"Программа по баскетболу НП-1-3 года обучения"

Автор: Бердюгин Сергей Геннадъевич
Должность: тренер - преподаватель
Учебное заведение: МОУ ДО ДЮСШ Ирбитского МО
Населённый пункт: Свердловская область,Ирбитский район,д. Фомино
Наименование материала: Общеобразовательная программа по виду спорта "Баскетбол"
Тема: "Программа по баскетболу НП-1-3 года обучения"
Дата публикации: 12.10.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ДО ДЮСШ ______________________Л.Д.Пономарева
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ВИДУ СПОРТА «БАСКЕТБОЛ»
Возраст детей, на которых рассчитана программа «Баскетбол» 10– 16 лет Срок реализации программы «Баскетбол» 3 лет
Составитель:
Бердюгин Сергей Геннадъевич Тренер – преподаватель 1 квалификационная категория 2016 год
1.1 Баскетбол -НП (1-3 года обучения) Пояснительная записка Баскетбол – одна из самых зрелищных и захватывающих игр. Баскетбол зародился в Америке, и поэтому не удивительно, что самый эффектный баскетбол можно увидеть на играх Национальной Баскетбольной Ассоциации. Баскетбол является и в России одной из популярных спортивных игр. Баскетбол — это коллективная спортивная игра, в которой соревнуются две команды по пять человек в каждой. Цель игры заключается в том, чтобы забросить наибольшее количество раз мяч в корзину противоположной команды. Для этого игроки передают мяч друг другу или продвигаются, ударяя мяч рукой о площадку, и, приблизившись к щиту, бросают мяч в корзину. За попадание мяча в корзину в процессе игры засчитывается два очка, а за попадание со штрафного броска — одно очко. Соревнование выигрывает та из двух команд, которая наберет большее количество очков за 40 минут чистого времени. Сравнительно небольшие размеры площадки — 26 х 14 м и на площадках 20 х 11 м. Это способствует проведению занятий баскетболом без перерыва на протяжении всего года. Естественность и разнообразие движений, положенных в основу игры, как, например: бег, прыжки, броски, передачи и ловля мяча,— а также тактический замысел игры и острая борьба за мяч вызывают большой интерес игроков и зрителей. Прогресс баскетбола наблюдается ежегодно. В стране открываются специализированные отделения по баскетболу в ДЮСШ, СДЮСШОР, направленные как на развитие массового детско-юношеского направления в спорте, так и на спорт высших достижений. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Этап начальной подготовки – это «фундамент» физкультурно - спортивной деятельности юного баскетболиста. Работа направлена на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники баскетбола. Данная программа разработана на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол (далее - ФССП)
Утвержденного приказом Минспорта России от 10 апреля 2013 г. N 114, а так- же на основе директивных и нормативных до кументов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом от 12.09.2013 № 730 « Об утверждении Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»; приказом от 12.09.2013 г. № 731 « Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта»; приказом от 27.12.2013 г. № 1125 « Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной. Тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта». В основу учебной программы заложены основопо лагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, ре зультаты научных исследований и передовой спортивной практики.
Основополагающие принципы:
• Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сто рон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактичес кой, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и ме дицинского контроля). • Преемственность - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно- тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревно вательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности. • Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа мно голетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спорт смена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
1.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; - формирование широкого круга двигательных умений и навыков; - освоение основ техники по виду спорта баскетбол; - всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья спортсменов; - отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта баскетбол.

Задачи начальной специализации

( 1- 3 года обучения )
Воспитание физических качеств : быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости. Обучение приемам игры («школа техники»), совершенствование их в тактических действиях. Обучение тактическим действиям ( в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района и товарищеские матчи среди школ в своей возрастной категории, а также участие в районных соревнованиях по различным видам спорта. Учебный год начинается с 1 сентября по 25 мая. Продолжительность учебного года составляет 39 недель учебно- тренировочных занятий .Продолжительность в неделю от 6 до 8 часов в зависимости от года обучения. Учебная программа по баскетболу предназначена для детей:6-8 классов; 9-11 классов и рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью от 2-х до 3-х часов с перерывами, в зависимости от возрастной группы и задач этапа обучения. Продолжительность академического часа – 45 минут . НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ Рекомендуемый режим занятий: 1 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа; 2 год обучения: 4 раза в неделю по 2 часа; 3 год обучения: 4 раза в неделю по 2 часа.
Год

обучения

Возраст

учащихся,

лет

Кол-во учащихся в

учебной группе,

чел.

Кол-во

тренировочных

занятий в неделю

Общий объем

подготовки(час.).

Кол-во часов в неделю
1 – й год 11-12 15-20 3 234/6 2 – й год 13-14 15-20 4 312/8 3 – й год 15-17 15-20 4 312/8 На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача, а так же выполнившие нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки.
НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты) Юноши Девушки Быстрота Бег на 20 м (не более 4,5 с) Бег на 20 м (не более 4,7 с) Скоростное ведение мяча 20 м (не более 11,0 с) Скоростное ведение мяча 20 м (не более 11,4 с) Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места (не менее 130 см) Прыжок в длину с места (не менее 115 см) Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 24 см) Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 20 см) Содержание учебной программы разрабатывается индивидуально тренером преподавателем с учетом индивидуальных особенностей школьников, местных климатических условий и состоянии учебно - материальной базы. Программой предусмотрено учебно-тренировочные занятия в группе НП-1 объеме 234 часа в год , и 312 часов НП-2,НП- 3. Разделы программы включают в себя следующие виды подготовки , в процентах от общего количества часов;
Учебный план.
№ Виды подготовки Этап начальной подготовки До года Свыше года 1-й 2-й 3-й 1. Теоретическая 9 9 9 2. Общая физическая подготовка 79 89 86 3. Специальная физическая подготовка 46 69 66 4. Техническая подготовка 37 65 65 5. Тактическая подготовка 10 30 30 6. Игровая подготовка 27 44 44 7. Контрольные и календарные игры - 8 10 8. Восстановительные мероприятия - - - 9. Инструкторская и судейская практика - - - 10. Контрольные испытания 8 10 10 11. Медицинское обследование - - 4
Всего: 234 312 312

Учебный план- график
Директор ДЮСШ___________________ Распределение часов на учебный год «________»______________20__ г. НП группа 1 года обучения по баскетболу Содержание занятия Часы Периоды тренировок Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июн ь Теоретическая подготовка 9 1 1 1 1 1 1 Общая физическая подготовка 79 8 8 8 8 8 8 8 8 1 Специальная физическая подготовка 46 3 6 3 3 3 3 5 2 2 Техническая подготовка 37 7 4 6 10 10 10 2 11 10 Тактическая подготовка 10 4 5 6 6 6 6 7 1 Интегральная подготовка 27 3 3 3 3 3 3 5 4 10 Контрольные и календарные игры 8 4 4 4 4 Восстановительные мероприятия Инструкторская и судейская практика 1 1 1 1 1 1 Контрольные испытания 8 4 4 Медицинское обследование 1 1 Всего часов 234 32 32 32 32 32 32 32 32 27 Зав. учебной частью____________________ Тренер отделения_____________________

»

Учебный план- график
Директор ДЮСШ___________________ Распределение часов на учебный год «________»______________20__ г. НП группа 2-3 года обучения по баскетболу Содержание занятия Часы Периоды тренировок Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Февр. Март Апр. Май Июн ь Теоретическая подготовка 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Общая физическая подготовка 82 15 16 10 10 7 10 7 7 Специальная физическая подготовка 66 7 10 10 10 6 8 8 7 Техническая подготовка 65 7 4 6 8 9 8 2 11 10 Тактическая подготовка 30 2 5 4 7 2 6 4 Интегральная подготовка 44 2 3 5 4 6 10 4 10 Контрольные и календарные игры 8 4 4 Восстановительные мероприятия Инструкторская и судейская практика Контрольные испытания 10 5 5 Медицинское обследование 1 1 Всего часов 312 36 35 35 38 32 35 38 38 25 Зав. учебной частью____________________ Тренер отделения_____________________

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах начальной подготовки по баскетболу Разделы начальной подготовки Этап начальной подготовки 1 год Свыше года Общая физическая подготовка (%) 28 - 30 25 - 28 Специальная физическая подготовка (%) 9 - 11 10 - 12 Техническая подготовка (%) 20 - 22 22 - 23 Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико- восстановительные мероприятия(%) 12 - 15 15 - 20 Технико- тактическая (интегральная) подготовка (%) 12 - 15 10 - 14 Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 8 - 12 10 - 12 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В области воспитания: - адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация; - развитие коммуникативных качеств; - формирование морально-волевых качеств. В области физического воспитания: - потребность в здоровом и активном образе жизни; - стремление к физическому совершенствованию; - стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.

Учащийся должен знать:
Историю и основные этапы развития баскетбола; содержание раздела «Баскетбол»; Правила по « баскетболу»; основы судейства на соревнованиях Что такое безопасность и правила безопасности;
уметь:
Сочетание приемов техники подвижные игры с элементами баскетбола. Выполнять основные технические и тактические приемы игры: ловлю и передачу мяча двумя руками и одной рукой, ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча с места и в движении, умение вести двухстороннюю игру с соблюдением правил; участвовать в соревнованиях. Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся. Виды соревнований (игр) Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной подготовки до года свыше года Контрольные 1 - 3 1 - 3 Отборочные - - Основные 1 1 Всего игр 20 20 - 25 УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ Для реализации данной программы необходимы: 1. Спортивный зал для занятий баскетболом. 2. Спортивный инвентарь (кольца для баскетбола, конструкции баскетбольные, мячи баскетбольные, сетки баскетбольные, стойки, маты, скакалки, гимнастические скамейки). 3. Спортивная форма для занимающихся (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки для баскетбола, футболки, майки, шорты). ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов общей, специальной физической, технической подготовленности обучающихся (для групп начальной подготовки). 2. Викторины по типу: «Веселые старты», «День здоровья».
3. Контрольные и товарищеские игры. 4. Первенства школы, района. Прием контрольных нормативов (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) проводится два раза в год: в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (апрель), промежуточная (январь)
2.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча. 1.1. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. 1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. 1.3. Передвижение правым – левым боком. 1.4. Передвижение в стойке баскетболиста. 1.5. Остановка прыжком после ускорения. 1.6. Остановка в один шаг после ускорения. 1.7. Остановка в два шага после ускорения. 1.8. Повороты на месте. 1.9. Повороты в движении. 1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения. 1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты. 2. Ловля и передача мяча. 2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте. 2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед. 2.3. Двумя руками от груди в движении. 2.4. Передача одной рукой от плеча. 2.5. Передача одной рукой с шагом вперед. 2.6. То же после ведения мяча. 2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола. 2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола. 2.9. Передача одной рукой снизу от пола. 2.10. То же в движении. 2.11. Ловля мяча после полуотскока. 2.12. Ловля высоко летящего мяча. 2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. 2.14. Ловля катящегося мяча в движении. 3. Ведение мяча. 3.1. На месте. 3.2. В движении шагом. 3.3. В движении бегом. 3.4. То же с изменением направления и скорости. 3.5. То же с изменением высоты отскока. 3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении. 3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте. 4. Броски мяча. 4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места. 4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. 4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. 4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. 4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. 4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. 4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. 4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. 4.9. В прыжке одной рукой с места. 4.10. Штрафной. 4.11. Двумя руками снизу в движении. 4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. 4.13. В прыжке со средней дистанции. 4.14. В прыжке с дальней дистанции. 4.15. Вырывание мяча. 4.16. Выбивание мяча
Приемы игры

Этапы начальной

подготовки

Год обучения

1-й

2-3-й
Прыжок толчком двух ног
+

+
Прыжок толчком одной ноги
+

+
Остановка прыжком
+
Остановка двумя шагами
+
Повороты вперед
+

+
Повороты назад
+

+
Ловля мяча двумя руками на месте
+

+
Ловля мяча двумя руками в движении
+
Ловля мяча двумя руками в прыжке
+
Ловля мяча двумя руками при встречном
+
Ловля мяча двумя руками при поступательном движении
+
Ловля мяча двумя руками при движении сбоку
+
Ловля мяча одной рукой на месте
+
Ловля мяча одной рукой в движении + Ловля мяча одной рукой в прыжке Ловля мяча одной рукой при встречном Ловля мяча одной рукой при поступательном Ловля мяча одной рукой при движении сбоку + + + + + + + + Передача мяча двумя руками с места + +
Передача мяча двумя руками в движении + + + Передача мяча двумя руками + + + + + + + + + + + + + + + + + Ведение мяча по прямой + + Ведение мяча по дугам
-
+ Ведение мяча по кругам + + Ведение мяча зигзагом Обводка соперника с изменением высоты Обводка соперника с изменением обводка соперника изменением скорости обводка соперника с поворотом [и переводом Обводка соперника с переводом под ногой Обводка соперника за спиной Обводка соперника с использованием Броски в корзину двумя руками сверху
+

+
Броски в корзину двумя руками от груди
+

+
Броски в корзину двумя руками снизу
+

+
Броски в корзину двумя руками сверху вниз Броски в корзину двумя руками с отскоком от
+

+
Броски в корзину двумя руками без отскока от Броски в корзину двумя руками с места
+

+
Броски в корзину двумя руками 1 в движении
+

+
Броски в корзину двумя руками в прыжке Броски в корзину двумя руками (дальние) Броски в корзину двумя руками (средние) Броски в корзину двумя руками (ближние)
+
Броски в корзину двумя руками прямо перед
+

+
Броски в корзину двумя руками под углом к
+

+
Броски в корзину двумя руками параллельно
+
Броски в корзину одной рукой сверху
+
Броски в корзину одной рукой от плеча
+

+
Броски в корзину одной рукой снизу
+
Броски в корзину одной рукой сверху вниз Броски в корзину одной рукой (добивание)
Броски в корзину одной рукой с отскоком от
+

+
Броски в корзину одной рукой с места
+

+
Броски в корзину одной рукой в движении
+

+
Броски в корзину одной рукой в прыжке
+
Броски в корзину одной рукой (дальние) Броски в корзину одной рукой (средние) Броски в корзину одной рукой (ближние) Броски в корзину одной рукой прямо перед
+

+
Броски в корзину одной рукой под углом к щиту
+

+
Броски в корзину одной рукой параллельно
+
Броски в корзину двумя руками (добивание)
Тактика нападения.

Приемы игры

Этапы начальной

подготовки

Год обучения

1-й

2-3-й
Выход для получения мяча
+

+
Выход для отвлечения мяча
+

+
Розыгрыш мяча
+
Атака корзины
+

+
«Передай мяч и выходи»
+

+
Заслон Наведение
+
Пересечение
+
Тройка Малая восьмерка Скрестный выход Сдвоенный заслон Наведение на двух игроков Система быстрого прорыва Система нападения через центрового Система нападения без центрового Игра в численном большинстве Игра в меньшинстве
Тактика защиты

Приемы игры

Этапы начальной

подготовки

Год обучения

1-й

2-3-й
Противодействие получению мяча
+

+
Противодействие выходу на свободное место
+

+
Противодействие розыгрышу мяча
+

+
Противодействие | атаке корзины
+

+

Подстраховка
+
Переключение Проскальзывание Групповой отбор мяча Против тройки Против малой восьмерки Против скрестного выхода Против сдвоенного заслона Против наведения на двух Система личной защиты
+
Система зонной защиты Система смешанной защиты Система личного прессинга Система зонного прессинга Игра в большинстве Игра в меньшинстве ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП)
Общеподготовительные упражнения

Строевые упражнения.
Шеренга, колонна, фланг, интервал, дис танция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Пост роение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса.
Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног.
Поднимание на носки; сгибание ног в та - зобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пру жинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой
и
т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища.
Наклоны, вращения, поворо ты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, по вороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положе нии лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц.
Могут выполняться с корот кой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочка ми с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы.
Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, при седания на
одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнасти ческой стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания,! приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты
. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости
. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости.
Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»:
с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости
. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек До 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спус ками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортив ные игры на время: баскетбол,
мини-футбол (для мальчиков и дево чек). Марш-бросок. Туристические походы.
Специально-подготовительные упражнения

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.
Ус- корения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максималь ной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей пой мать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигза гом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (оди - ночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на даль ность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыж ки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения

броска.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и кру говые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и паль цами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передви жение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суста вы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновремен но толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через вере вочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейболь ную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровой ловкости.
Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисно го и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о ска- мейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с
перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и ле вой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, арит мичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Пе ремещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя рассто яние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжи тельностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным време нем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обрат но. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
Теоретическая подготовка.

темы

Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как состав ная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молоде жи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и зва ний. Юношеские разряды по баскетболу.
Состояние и развитие баскетбола в России
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достиже ния баскетболистов России на мировой арене. Количество занима ющихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной де ятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая под готовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в про цессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самосто ятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовно сти к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.

Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основ ных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение ды хания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Осо бенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональ ном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов! и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный ре жим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Ра циональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Прове дение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восста новительных мероприятий после напряженных тренировочных на грузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилак тика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологи ческие состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профи лактика спортивного травматизма. Временные ограничения и про тивопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Общая характеристика спортивной подготовки
Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь сорев нований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной
тренировки. Значение тренировочных и конт рольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тре нировке. Использование технических средств и тренажерных уст ройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физичес кой подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
Планирование и контроль спортивной подготовки
Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовлен ности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Систематичес кий врачебный контроль за юными спортсменами как основа дос тижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе трениров ки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест. Уровень физического раз - вития баскетболистов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, со держание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.
Физические способности и физическая подготовка
Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Мето дика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспита ние быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как ком плексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливос ти. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.
Основы техники игры и техническая подготовка
Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортив ного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Класси фикация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О со единении технической и физической подготовки. Разнообразие техни ческих приемов, показатели надежности техники, целесообразная ва риантность. Просмотр кинокольцовок, видеозаписей игр.



Спортивные соревнования
Спортивные соревнования, их планирование, организация и прове дение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенство России, города, школы. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судей ская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из об - щепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим вос - становлением спортсменов. Общая психологическая подготовка предусматривает формиро вание личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, ко торая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях. В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, сорев- новательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке. В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в сво их силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уров нем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внут ренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффек тивно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы. В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавли вается психическая работоспособность после тренировок, соревно вательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению. Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства куль турного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий. Средства и методы психолого-педагогических воздействий долж ны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям. В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий: - в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с мо рально- психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в со ревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированно го восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсо-моторным совершенствованием общей психологической подготовленности; в соревновательном периоде подготовки упор делается на совер - шенствования достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям; - в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма. В течение всех периодов подготовки применяются методы, спо - собствующие совершенствованию моральных черт характера спорт смена, и приемы психической регуляции. Разумеется, акцент в распределении средств и методов психоло - гической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.
Инструкторская и судейская практика
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и прове дению соревнований. Инструкторская и судейская практика приоб ретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны ос воить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований. По учебной работе необходимо последовательно освоить следую щие навыки и умения: 1.Построить группу и подать основные команды на месте и в движении. 2.Составить конспект и провести разминку в группе. 3.Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде. 4. Провести тренировочное занятие в младших группах под на - блюдением тренера. 5. Составить конспект урока и провести занятие с командой в общеобразовательной школе. 6. Провести подготовку команды своего класса к соревнованиям. 7. Руководить командой класса на соревнованиях. Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся дол - жен освоить следующие навыки и умения:
1. Составить положение о проведении первенства школы по бас - кетболу. 2. Вести протокол игры. 3. Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером. 4. Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно). 5. Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата. 6. Судить игры в качестве судьи в поле.
Восстановительные мероприятия
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах. Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении. Чаще всего травмы в баскетболе бывают при скоростных нагруз ках, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям. Основные причины - локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при пе реохлаждении и в состоянии утомления, а также недостаточная раз минка перед скоростными усилиями. Во избежание травм рекомендуется: 1. Выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц. 2. Надевать тренировочный костюм в холодную погоду. 3. Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивно - стью в ранние утренние часы. 4. Не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжест ким покрытиям. 5. Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах. 6. Применять упражнения на расслабление и массаж. 7. Освоить упражнения на растягивание - «стретчинг». 8. Применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача. Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют спе - циальные восстановительные мероприятия. В нашей стране разработана система восстановительных меро - приятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высшей квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных мероприя тий в спортивных школах. Восстановительные средства делятся на четыре группы: педа - гогические, психологические, гигиенические и медико-биологические. Педагогические средства являются основными, так как при нера - циональном построении тренировки остальные средства восстанов ления оказываются неэффективными. Педагогические средства пре дусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процес сов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.
Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера- преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Особо важное значение имеет определение психической совмес - тимости спортсменов. Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических тре бований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю. Медико-биологическая группа восстановительных средств включа ет в себя рациональное питание, витаминизацию, физические сред ства восстановления. При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания РАМН, в основу которых по ложены принципы сбалансированного питания, разработанные ака демиком А.А. Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне- весенний период, а также в период напря женных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в дозе, не превышающей половины суточной потребности. Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инстру ментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные физиотерапевтические воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и др.), локальные баровоздействия, электрости муляция и др. Передозировка физиотерапевтических процедур при водит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процеду ры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Сред ства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю. Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением. Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление ра - ботоспособности осуществляется естественным путем, дополнитель ные восстановительные средства могут привести к снижению трени ровочного эффекта и ухудшению тренированности.
Воспитательная работа
Личностное развитие детей - одна из основных задач учрежде ний дополнительного образования. Высокий профессионализм пе дагога способствует формированию у ребенка способности выстра ивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учеб но- тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сбо рах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время. На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер фор - мирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисципли нированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Воспитательные средства: • личный пример и педагогическое мастерство тренера; • высокая организация учебно-тренировочного процесса; • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; • дружный коллектив; • система морального стимулирования; • наставничество опытных спортсменов. Основные воспитательные мероприятия: • торжественный прием вновь поступивших в школу; • проводы выпускников; • просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение; •регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся • проведение тематических праздников; • встречи со знаменитыми спортсменами; • экскурсии, культпоходы в театры и на выставки; • тематические диспуты и беседы; • трудовые сборы и субботники; • оформление стендов и газет. Важное место в воспитательной работе должно отводиться сорев - нованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловечес ких ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и дей ствиям в баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотно шения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально- волевых качеств. Соревно вания могут быть средством контроля за успешностью воспитатель ной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств. По окончании учебного года уровень знаний, умений и навыков обучающихся должен соответствовать требованиям контрольно-переводных нормативов. Контрольно- переводные испытания проводятся два раза в год: в сентябре и в мае. С целью корректировки физической и специальной подготовки проводится промежуточная аттестация в январе учебного года

Контрольно-переводные нормативы по общей и специальной

физической подготовке / отделение баскетбола/

Организация и проведение тестирования
При проведении тестирования следует обратить особое внимание на соблюдение требований инструкции и создания единых условий для выполнения упражнений для всех учащихся . Результаты тестирования заносятся в отдельный протокол , которая хранится в учебной части школы. При переходе спортсмена в другую спортивную школу она служит основанием для его включения в списки тренировочных групп и дальнейшей спортивной тренировке.

Оценка уровня развития физических качеств и двигательных способностей проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. Стандартная программа тестирования по всем видам спорта включает:
1.
Бег 30 м со старта.
2.
Непрерывный бег в течение 5 мин.
3.
Челночный бег 3х10м.
4.
10-секундный бег на месте с максимальной частотой движений.
5.
Прыжок в длину с места.
6.
Прыжок вверх с места.
7.
Прыжки с «прибавками».
8.
Подтягивание из виса на руках.
9.
Бросок набивного мяча.
10.
Выкрут с палкой.
11.
Наклон вперёд.
Организация и проведение тестирования
. 1. Бег 30 м с высокого старта, с. Проводится на дорожке стадиона или легко атлетического манежа в спортивной обуви без шипов. Количество
стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. После 10-15 минутной разминки даётся старт. 2.непрерывный бег 5 мин, м. условия проведения те же. Учитывают расстояние, которое преодолевает спортсмен в течение бега за 5 минут. 3. Челночный бег 3х10 м, с. Тест проводят в спортивном зале на ровной дорожке длиной не менее 12-13 м. Отмеряют 10-метровый участок, начало и конец которого отмечают линией (стартовая и финишная черта). За каждой чертой – два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. На дальний полукруг за финишной линией кладут деревянный кубик (5 см 3 ). Спортсмен становится за ближней чертой на линии и по команде «марш» начинает бег в строну финишной черты; обегает полукруг, берёт кубик и возвращается к линии старта. Затем кладёт кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней – финишной черте, пробегая её. Учитывают время выполнения задания от команды «марш» и до пересечения линии финиша. 4.Бег на месте в максимальном темпе; учитывают количество беговых шагов в течение 10 секунд. Тестирование проводят в помещении с использованием простейшего приспособления: между двумя стойками на расстоянии 1 м натягивают эластичный бинт на высоте колена спортсмена, согнутого под прямым углом ноги. По команде «марш» спортсмен начинает с максимальной частотой движений быстрый бег на месте, каждый раз касаясь бедром ноги натянутой резины. Подсчёт шагов ведётся по касанию правым бедром резины (и умножается на 2). 5. Прыжок в длину с места, см. выполняют толчком двух ног от линии и края доски на покрытие, исключающее жёсткое приземление. Измерение дальности прыжка осуществляется стальной рулеткой. 6. Прыжок вверх, см. выполняется толчком двух ног с взмахом рук от поверхности пола. Измерение высоты прыжка проводят рулеткой или сантиметровой лентой по методике Абалакова. 7. Прыжки с «прибавками», количество минимальных прибавлений в прыжках в длину с места. Процедура тестирования следующая: по максимальному результату прыжка в длину с места определяют границы, в пределах которых спортсмену предстоит производить «прибавки». На расстоянии ¼ величины максимального результата спортсмена отмечают мелом (или другим ориентиром, не мешающим выполнению упражнения) первую границу. Линию второй границы отмечают на расстоянии ¾ максимального результата. В диапазоне отмеченных границ, каждый раз от линии старта, спортсмен совершает прыжки, последовательно увеличивая их дальность. Подсчёт прибавки прекращают, как только спортсмен достиг второй границы (дальнего от старта ориентира) или, если в двух прыжках подряд он не «прибавил» длину прыжка. Засчитывают прыжки («прибавки»), которые по своей длине превышают предыдущие. Испытуемый имеет право на пробную попытку. 8. Подтягивание в висе на перекладине, количество раз. Выполняется из положения вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения
произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок находится выше перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища. 9. Бросок набивного мяча весом 2 кг вперёд из-за головы, см. выполняется из положения сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой. Пред броском спортсмен занимает у линии старта положение, при котором тазовый угол, образуемый при разведении ног, не выходит за стартовую линию. Дальность броска измеряют рулеткой. 10. Выкрут с палкой, см. на палке нанесены деления с точностью до 1 см (или наклеена сантиметровая лента). Из положения стоя руки внизу хватом палки сверху, поднимают прямые руки вверх и переводят палку назад за спину. Не сгибая рук в локтевых суставах, возвращают палку в исходное положение. Определяют расстояние между внутренними точками хвата. 11.Наклон вперёд, см. Выполняется из положения стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки с помощью двух укреплённых вертикально к скамейке линеек, таким образом, чтобы нулевые отметки совпали с верхним краем скамейки. Одна линейка обращена вверх, другая вниз. Если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки, результат записывают со знаком «+», если выше – со знаком «-». Не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения. Нормативные требования смотреть ниже в таблице 1,2,3

Оценка результатов тестирования . В общей сумме нужно набрать не менее 21 балл.
Специальная физическая подготовка ( техническая под-ка)
Включает в себя : 1. Штрафные броски. 2. Ведение мяча 20 метров 3. Бросок в движении после ведения. 4. Броски с точек.
Краткая инструкция по проведению тестирования
1. Штрафные броски. Игрок выполняет 5 серий по 2 броска ( 10 бросков ). После первого броска мяч ему подает партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч и с ведением возвращается в исходную позицию. Учитывается количество попаданий мяча. 2. Ведение мяча 2/10 метров. Учащийся ведет мяч правой рукой 10 метров до фишки, выполняет разворот, мяч переводит в левую руку и
возвращается с ведением мяча обратно. Фиксируется время продвижения (с), а также ведется экспертная оценка техники выполнения ведения. 3. Бросок в движении после ведения. Упражнение выполняется в правой стороне площадки .От средней линии учащийся ведет мяч к щиту, входит в трехсекундную зону между 1и 2 усиками и совершает бросок в движении. Упражнение повторяется 5 раз. Учитывается количество попаданий, а также экспертная оценка техники выполнения упражнения. 4. Броски с точек. Учащийся выполняет две серии по 10 бросков. Точки бросков размещаются по площадке следующим образом:  Точки 1 и 2- слева от щита, на линии, параллельной лицевой линии площадки, и проходит через проекцию центра кольца.  Точки 3 и 4 - слева от щита , проходящей через проекцию центра кольца под углом 45 градусов к проекции щита.  Точки 5 и 6 – на линии, проходящей проекцию кольца под углом 90 градусов к проекции щита ( т.е прямо перед щитом ).  Точки 7-8 – симметрично точкам 3 и 4 справа от щита.  Точки 9-10 – симметрично точкам 1и 2 справа от щита. Расстояние точек 1.3.5.7.9 от проекции центра кольца для групп начальной подготовки 3 метра, для УТГ – 3,5 метра, а точек 2.4.6.8.10 - соответственно 4.5 и 5.0 метров Контрольные упражнения и их оценка прилагаются. Нормативные требования смотреть ниже в таблице 4. Оценка результатов тестирования. В общей сумме нужно набрать не менее 12 баллов. Выпускниками считаются обучающиеся, которые прошли полный курс обучения в учебно- тренировочных группах и выполнили необходимые контрольно- переводные нормативы, усвоили теоретические знания образовательной программы, имеющие навыки судейства соревнований и разряды Единой классификации . Учащиеся не сдавшие КПН повторно остаются на группе начальной подготовки. Учащиеся не сдавшие контрольно-переводные нормативы, но участвующие в соревнованиях по баскетболу школьного и муниципального уровня и занявшие призовые места в составе команды ,по согласованию с тренерским советом переводятся в следующую группу обучения Отчисление осуществляется в следующих случаях: - по состоянию здоровья, не позволяющему продолжать занятия баскетболом. - за систематические пропуски учебно - тренировочных занятий без уважительных причин. - за совершение противоправных действий и неоднократное нарушение правил внутреннего распорядка.
Полный врачебный контроль за состоянием здоровья осуществляется в сентябре и мае фельдшером.
Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей /мальчики, юноши/. Таблица 1 п/п Упражнения Уровень оценки, балл Возрастные группы, лет 10 11 12 13 14 15 1. Бег 30 м, с 5 5,6 и меньше 5,3 и меньше 5,0 и меньше 4,7 и меньше 4,4 и меньше 4,2 и меньше 4 5,7-6,1 5,4-6,8 5,1-5,5 4,8-5,2 4,5-4,9 4,3-4,7 3 6,2-6,6 5,9-6,3 5,6-6,0 5,3-5,7 5,0-5,4 4,8-5,2 2 6,7-7,1 6,4-6,8 6,1-6,5 5,8-6,2 5,5-5,9 5,3-5,7 1 7,2 и больше 6,9 и больше 6,6 и больше 6,3 и больше 6,0 и больше 5,8 и больше 2. Бег 5 мин, м 5 1281 и больше 1351 и больше 1421 и больше 1481 и больше 1561 и больше 1621 и больше 4 1171-1280 1231-1350 1301-1420 1341-1380 1411-1560 1471-1620 3 1081-1170 1101-1230 1141-1300 1201-1340 1261-1410 1321-1470 2 941-1060 981-1100 1021-1140 1061-1200 1111-1260 1171-1320 1 940 и меньше 980 и меньше 1020 и меньше 1060 и меньше 1110 и меньше 1170 и меньше 3. Прыжок в длину с места, см 5 186 и больше 196 и больше 211 и больше 226 и больше 236 и больше 251 и больше 4 171-185 181-195 196-210 211-225 221-235 236-250 3 156-170 166-180 181-195 196-210 206-220 221-235 2 141-153 151-165 166-180 181-195 191-205 206-220 1 140 и меньше 150 и меньше 165 и меньше 180 и меньше 190 и меньше 205 и меньше 4. Прыжок вверх с места, см 5 43 и больше 48 и больше 55 и больше 60 и больше 64 и больше 67 и больше 4 37-42 42-47 48-54 53-59 57-63 60-66 3 31-36 37-42 41-47 46-52 50-56 53-59 2 25-30 31-35 34-40 39-45 43-49 46-52 1 24 и меньше 30 и меньше 33 и меньше 38 и меньше 42 и меньше 45 и меньше 5. Бросок набивного мяча 2 кг двумя руками из-за головы, см 5 366 и больше 396 и больше 436 и больше 486 и больше 536 и больше 586 и больше 4 316-365 351-395 391-435 436-485 486-535 536-585 3 261-315 306-350 346-390 384-435 436-485 486-535 2 211-260 261-305 301-346 336-385 386-435 436-485 1 210 и меньше 260 и меньше 300 и меньше 335 и меньше 385 и меньше 435 и меньше 6. Подтягивание из виса, кол- во раз 5 11 и больше 13 и больше 15 и больше 18 и больше 21 и больше 25 и больше 4 8-10 9-12 11-14 13-17 15-20 12-24 3 3-7 5-8 7-10 8-12 9-14 11-17 2 2-4 1-4 3-6 3-7 3-8 4-10 1 1-0 0 2-0 2-0 2-0 3-0 7. Челночный бег 3х10м, с 5 7,7 и меньше 7,5 и меньше 7,3 и меньше 7,0 и меньше 6,8 и меньше 6,6 и меньше 4 7,6-8,3 7,6-8,0 7,4-7,8 7,1-7,5 6,9-7,3 6,7-7,1 3 8,4-8,9 8,1-8,5 7,9-8,3 7,6-8,0 7,4-7,8 7,2-7,6 2 9,0-9,5 8,6-9,2 8,4-8,8 8,1-8,5 7,9-8,3 7,7-8,1 1 9,6 и больше 9,3 и больше 8,9 и больше 8,6 и больше 8,4 и больше 8,2 и больше
Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей /девочки, девушки/. Таблица 2 п/п Упражнения Уровень оценки, балл Возрастные группы, лет 10 11 12 13 14 15 1. Бег 30 м, с 5 5,8 и меньше 5,6 и меньше 5,3 и меньше 5,0 и меньше 4,8 и меньше 4,5 и меньше 4 5,9-6,3 5,7-6,1 5,4-5,8 5,1-5,5 4,9-5,3 4,6-5,0 3 6,4-6,8 6,2-6,6 5,9-6,3 5,6-6,0 5,4-5,8 5,1-5,5 2 6,9-7,3 6,7-7,1 6,4-6,8 6,1-6,5 5,9-6,3 5,6-6,0 1 7,4 и больше 7,2 и больше 6,9 и больше 6,6 и больше 6,4 и больше 6,1 и больше 2. Бег 5 мин, м 5 1241 и больше 1281 и больше 1321 и больше 1401 и больше 1461 и больше 1521 и больше 4 1141-1240 1181-1280 1221-1320 1301-1400 1361-1460 1421-1520 3 1041-1140 1081-1180 1121-1220 1201-1300 1261-1360 1321-1420 2 941-1040 981-1080 1021-1120 1101-1200 1161-1260 1221-1320 1 940 и меньше 980 и меньше 1020 и меньше 1100 и меньше 1160 и меньше 1220 и меньше 3. Прыжок в длину с места, см 5 171 и больше 181 и больше 191 и больше 206 и больше 221 и больше 231 и больше 4 161-170 171-180 181-190 196-205 211-220 221-230 3 151-160 161-170 171-180 186-195 201-210 211-220 2 141-150 151-160 161-170 176-186 191-200 201-210 1 140 и меньше 150 и меньше 160 и меньше 175 и меньше 190 и меньше 200 и меньше 4. Прыжок вверх с места, см 5 35 и больше 41 и больше 45 и больше 49 и больше 51 и больше 54 и больше 4 31-34 36-40 40-44 44-48 47-50 50-53 3 27-30 31-35 35-39 39-43 43-46 46-49 2 23-26 26-30 30-34 34-38 39-42 42-45 1 22 и меньше 30 и меньше 33 и меньше 38 и меньше 42 и меньше 45 и меньше
Нормативные требования к оценке показателей развития физических качеств и двигательных способностей. Таблица 3 п/п Упражнение Уровень оценки, балл Мальчики Девочки 1. Бег на месте 10 с в максимальном темпе, количество 5 68 и больше 66 и больше 4 58-67 57-65 3 48-57 47-56 2 38-47 37-46 1 37 и меньше 36 и меньше 2. Выкрут с палкой, см 5 35 и меньше 25 и меньше 4 36-45 26-35 3 46-55 36-45 2 56-65 46-55 1 66 и больше 56 и больше 3. Наклон вперёд, см 5 11 и больше 6 и больше 4 от 0,5 до 10,5 от 5,5 до -5,5 3 от 0 до -10,0 от -5 до -8 2 от -10,5 до -20 от -8,5 до -15 1 от -21 и меньше от -16 и больше 4. Прыжки с прибавками, количество Возрастные группы 10-11 12-13 14-15 5 16 и больше 21 и больше 26 и больше 4 10-15 11-20 16-25 3 7-9 5-10 9-15 2 4-6 6-7 6-8 1 3 и меньше 4 и меньше 5 и меньше
Контрольные испытания и их оценка по баскетболу Таблица 4. Воз рост Ведение мяча 2/10 метров Штрафные броски ( из 10 раз) Броски в движении после ведения ( из 5 раз) Броски с точек (из 20 раз) Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши 9 12.6 12.0 - - - - - - 10 12.2 11.7 - - - - - - 11 11.5 10.9 2 2 1 1 2 3 12 11.5 10.6 2 2 1 1 3-4 4 13 10.9 9.9 3 3 2 2 6 7 14 10.7 9.6 4 5 3 3-4 6 7 15 10.5 9.3 4 6 4 5 7 8 16 10.4 9.2 5 6 5 5 7 9
Выпускниками считаются обучающиеся, которые прошли полный курс обучения в учебно- тренировочных группах и выполнили необходимые контрольно- переводные нормативы, усвоили теоретические знания образовательной программы, имеющие навыки судейства соревнований и разряды Единой классификации . Учащиеся не сдавшие КПН повторно остаются на группе начальной подготовки. Учащиеся не сдавшие контрольно-переводные нормативы, но участвующие в соревнованиях по баскетболу школьного и муниципального уровня и занявшие призовые места в составе команды ,по согласованию с тренерским советом переводятся в следующую группу обучения Отчисление осуществляется в следующих случаях: - по состоянию здоровья, не позволяющему продолжать занятия баскетболом. - за систематические пропуски учебно - тренировочных занятий без уважительных причин. - за совершение противоправных действий и неоднократное нарушение правил внутреннего распорядка. Полный врачебный контроль за состоянием здоровья осуществляется в сентябре и мае фельдшером.
План учебно-воспитательной работы.
1. Поход к роднику р. Мурза. - сентябрь 2. Отдых на природе , турслет – сентябрь 3. Соревнования среди классов в школе школьный этап «КЭС-Баскет» - октябрь 4. Участие в чемпионате «КЭС баскет», муниципальный тур- ноябрь 5. Участие в соревнованиях среди учащихся школ района- по согласованию 6. Товарищеские встречи с командами других школ- в течении года 7. Участие в соревнованиях школьной и районной спартакиады
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352 с. 2. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.-М.: Советский спорт, 2006.- 100 с. 3. Волейбол. Гандбол. Баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам/ В.Ф. Мишенькина, О.С. Шалаев, И.А. Сучков; под общей ред. Г.Я.Соколова.- Омск: СибГАФК, 1998.-60 с. 4. Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта. «Олимпийская литература», 2002 5. Здоровый образ жизни: реабилитация, физическая культура и спорт в Условиях Крайнего Севера и Сибири. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Омск: СибГАФК, 1997, ч. II – 184 c. 6. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11кл.; Метод. Пособие.-М.:Дрофа, 2003.-176 с. 7. Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения.- Изд.2-е- М.: Физкультура и спорт, 2002.-136с. 8. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов с ссузов физической культуры.-М.: СпортакадемПресс, 2002.-279 с. 9. Полиевский С.А., Костикова Л.В., Давыдов А.М., Ерофеев С.Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Оценка и совершенствование. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 168 с., ил. 10.Проблемы развития физической культуры и спорта в Условиях Сибири и Крайнего Севера. Сборник научных статей.-Омск: СибГАФК, 1995.- 176 с. 11.Тристан В.Г., Черяпкина В.И. практикум по физиологии висцеральных систем. Часть 1. Кровь, кровообращение, дыхание: Учебное пособие. Омск: СибГАФК, 1997.-72 с. 12.Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры/Серия «Книга для учителя».-ростов н/Д: «Феникс», 2003.-256 с. 13.Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка Баскетболистов: Учебное пособие/СПб: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000 – 58 с.