Автор: Кириенко Любовь Викторовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Здвинский детский сад "Солнышко" общеразвивабщего вида
Населённый пункт: с. Здвинск, Здвинский район
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Времена года"
МКДОУ Здвинский детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида
«Времена года»
Долгосрочный групповой проект
Воспитатель: Кириенко Любовь Викторовна
2015-2016г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое
название проекта
«Времена года»
Подтемы проекта
(подпроекты)
«Ах, лето», «Осень разноцветная», «Волшебница – зима», «Весна-красна».
Тип проекта
Информационно – практико - ориентированный
Возраст детей
Младший дошкольный возраст
Исполнители
Дети второй младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность
Долгосрочный: 15.05.2015 – 15.05.2016 г.
Раздел программы
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, ОО«Познавательное развитие»
Тематическое поле
Экология. Формирование основ экологической культуры.
Актуальность
В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической
культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры,
экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Цель
Формирование начальных представлений о временах года
Задачи
(
ФГОС ДО
п.2.6):
1.
Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2.
Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3.
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4.
Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
Этапы реализации
проекта
1 этап – организационно - диагностический 15.05.2015-31.05.2015 г.
2 этап - формирующий (блочный)
1 блок – «Ах, лето» - 01.06.2015-31.08.2015 г.
2 блок – «Осень разноцветная» - 01.09.2015-30.11.2015 г.
3 блок - «Волшебница – зима» - 01.12.2015 – 29.02.2016 г.
4 блок – «Весна-красна» - 01.03.2016 – 30.04.2016 г.
3 этап - обобщающий 01.05.2016-15.05.2016 г.
Результат
Фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, выставки, дидактические экологические
игры, комнатные цветы.
Презентация
проекта
Праздник «Времена года».
Стенгазета «Как мы провели лето»,
фильм «Непоседы осенью», фильм «Непоседы зимой»,
фильм « Непоседы
весной».
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года;
Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей,
обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение
проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно
поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит
самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь
лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования
физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы
непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования
дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами
ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти
интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом
образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной
исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у
старших дошкольников
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому
воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения
детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.
ЦЕЛЬ
Формирование начальных представлений о временах года
ЗАДАЧИ
(ФГОС ДО п.2.6):
1.
Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2.
Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3.
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4.
Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:
Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в
природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с
учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в
условиях ДОУ.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного Образовательного
Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы
дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за
результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно
заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9).
Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство
дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и
воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического
образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.
2.
Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического
воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных
способностей малыша.
3.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.
А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Эта книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство
ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.
4.
Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. -
240с.: ил. - (Внимание, дети).
В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической
тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.
5.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
6.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.:
Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему
образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у
младших дошкольников в условиях детского сада.
7.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические
материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники,
викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Статьи из журналов
1.
Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
2.
Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования
дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования,
организация работы, экологические игры с элементами моделирования.
3.
Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и
растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.
4.
Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.
Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии,
критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.
Обруч. - 2008. - № 4.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ
Принцип детоцентризма
в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются
замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
Принцип кооперации
в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между
собой).
Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников
каждый, работая над заданием, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
Принцип учёта индивидуальности воспитанников : их интересов, темпа работы, уровня обученности.
Принцип связи исследования с реальной жизнью
происходит соединение знаний и практических действий
Принцип трудной цели
легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений
педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана
мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и
родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап - формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в
рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов
и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей
по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап-
обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и
подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта.
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт
каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение
исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной
жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения.
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на
самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуального обучения.
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные
условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология
позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные.
В современном мире привсе нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-
коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации,
музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества.
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает
формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях,
искать нестандартные решения.
Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и
общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая .
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность
детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
Проектная.
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной
деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не
только легче, но и интереснее.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА(ФГОС ДО п. 3)
Проект разработан на основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ Здвинского детского сада
«Солнышко», учитывая положения федерального государственного образовательного стандарта ДО.
1.
Психолого – педагогические условия: Владею знаниями программного содержания и хода деятельности. В работе
учитываю психологию детей дошкольного возраста, их возможности. Соблюдаю технику безопасности и гигиенические
требования в образовательной деятельности. Учитываю целесообразность размещения материала и эстетику оформления
наглядных пособий.
2.
Предметно-развивающая среда. Групповое помещение подразделено: «Центр природы», «Центр книги», «Центр
театра», «Центр игры».
3.
Материально – технические условия: Наличие ТСО, фонотеки, коллекция учебно – методической литературы и
наглядно – дидактических пособий.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Времена года» в ДОУ;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту ; заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая
деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о природе;
видеопросмотры.
с родителями:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; конкурсы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ :
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
·
метод сравнения.
·
элементарный анализ
· метод эксперимента
·
метод моделирования и конструирования.
·
метод проектной деятельности.
·
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их
формулировать.
·
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в
воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
·
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
·
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание
ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
·
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен
вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
·
беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
·
повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании
сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
·
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный
поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ(ФГОС ДО п. 4.6.)
1.
Сформированы начальные представления о природном мире.
2.
Сформировано положительное отношение к различным видам труда.
3.
Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми
4.
Владение связной речью, как средством общения.
Блок № 1 «Ах, лето: июнь 2015 – август 2015 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и
разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание
любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид
деятельности;
(ФГОС ДО п.2.7)
Срок
реализации
Тема
Форма реализации (ФГОС ДО п.2.11.2)
Взаимодействие
педагога с детьми
Взаимодействие
родителей с детьми
Взаимодействие педагога с
семьёй
Коммуникативная,
двигательная,
изобразительная,
восприятие
художественной
литературы.
Июнь
«Здравствуй,
Лето»
Дидактическая игра «Что
бывает летом?».
Словесно-речевая игра
«Лето к нам пришло».
П/и «Солнышко и
дождик».
Рисование «Божья
коровка».
Потешка «Травка
муравка».
Труд: полив цветов.
Экскурсия в летний лес.
Консультация «Природа –
источник огромного количества
открытий и находок, источник
счастья и труда (что можно
делать летом)».
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: "Солнышко лучистое, в гости приходи!"
Коммуникативная,
двигательная,
изобразительная,
восприятие
художественной
литературы,
позновательно-
Июль
«Расцвело
цветами
лето»
Беседа:
«Цветы – краса земли».
Д/игра «Сложи цветок»
(уточнение знаний о
строении цветка –
стебель, листья
цветок).Хороводная игра
Уход за огородом и
цветником с детьми дома.
Консультация «О летнем отдыхе
детей»
исследовательская.
«Вейся венок».
Потешка «Как по лугу».
Труд: полив цветов.
Раскрашивание раскрасок
«Цветы».
Опыт «Нужна ли цветам
вода».
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков.
Коммуникативная,
двигательная,
изобразительная,
восприятие
художественной
литературы.
Август
«Насекомые»
Д/игра «Кто летает, а кто
ползает».
Чтение: А. Барто
«Комары», Б. Заходер
«Муха-чистюха».
П/игра «Пчелки и
медведи». Лепка
«Бабочка». Наблюдение
«Стрекоза, стрекозка».
Рассматривание
насекомых.
Консультация «Если ребенка
ужалила пчела»
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Стенгазета «Как мы провели лето»
Блок № 2 «Осень разноцветная: сентябрь 2015 – ноябрь 2015 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть
красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи;
воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид
деятельности;
(ФГОС ДО п.2.7)
Срок
реализации
Тема
Форма реализации (ФГОС ДО п.2.11.2)
Взаимодействие
педагога с детьми
Взаимодействие
родителей с детьми
Взаимодействие педагога с
семьёй
Коммуникативная,
двигательная,
конструирование,
восприятие
художественной
литературы.
Сентябрь
Листопад
Чтение художественной
литературы:
И. Бунин «Листопад»,
Беседы: «Осень в гости к
нам пришла».
Лепка «Осеннее дерево».
Д/игра «Что нам осень
принесла».П/ игра:
«Листья»
Экскурсия в осенний
парк.
Разучивание
стихотворений об осени
Консультация
« Витамины с грядки»
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Осень золотая»
Коммуникативная,
двигательная,
конструирование,
восприятие
художественной
литературы.
Октябрь
У природы
нет плохой
погоды
Чтение художественной
литературы:З.
Александрова «Дождик».
Пальчиковая игра:
«Вышел дождик на
прогулку».
Аппликация « Дождик,
дождик – кап, кап, кап».
Сбор гербария
Родительское собрание:
«Природа как средство
эстетического воспитания»
Стенгазета «Осень золотая».
П/игра «Солнышко и
дождик».
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: праздник «Золотая осень».
Коммуникативная,
двигательная,
изобразительная.
Ноябрь
Животные
Беседа на тему: «Как
животные готовятся к
зиме»
Рассматривание картин
зайчиха с зайчатами.
П/игра «Зайка
беленький….».
Раскрашивание
«Морковка для зайчика».
Совместное ухаживание
за домашними
животными дома.
Папка-передвижка:
«Учим ребенка наблюдать за
изменениями в природе»
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы осенью»
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и
разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание
любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид
деятельности;
(ФГОС ДО п.2.7)
Срок
реализации
Тема
Форма реализации (ФГОС ДО п.2.11.2)
Взаимодействие
Пришла зима
Беседы на тему: «Пришел
мороз-береги ухо и нос».
Логические рассуждения:
«Что будет, если одеться
не по погоде».
Исследовательская
деятельность: проведение
опытов и экспериментов
со снегом и льдом
(сыпучий, мягкий,
липкий).
Рисование: «Падает,
падает снег»
П/и «Два Мороза»,
«Мороз красный нос».
Игровая ситуация «Не
идется и не едется,
потому что гололедица».
Д/и «Когда это бывает»,
«Что сначала, что потом».
Работа детско-
родительская на тему
«Лучшая Новогодняя
игрушка своими руками»
Оформление папки –
передвижки «Что мы знаем о
зиме».
Объявление конкурса:
«Лучшая Новогодняя игрушка
своими руками».
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка
«Лучшая Новогодняя игрушка своими руками». Новогодний утренник.
Коммуникативная,
двигательная,
позновательно-
исследовательская.
Январь
Зимние
забавы
Беседа «Зимнихе забавы».
Дидактические и
настольные игры «Зимние
слова», «Кто что
делает?»,
«Чудесный мешочек»,
Сюжетно – ролевые
игры: «Собираемся на
прогулку».
Эксперимент с водой
«Что будет с водой, если
вынести на мороз?»,
«Почему снежинка на
ладони тает»;
Подвижные игры «На
земле снежок лежит»,
«Снежиночки
пушиночки», «Два
мороза», «Остановись
возле игрушки»;
«Игра в снежки»
Детско-родительский
рисунок на тему
«Волшебница- зима»
Оформление папки –
передвижки «Как
интересно провести зимой
прогулку с ребёнком?»
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Волшебница- зима»
Коммуникативная,
двигательная,
изобразительная,
позновательно-
исследовательская.
Февраль
Зимующие
птицы
Рассматривание альбома:
«Зимующие птицы».
П\И «Зайка беленький»,
«Птички в гнездышке».
Чтение: М. Познанская
«Снег идет», О.
Совместное кормление
птиц дома, в кормушке.
Папка-передвижка:
«Как помочь птицам зимой?»
Высотская «Холодно»
Игра-опыт: «Цветной
снег».
Рисование «Ветка рябины
для снегирей».
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы зимой»
Блок № 4 «Весна-красна: март 2016 – апрель 2016 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и
разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи;
воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид
деятельности;
(ФГОС ДО п.2.7)
Срок
реализации
Тема
Форма реализации (ФГОС ДО п.2.11.2)
Взаимодействие
педагога с детьми
Взаимодействие
родителей с детьми
Взаимодействие педагога с
семьёй
Коммуникативная,
двигательная,
изобразительная.
Март
Весна
пришла
Наблюдение за
состоянием погоды; за
небом; за снегом; за
деревьями; птицами; за
явлениями природы,
характерными для
наступления весны –
сосульки, ледоход,
проталины.
Чтение В.Берестов
«Март».
Рисование «Вот какие у
нас сосульки».
Словесно-речевые игры
«Вот пришла весна»,
«Какие сосульки? »
Речевая подвижные игра
«В гости к нам весна
пришла»
Беседа родителей с
детьми на тему:
«Опасный лёд»
Папка-передвижка : «Чем же
занять ребенка на прогулке
весной?»
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: утренник , посвящённый 8 марта.
Коммуникативная,
двигательная,
изобразительная,
позновательно-
исследовательская.
Апрель
Прилёт птиц
Словесно-речевые игра
«Что весной бывает».
Пальчиковая игра
«Возвращение птиц».
Д/игра «Перелётные
птицы.
П/игра «Птички, раз!
Птички, два! ».
Изготовление
скворечника с ребёнком
дома.
Консультация для родителей о
безопасности «Осторожно,
весна!»
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-
эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Фильм « Непоседы весной». Праздник «Времена года»