"Особенности развития умений и навыков речевого общения у школьников с речевой патологией на уроках русского языка и литературы"

Автор: Литвиненко Ника Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "С(К)ОШ№16"
Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития умений и навыков речевого общения у школьников с речевой патологией на уроках русского языка и литературы"
Дата публикации: 11.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности развития умений и навыков речевого общения у

школьников с речевой патологией на уроках русского языка и

литературы
Программа модернизации современного образования обозначает новые задачи, среди которых формирование и развитие у современных школьников ключевых компетенций, связанных со способностью учащихся реализовать себя и адаптироваться в различных жизненных обстоятельствах. Одна из таких компетенций- коммуникативная. Коммуникативная компетенция- это способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности и соблюдением социальных норм речевого поведения. Коммуникативная компетенция выражается в умении: -самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником, учитывая его особенности; -поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения в формах монолога, диалога; -слушать собеседника, проявлять терпимость к чужому мнению; -высказывать аргументировано свое мнение; -грамотно разрешать конфликты; --оценивать успешность ситуации общения. Именно коммуникативная компетенция способствует формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Практическая цель - формирование навыков общения - выдвигается при этом на первый план. Нарушения речевой функции отрицательно сказываются на развитии процесса коммуникации у ребёнка. Учащиеся школы V вида имеют серьёзные нарушения коммуникативной функции речи. Это можно выявить на самом раннем этапе, исследовав у ребёнка такие умения, как лёгкость контактирования, активность и инициативность в общении, умение слушать
собеседника, умение чётко выражать свои мысли, грамотно выстраивать свою речь и т.д. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), всё это приводит к снижению коммуникативной активности. Несовершенство коммуникативных умений задерживает развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует овладению знаниями. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приёма речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается недостаточное стремление к широкой информированности, низкая активность вопросно- ответной коммуникации. Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, к последующей социальной самореализации и продуктивности. Поэтому на всех уроках предметов коррекционного лингвистического курса систематически ведётся работа по преодолению коммуникативных затруднений учащихся. Уроки русского языка, литературы, логопедические занятия- благодатная почва для формирования у учащихся с нарушениями речи коммуникативной компетентности, связной речи. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе. Поэтому большое внимание на своих уроках я уделяю развитию диалогической и монологической речи учащихся, так как это чрезвычайно важный компонент воспитания компетентной речевой личности.
Работа по развитию диалогической речи.
Диалог на уроке- это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику овладеть не только диалогическим способом мышления, но
и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. В процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. 1) Работая над диалогом, я предлагаю следующие задания: - дополнить диалог репликами (5-6кл.); -подобрать к диалогу глаголы речи (5-9кл.); -составить диалог по заданной ситуации; -составить диалог по данному началу, концовке, ключевым словам; -составить диалог от лица героев текста. 2) Хорошим примером развития диалогической речи служат ролевые и деловые игры, где учащиеся могут выступать в роли говорящего, слушателя, задающего вопросы, отвечающего. 3) Достаточно сложно детям с нарушениями речи даются такие формы работы как дискуссии, диспуты, обсуждения. Сказывается недостаточный словарный запас, неумение аргументировать свою точку зрения, нарушение грамматического строя речи, неумение логичности в построении высказывания. Такие виды работы требуют предварительной подготовки. Я заранее предлагаю ребятам обдумать тему обсуждения, подготовить ряд вопросов, подобрать материал по обсуждаемой теме (примеры из жизни, тексты…) и лишь потом можно попробовать организовать дискуссию. Но очень часто на уроках возникают спонтанные диспуты, и ими нельзя пренебрегать. Необходимо использовать любую возможность дать учащимся высказаться. 4) Большое внимание на своих уроках я уделяю работе с текстом, которая помогает развитию как диалогической, так и монологической речи. Как показывает опыт, школьники с большой готовностью включается в обсуждение проблем, которые связаны с взаимоотношениями между людьми, с морально-этическими ценностями, проблемами, существующими в обществе. Поэтому необходимо тщательно подходить к отбору материала для урока. Работу с текстом целесообразно организовывать так, чтобы учащиеся имели возможность описывать, характеризовать, давать оценку предметам и поступкам, явлениям, рассуждать о них, строить собственное высказывание, вести диалог.
Например, можно давать такие задания к тексту: -сформулировать тему и идею текста; -обозначить проблемы, затронутые в тексте; -высказать свое отношение, составить собственное высказывание; -написать свою концовку и т.д.
Работа над формированием монологической речи учащихся.
При обучении детей с ТНР особое внимание уделяется формирование связной монологической (описательной и повествовательной) речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению Формированию монологической речи способствуют такие формы работы, как изложение, сочинение-описание, рассуждение, подготовка докладов, сообщений, защита рефератов, составление комментария к презентации, сочинение на заданную тему, составление устного или письменного высказывания на основе прослушанного текста. Анализ речевого поведения играет не менее важную роль в развитии речевых навыков учащихся. Они должны уметь оценивать высказывания других людей и свои собственные, определять ошибки и достоинства высказывающегося. Для этого можно предложить следующие вопросы: -достигнута ли цель выступления? -Удалось ли вызвать интерес у слушателей? -Правильно ли построено сообщение? -Какие недостатки заметили в выступлении? Удалось ли выступающему сделать свою речь естественной и непринужденной? В заключение хочу отметить, что научить детей с ТНР общению, связной правильной речи - большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка дает положительные результаты и обеспечивает содержательное и структурное единство устной и письменной речи школьников с ОНР, выступает источником развития их словесно-
логического мышления. Работа над развитием речи должна вестись на всех предметах школьного цикла, а не только в процессе обучения русскому языку и литературе, следовательно, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями – предметниками, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне развития речи школьников разных возрастных групп. Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Используемая литература
1. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000 2. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // Русский язык в школе. -2004.-№2.