языку большую роль играет эмоциональная сторона речи. Сюда, как нельзя лучше, относятся песни и стихи. Но часто песни, входящие в УМК, оставляются на конец урока в качестве отдыха, или же используются как поощрение. Не секрет, что разучивание стихов и песен на языке чаще применяется во внеклассных мероприятиях, а не в учебном процессе. Экономим время и усилия на прохождение программного материала! Зачастую, если не хватает времени в учебном плане, песни, стихи просто «выбрасываются». А жаль, ведь этот вид работы достаточно серьезен. Грамматический материал песен и стихов доступен и систематизирован, что не утомляет учащихся, если бы они просто изучали теорию и способствует также одновременной работе над различными грамматическими правилами и усвоением новой лексики. Работа над песней или стихотворением развивает навыки аудирования и перевода, ведь в песне говорится о важных для любого человека событиях. Стихотворные и песенные тексты знакомят с новыми лексическими единицами, с фразеологическими оборотами изучаемого языка, т. е. выполняют коммуникативную функцию, знакомят с разговорным языком. Работа с песней на уроке иностранного языка помогает ученику понять, что язык ему нужен сейчас, а не когда-либо в будущем — ведь, как правило, дети проявляют интерес к современной иностранной музыке и текстам. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодии песен с частыми повторами помогает закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д. Приведу конкретный пример из своего опыта. Думаю, все учителя немецкого языка знают и используют на уроках простейшую для восприятия песню «Guten Tag!». Дети запоминают ее буквально с пары предъявлений и поют с удовольствием. В итоге, разучив данную песенку, младшие школьники к концу урока знают две формы приветствия на немецком языке, две формы прощания, могут задать вопрос «Как дела?», дать два варианта ответа на него и запоминают слово «спасибо». А если бы все эти слова давались не в веселой песенке, а в обычном предъявлении? Как быстро дети бы их запомнили? И,что характерно, школьники потом свободно используют их в диалогах. На уроке иностранного языка можно использовать песни и стихи, по возможности, на всех этапах учебного процесса. Они помогают более
прочно закреплять лексику и грамматику, с их помощью можно проводить фонетическую зарядку на уроке, это и вид отдыха, когда дети устали и прослушивание песни поможет им снять напряжение, восстановить силы. Все это способствует лучшему усвоению материала. В то же время песня дает возможность не только отдохнуть, но и помогает формировать фонетические, лексические и грамматические навыки. Почему же песенный текст запоминается достаточно легко и быстро? Все очень просто: там есть рифма, мелодия, повторы. Дети довольно быстро и, чаще всего, непроизвольно запоминают лексико-грамматические конструкции. Это ведет к повышению эффективности обучения. Конечно, стихи и песни должны быть доступны для понимания учащихся среднего звена, поднимать проблемы, интересующие детей. Песни и стихи на изучаемом языке содержат страноведческую информацию, знакомят с культурой, обычаями и традициями страны. Немаловажно то, что эти материалы расширяют лексический запас, демонстрируют произношение носителей языка. Дети узнают стилистику языка. Благодаря разучиванию стихов и песен, учащиеся углубляют и расширяют свои знания. В нашей гимназии немецкий язык изучается как второй иностранный, в этой ситуации еще сложнее поддерживать мотивацию. Если на изучение английского дети более-менее мотивированы, то со вторым языком это представляет определенные трудности. Исходя из своего опыта скажу, что эта проблема возникает опять же на средней ступени обучения. Именно здесь немаловажно поддержание интереса к предмету. Дети сравнивают лексико-грамматический состав языка, исходят из того, какой язык для них «легче». Привлечение внепрограммного материала, интересного обучающимся, а также знакомство, чтение, разучивание, анализ стихов и песен играет большую роль. Также в поддержании интереса и мотивации большое значение имеет внеклассная работа по предмету. Как же тут обойтись без стихов и песен! Мы стараемся к каждому празднику подготовить и то и другое. Ребята с желанием исполняли песню «Солнечный круг» на русском, английском, немецком, французском языках. Читали стихи на немецком на День Матери, 8 Марта, 23 февраля. Хорошо зарекомендовал себя, как форма внеклассной работы, например, конкурс скороговорок. Разминаем артикуляционный аппарат, произнося скороговорки на русском языке, затем переходим к немецким. Побеждает тот, кто произнес скороговорки правильнее и быстрее. Эта работа очень полезна тем, что позволяет работать над совершенствованием произношения. В подобных конкурсах ребята участвуют с удовольствием, а интерес-это побуждение к действию, т.е. мотив.
Также заслуживает внимания такая форма работы, как создание коллективных и индивидуальных проектов. Это неисчерпаемый источник повышения страноведческих и языковых знаний, простор для творчества и фантазии. В проектной работе могут участвовать дети различного уровня подготовки, и удачи их «окрыляют», позволяя не утрачивать интерес к изучаемому языку, а напротив, повышая мотивацию к его изучению. О внеурочной проектной деятельности рассказывается подробно в другой моей статье, поэтому дублировать не буду. Таким образом, использование песен, стихов, различные конкурсы на иностранном языке во время уроков и внеклассных мероприятий способствует повышению уровня мотивации к изучению этого языка.