Основы светской этики Курс "Основы религиозных культур и светской этики" Добро и зло (урок №5)

Автор: Воробьева Вера Витальевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: Канаш, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основы светской этики Курс "Основы религиозных культур и светской этики" Добро и зло (урок №5)
Дата публикации: 11.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Основы светской этики Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема урока:
Добро и зло (урок №5)
Цель урока
: Воспитание у учащихся вежливости, доброжелательности, отзывчивости, доброты, привычки совершать добрые дела, уважительного отношения к окружающим, сопереживания, стремления жить в гармонии с природой.
Задачи урока:
1. Познакомить с основными понятиями урока «добро» и «зло» 2. Углубить знания учащихся по этим понятиям 3. Воспитать моральные нормы поведения
Формы организации учебной деятельности:

Технология:
синквейн, проблемно-диалогическое
Методы обучения:
беседа, мозговой штурм
Методы познания:
сравнение
Оборудование:
пособие, мультимедиа
Ход урока:

1.

Орг. момент

Учитель:
Уроки «Основы светской этики» дадут вам знания, которые помогут самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше
2.

Проверка домашнего задания

Учитель:
- Что такое мораль? (ответы детей) - Кто заботится в обществе о морали? (ответы детей) - Приведите примеры (ответы детей)
3.

Актуализация

Учитель:
- На предыдущих уроках мы говорили о том, на чем основывается мораль. Сегодня на уроке мы продолжим разговор и познакомимся с основными понятиями морали. А для этого послушайте чувашскую легенду.

«По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, — с южных Арамазейских гор спустился Улып-Великан. Его послал на нашу землю бог-громовержец Аслати, чтобы творить добро. Улып был огромного роста и обладал богатырской силой. Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку. Высокие сосны были ему только по пояс. Спустившись с гор, Улып увидел в долинах многочисленные стада. Их пасли очень маленькие, по его понятиям, люди. Скот, за которым они ухаживали, давал им пищу и одежду. Улып забыл наказ отца Аслати, отобрал у людей скот и разорил их жилища. Выбрав самую красивую девушку, женился на ней и стал жить хозяином всех богатств здешней земли. Жена родила ему двух сыновей. Сыновья от отца-великана росли тоже богатырями-великанами. Они пасли стада и ходили на охоту. Их стрелы поражали любого зверя за семь верст. В весенний праздник Калама умерла их мать. Улып погоревал- погоревал и пошел искать себе жену на родных горах Арамази.
День прошел, два прошло, три минуло, нет Улыпа. Сыновья забеспокоились и отправились на поиски отца. Поднялись на самую высокую гору и нашли своего отца прикованным к скале. Увидев сыновей, он сказал: — За то, что я ослушался Аслати и вместо добра сеял зло, боги приковали меня здесь на вечные времена. Так что вы, дети мои, не сейте злые семена, не делайте людям вреда, а поселитесь среди них и живите в мире и согласии. Идите отсюда прямо на север. Через три дня вы дойдете до большой реки, впадающей в море, и продолжите ваш путь вдоль этой реки. Через семь лет вы придете в такое место, где река соединяется с другой такой же большой рекой. Здесь вы жертвоприношением умилостивите богов и попросите их, чтобы они помогали вам в дальнейшей жизни. А после этого — поселитесь: младший — между реками, а старший — по правую сторону той реки, которая впадает в море. Это будет родиной вашего племени. И если вы посеете на этой земле семена добра, ваши потомки будут помнить и почитать вас во веки веков. Сыновья обещали выполнить наказы отца, попрощались и ушли. Зная, что больше он никогда уже не увидит своих сыновей, Улып заплакал горючими слезами. Его слезы растопили горные льды, и с гор потекли в долины ручьи, заливая зеленые луга. Луга покрылись красными и белыми цветами. Сыновья Улыпа пошли со своими стадами на север. Вскоре им преградили путь горные люди, но они отбились от них и через три дня пришли к большой реке, впадающей в море. Они назвали эту реку Адыл — Волга и ее берегом пошли дальше. Здесь им пришлось защищаться от нападений степных людей. Добрались они до горного кряжа, который рассекала река и за которым начинались густые непроходимые леса. Лесные люди тоже пытались остановить их, но они, при своей богатырской силе, легко справились с ними и продолжили свой путь. Ровно через семь лет они пришли в то место, о котором говорил отец: здесь в Адыл вливалась другая столь же великая река. Братья остановились, в ближайшую среду зарезали утку и принесли ее в жертву богу-громовержцу Аслати. — Грозный Аслати! — обратились братья с молитвой к богу. — От всего сердца приносим тебе эту жертву и просим сделать так, чтобы наше племя росло и крепло. Сохрани нас, о великий Аслати, от всех зол и бед, от врагов и недругов, от злых духов, от мора, от огня, от голода. Пусть наш скот плодится и наши стада увеличиваются. Пусть наши желания сбываются. Помыслы наши чисты, и мы надеемся, верим, ждём, что все так и будет! После этого младший сын Улыпа поселился между реками, а старший занял правый берег Адыла вплоть до того места, где впадает в нее тихоструйная Сура. Однажды старший сын охотился и забрел на другой берег Суры. Там он увидел поле, сплошь покрытое желтыми стеблями с колосьями. Он спросил у людей, которые работали на этом поле, кто они и что делают. — Мы — русские, убираем созревший хлеб, — ответили ему. С тех пор сын Улыпа сам начал корчевать леса и очищенные места засевать рожью. Когда во время пашни в лапти набивалось много земли, великан снимал их и вытряхивал. На этих местах образовались большие ли, малые ли холмы, которые и по сей день зовутся Землей Улыпа. И весь наш народ ведет свое происхождение от племени Улыпа.» На доске: Улып — исполин, богатырь. Аслати – гром. Калам – весенний праздник язычников-чувашей, совпадающий с пасхой.

Учитель:
- Кто является героями этой легенды? (ответы детей) -Какова главная мысль легенды? (Добро и зло) - Какая тема сегодняшнего урока? (Добро и зло) - Вы правы «Добро и зло»
4. Усвоение новых знаний

Учитель:
- Как вы думаете, что нужно узнать сразу? О чем хочется спросить? (Что такое добро и что такое зло?) - Иначе говоря, мы сначала должны дать…. ( Определение добра и зла) - Для этого я попрошу подобрать слова-ассоциации, когда вы слышите добро и зло. На доске: Добро Зло ( дети подбирают синонимический ряд к каждому слову) -взаимопомощь - ненависть - милосердие - жестокость - толерантность - предательство - человечность - тщеславие - сердечность и т.д. - эгоизм и т.д.
Учитель
: - Сколько прекрасных слов – синонимов вы подобрали к слову «добро». Значит ли это, что добро – это нравственная ценность, поступки, которые помогают развиваться человеку, добро помогает людям жить, творить, делать жизнь прекрасной? (ответы детей) - Но всегда ли добро во благо? (ответы детей) - Послушайте рассказ В.Сухомлинского «Чтобы бабочка не укололась» «Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки. Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет? Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью. Мама увидела и спрашивает: - Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь? - Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя».
Учитель:
- Каких людей вы называете добрыми, а каких злыми? (ответы детей) - Какое отношение у вас вызывают злые люди? Почему? (ответы детей) - Так, что же такое «добро», «зло»? (ответы детей) - Сравним свои выводы с текстом? (стр. 12 «Основы светской этики») (чтение текста про себя) - Почему важно бороться со злом? (ответы детей)

Учитель:
- Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Зло разрушает взаимоотношения и сотрудничество людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят беды и страдания людям. - Перед вами весы с двумя чашами. На одну чашу поместите положительные качества, на другую - отрицательные (на доске таблички со словами, дети берут табличку, объясняют значение слова и кладут на чашу) «Тактичность, вежливость, обман, унижение, пунктуальность, скромность, толерантность, тщеславие, жестокость, ненависть» - Какой вывод из этого вы сделали? (Ответы детей)
Учитель:
«- Добрых и злых слов в мире очень много. И каждый человек выбирает то, что ему ближе. У каждого человека свой путь к доброте. Люди с каждым годом становятся лучше и находят в себе силы бороться со злом. А помогает им в этом знание о добре и зле. Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут и по сей день. Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становится больше. Кто-то купит пушистую ёлочку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья жителям дома- престарелых. Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты. В нашей республике, в городе таких людей очень много. Я хочу о некоторых вам рассказать». ( фото-фильм)
Учитель:
- Я думаю, что если каждый из нас сделает хоть одно доброе дело, то ряды добрых людей пополняться.
5. Закрепление изученного материала.

Учитель:
- Составим синквейн к словам «добро», и «зло» Например Добро Зло Справедливое, приятное Ужасное, жестокое Помогать, любить, давать Убивает, унижает, страдает Добро приносит людям радость Нужно всем бороться со злом Жизнь Беда