Методическая разработка урока чтения в 3 классе "И.А.Крылов "Ворона и Лисица"

Автор: Солдатова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Новоузенск Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка урока чтения в 3 классе "И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
Дата публикации: 12.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Новоузенска Саратовской области»
Методическая разработка урока чтения в 3 классе



«И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

Подготовила: Солдатова Елена Ивановна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1

г.Новоузенска

Саратовской области»

I квалификационная категория
2015 год

Тема урока: «И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

Цель урока:
познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
Задачи урока:
-
Стадия вызова.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами -
Стадия осмысления.
Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей. -
Стадия рефлексии.
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.
Тип урока:
изучение нового материала
Технология:
Развитие критического мышления
Оборудование и материалы:
фильм о творчестве И.А. Крылова ; презентация, толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;
ХОД УРОКА
I.
Мотивация учащихся
Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.
Стадия вызова.
Приём «Корзина идей» – Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка? Эзоп Лафонтен Крылов Россия Др. Греция Франция VI век до н. э. XIX век XVII век Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске. Правильный ответ: Эзоп – Др.Греция – VI век до н.э. Лафонтен – Франция – XVII век Крылов – Россия – XIX век)
Итог работы: Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский. - Как вы думаете, кто такие баснописцы? – Как вы думаете, что такое басня? (Ответы детей) – Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.
Басня (по С.И.Ожегову)
– краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
Басня (по В.И. Далю)
– вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными – Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются? - Как называется литературный прием, когда изображают животных, а подразумевают поступки людей? (Иносказание) – Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.)
II. Знакомство с творчеством И.А. Крылова
- Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова. Фильм о И.А.Крылове. (время показа 1мин 16 сек) - А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова. Приём «Верные и неверные утверждения» 1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. (да) 2. Он родился в городе Самаре. (нет) 3. В первой книге Крылова были рассказы. (нет) 4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. (да) 5. Он работал продавцом.( нет) 6. Крылов выучил несколько языков. (да) 7. Он начал писать в 16 лет. (нет) 8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. (да) 9. Его семья жила бедно. (да) 10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю. (да)

III. Знакомство с басней
- Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица». – Что знаете об этих животных? - Можно ли назвать ворону самой красивой птицей леса? - Кто слышал ворону? Какой у нее голос? Умеет ли она петь? Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.) - А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.
Стадия осмысления

а) Первичное знакомство с басней.
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть рисованный фильм к басне. (Запуск фильма с 1 мин 35 сек) – Понравилась вам басня? – Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.) - Что заставило вас улыбнуться?
б) Словарная работа
Объяснение лексического значения слов. Толкование значения слов с помощью Толкового словаря. Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный – отвратительный, омерзительный. Не впрок – не на пользу Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница. Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо. Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский (голосок) – нежный, добрый. Царь – птица – главная среди птиц. Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу: на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно; вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать; во всё горло – каркнула очень громко; была такова – исчезла, скрылась; дыханье спёрло – трудно стало дышать; бог послал – нашёл случайно, без особого труда. глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
в) Самостоятельное чтение басни и нализ содержания басни по вопросам.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
(
Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.)
-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? – Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? – Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Подберите синонимы к слову «плутовка». (Обманщица, мошенница.) Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. На доске: льстивая коварная вероломная добрая изворотливая - Прочитайте. Вы согласны? Все ли определения подходят? (Лишнее слово «добрая»). - Найдите в тексте, что и как автор говорит о ее действиях. (На цыпочках подходит, вертит хвостом, глаз не сводит, говорит сладко, чуть дыша.) – Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? – А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. – Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? – А что говорила о голосе Вороны Лиса? – Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста. – Для чего Лиса так расхваливала Ворону? – Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ. – Почему Лисице удалось обмануть Ворону? - Как Крылов передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Вскружилась голова, дыханье спёрло.) - А Ворона какая? (Ответы детей) На доске: глупая доверчивая несообразительная тщеславная - Как вы понимаете слово «тщеславная»? - Кого же больше всего высмеивает и осуждает автор? (Тщеславных людей, ограниченность умственных способностей, несообразительность, и в то же время Крылов осуждает изворотливость, обман, хитрость, скрытность своих истинных намерений.) - В каких словах заключена мораль басни? Прочитайте.
- Что значит «уж сколько раз твердили миру»? (Говорили не раз), «но все не впрок» (Не на пользу, все без толку), «и в сердце льстец всегда отыщет уголок» (Пока будут любители лести, как Ворона, будут и льстецы, как Лисица.) - Какой смысл имеет мораль басни? (Лесть гнусна, вредна) - Почему лесть гнусна? Ведь каждому приятно, когда его хвалят?
IV. Проверка и оценивание ЗУНКов (Знаний, Умений, Навыков и Качеств)
- Прочитайте басню от имени одного из главных героев. – Прочитайте басню от лица, который наблюдал эту сцену со стороны. (3-4 учащихся.) Взаимооценка учащимися ( у каждого учащегося набор цифр 3,4,5, с помощью они которых оценивают выступления одноклассников) Приём «Перевёрнутые логические цепочки» Расположите цепочки слов в нужной последовательности: а) ворона нашла кусочек сыру; б) лиса близёхонько бежала; в) ворона каркнула; г) лисица говорит сладкие слова вороне; д) плутовка подходит на цыпочках; ж) лисица схватила сыр и убежала; к) сыр выпал
V. Стадия рефлексии:
а) Составление синквейна «Ворона» и «Лисица»
Продолжите предложения:
Было интересно … Сегодня на уроке я узнал, что … Я хотел узнать ещё о баснях… Больше всего мне понравилось… Новым для меня стало …
Д/З
– выучить басню наизусть, нарисовать словесный портрет Вороны или Лисицы