Напоминание

"Изучение фенотипической изменчивости. Составление родословной"

Автор: Аксенова Светлана Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СПО НО "Нижегородский медицинский базовый колледж"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка практической работы по биологии
Тема: "Изучение фенотипической изменчивости. Составление родословной"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ГБОУ СПО НО «Нижегородский медицинский базовый колледж»

Дисциплина биология

Технологическая карта практического занятия
Тема Изучение фенотипической изменчивости. Изучение фенотипа своей семьи. Составление родословной Место проведения Кабинет биологии Продолжительность занятия 90 мин. Цели занятия 1) Изучить основы генеалогического метода генетики человека. 2) Изучить фенотип своей семьи и составление родословную Развитие: ОК2; ОК3; ОК8; ОК9; ОК13; ОК14 Знать: 1) Значение и суть генеалогического метода 2) Основы метода составления родословных схем Уметь: 1) Объяснить значение генеалогического метода для изучения генетики человека. 2) Составлять родословную схему, строить прогноз наследования признака. 3) По родословной схеме определять тип наследования признака.
Информационное обеспечение:
Основная литература: Биология:учебное пособие для мед. училищ. Под редакцией Н.В. Ярыгина. –М.: Высш.школа. 2008 Дополнительная литература: 1. Хелевин Н.В., Лобанов А.М., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике: учебное пособие. –М, «Высшая школа», 1994 2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.-М., «Мир и образование», 2005 Интернет – ресурсы:  - Ресурсы портала для общего образования  - "Российский общеобразовательный портал" - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Оснащение занятия:
Учебно-методическое обеспечение: Рабочая программа дисциплины биологии Технологическая карта практического занятия Приборы. муляжи - Раздаточный материал: 1) Методическое пособие к занятию (Приложение) - кол-во15шт 2) Карточки с задачами и родословными схемами - 15шт Подготовка студента к занятию
Ответить на вопросы:
1.В чем особенность изучения генетики человека как объекта исследований? 2. В чем сущность генеалогического метода? 3. Какие вы знаете методы изучения генетики человека?
Собрать:
материал по фенотипу своей семьи, родственников. Принести фотографии для изучения фенотипической изменчивости в семье. ПЛАН ЗАНЯТИЯ


п

п

Этапы

Время

(мин)

1

Организационный момент
3
2

Сообщение темы и целей обучения.
5
3

Контроль и оценка опорных знаний:
Фронтальный опрос по вопросам (домашняя работа): 1.В чем особенность изучения генетики человека как объекта исследований? 2. В 15
чем сущность генеалогического метода? 3. Какие вы знаете методы изучения генетики человека? Раскройте их суть. -оценка студентов по шкале (0-2б.)
4

Инструктаж преподавателя
3
5
Практическая работа (Приложение ) 1. Аудиторная работа студентов по выполнению заданий и оформление рабочей тетради 2. Контроль и оценка деятельности студентов по шкале (0-5б.) 50
6

Балльно-рейтинговая оценка студента за практическое занятие
Этапы оценки Оценка Шкала перевода Баллы
7 баллов-5
Возможные Полученные Контроль опорных знаний и умений
0-2

6 баллов-4
Практическая работа
0-5

5 баллов-3
Сумма баллов
4 балла и менее -2
5
7

Подведение итогов занятия. Рефлексия.
3
8

Постановка внеаудиторной самостоятельной работы
Домашнее задание к практическому занятию по теме «Изучение фенотипической изменчивости. Изучение фенотипа своей семьи. Составление родословной»
Перечень заданий и вопросов

Работа по источнику информации
1. Повторить тему «Уровни организации наследственного материала» Биология:учебное пособие для мед. училищ. Под редакцией Н.В. Ярыгина. –М.: Высш.школа. 2008 6
9

ВСЕГО:

ВСР:

ИТОГО

:
90 45 135 Приложение
Практическая работа по теме
Изучение фенотипической изменчивости. Изучение фенотипа своей семьи. Составление родословной
Образовательные результаты (цели занятия):
Развитие: - ОК2; ОК3; ОК8; ОК9; ОК13; ОК14. Знать: 1) Значение и суть генеалогического метода 2) Основы метода составления родословных схем Уметь: 1) Объяснить значение генеалогического метода для изучения генетики человека. 2) Составлять родословную схему, строить прогноз наследования признака. 3) По родословной схеме определять тип наследования признака.
Задание 1:Изучение основ генеалогического метода
Оснащение: 1) Таблицы с родословными схемами. 2) Методическое пособие Ход работы: 1. Ознакомиться с основными обозначениями и правилами, используемыми в генеалогии, принципами составления родословных. Изучить примеры родословных.
Методика:
Генеалогический метод включает два этапа: а) составление родословной и её графическое изображение; б)генетический анализ
женщина мужчина обладатели признака брак дети от одного брака пробанд однояйцевые близнецы близкородств. брак умерли после рождения мертворожденные двуяйцевые близнецы гетерозиготные носители общее кол-во детей 3 полученных данных. Сбор сведений начинается с пробанда, это больной или носитель изучаемого признака. Дети одной родительской пары (братья и сёстры) называются сибсами. Сбор генетической информации производится путем анкетирования, опроса, личного обследования семьи.
Условные обозначения:

Правила составления родословной:
1) начинают родословную с пробанда, братья и сёстры распологаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего; 2) представители каждого поколения располагаются в один ряд; 3) римскими цифрами обозначаются поколения, слева и сверху вниз; 4) арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения слева направо последовательно. 2. Провести анализ родословных, приведенных в задачах. Для анализа родословных необходимо выяснить тип наследования признака.
Типы наследования
: 1)аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный когда ген расположен в одной из 22 пар аутосом; 2)Х-сцепленные доминантный и рецессивный типы, когда ген расположен в Х- хромосоме; 3)У-сцепленное (голандрическое) наследование, когда ген расположен в У- хромосоме. Если признак встречается у представителя какого-то одного пола, это говорит о сцепленном с полом типе наследования. Примеры решения задач Пример № 1.
1 2 3 4 5 6 7 8 88 1 2 3 4 1 2 I II III IV V В этой родословной аутосомно-доминантное наследование признака, т.к. с ним появляются потомки разного пола и только в семьях, где один из родителей имел признак. В семье, где родители не имели признака, дети тоже его не имеют (III-5,6). Пример №2. В следующем примере рецессивный признак сцеплен с полом, т.к. в исходной семье родители не имели признака, появились потомки с признаком и только мужского пола. Следовательно, в одной из Х-хромосом матери (1-1) имеется рецессивный ген, определяющий этот признак.
1 2 3 4 5 6 7 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 I II III Форма отчётности: запись в рабочей тетради
Задание 2. Составление родословной схемы своей семьи
Оснащение: Материал, собранный в своей семье: фенотипические признаки, фотографии родственников. Ход работы: Составить и проанализировать родословную своей семьи. Задание: По собранным вами материалам составьте схему родословной своей семьи, укажите имена и даты жизни ваших родственников. Найдите среди членов вашей семьи характерный признак, проследите его наследование в ряде поколений Форма отчётности: Составление в рабочей тетради родословной семьи
Задание 3. Решение задач
Оснащение: Карточки с задачами
I II III IV 1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 4 44 4 1 2 3 4 Ход работы: Постройте схемы родословных: Вариант 1. а) Пробанд – нормальная женщина имеет пять сестёр, две однояйцевые близнецы, две – разнояйцевые. Все сёстры имели по шесть пальцев на руке. Мать пробанда нормальна, отец имел полидактилию. Со стороны матери все предки нормальны. У отца два брата и четыре сестры- все пятипалые. Бабушка отца шестипалая. У неё были две шестипалые сестры и одна пятипалая. Определите вероятность рождения в семье пробанда шестипалых детей, если она выйдет замуж за нормального мужчину. Вариант 2. б) Пробанд страдает лёгкой формой серповидноклеточной анемии. Его супруга здорова. Она имеет дочь с лёгкой формой анемии. Мать и бабушка пробанда страдали анемией, остальные – сибсы матери и её отец здоровы. У жены пробанда есть сестра, больная лёгкой формой анемии, вторая сестра умерла от анемии. Мать и отец жены пробанда страдали анемией. У отца было два брата и сестра с лёгкой формой анемии, в семье сестры отца двое детей умерло от анемии. Определите вероятность детей с тяжёлой формой анемии в семье дочери пробанда, если она выйдет замуж за такого же мужчину, как её отец. 3. Проанализируйте схему. Почему близкородственное скрещивание опасно? Форма отчётности : 1) Составление родословной схемы своей семьи. 2) Анализ схемы близкородственного скрещивания по заданию преподавателя.

Спасибо за работу